г. Томск |
Дело N 07АП-7082/11 |
05 октября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2011 г..
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2011 г..
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей Хайкиной С.Н., Скачковой О. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казариным И.М. и секретарем судебного заседания Шкляр Т.Г. .
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Сальников А.А. по доверенности N 126 от 28.12.2010 года, Колесникова Е.В. по доверенности N 26 от 15.05.2011 года
от заинтересованных лиц:
от Западно-Сибирского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору: без участия (извещено)
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспироднадзор) по Томской области: Веркеев З.Н. по доверенности N 2690/05 от 13.12.2010 года
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспироднадзор) по Томской области и Общества с ограниченной ответственностью "Альянснефтегаз"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 15 июля 2011 года по делу N А67-1276/2011 (судья Павлов Г.Д.)
по заявлению ООО "Альянснефтегаз"
к Западно-Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области
о признании частично незаконными действий,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "Альянснефтегаз" (далее по тексту - ООО "Альянснефтегаз", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, к Западно-Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту - Западно-Сибирское управление Ростехнадзора), Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
по Томской области (далее по тексту - Управление Росприроднадзора по Томской области), согласно которому просит: признать незаконными действия Западно-Сибирского управления Ростехнадзора по нарушению срока утверждения проекта нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для Майского нефтяного месторождения Томской области в части даты утверждения соответствующих нормативов ПДВ; обязать Управление Росприроднадзора по Томской области утвердить нормативы ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для Майского нефтяного месторождения с 11.07.2010 года; признать недействительным разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 0001-10 от 15.11.2010 года в части установления периода действия разрешения, а также в части установления нормативов ПДВ для факелов из расчета сжигания на них 5 % от добываемого попутного нефтяного газа; обязать Управление Росприроднадзора по Томской области установить следующий период действия выданного разрешения N 0001-10 от 15.11.2010 года: с 11.07.2010 года по 31.12.2014 года; обязать Управление Росприроднадзора по Томской области установить в выданном разрешении N 0001-10 от 15.11.2010 года нормативы ПДВ для вредных (загрязняющих) веществ, образующихся в результате сжигания попутного нефтяного газа на факеле, согласно уровню фактических выбросов, установленного в утвержденном проекте нормативов ПДВ для ООО "Альянснефтегаз" Майское нефтяное месторождение, а именно: установить общий валовый годовой размер выбросов вредных веществ в атмосферу, включающий выбросы от сжигания попутного нефтяного газа на факелах, на уровне 2014 года (года достижения максимальной добычи нефти): для углерода черного (сажи) в размере 2 184,4083 т/год, для метана в размере 5 346,398 т/год, для оксида углерода в размере 18 341,3978 т/год, для диоксида азота в размере 272,7687 т/год, для бенз(а)пирена в размере 0,0001071 т/год.
Решением Арбитражного суда Томской области от 05 июля 2011 года признаны незаконными действия Западно-Сибирского управления Ростехнадзора по утверждению для ООО "Альянснефтегаз" на период 2010-2014 годы проекта нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для Майского нефтяного месторождения Томской области в части даты утверждения соответствующих нормативов; признано недействительным разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 0001-10 от 15.11.2010 года в части установления периода действия разрешения. Управление Росприроднадзора по Томской области обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Альянснефтегаз", а именно обязано утвердить нормативы ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для ООО "Альянснефтегаз" на период 2010 -2014 годы для Майского нефтяного месторождения с 11.07.2010 года; Управление Росприроднадзора по Томской области обязано установить для ООО "Альянснефтегаз" на период 2010-2014 годы период действия выданного разрешения N 0001-10 от 15.11.2010 года: с 11.07.2010 года по 31.12.2014 года. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением в части обязания Управления Росприроднадзора по Томской области по утверждению нормативов ПДВ для Общества на период 2010-2014 годы для Майского нефтяного месторождения с 11.07.2010 года, а также в части обязания установить период действия разрешения на выброс загрязняющих веществ N 0001-10 от 15.11.2010 года: с 11.07.2010 года по 31.12.2014 года, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Томской области от 05 июля 2011 года в указанной части отменить.
ООО "Альянснефтегаз" также подана апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда Томской области от 05 июля 2011 года в части отказанных в удовлетворении заявленных требований.
Определением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 19 августа 2011 года апелляционная жалоба Общества принята к совместному рассмотрению с ранее поданной апелляционной жалобой заинтересованного лица.
Апелляционная жалоба Управления Росприроднадзора по Томской области мотивирована тем, что суд первой инстанции не полностью исследовал обстоятельства дела и свои решением обязал заинтересованное лицо выдать разрешение на выбросы загрязняющих веществ со сроками действия, предшествующими обращению заявителя на получение указанного разрешения.
Подробно доводы заинтересованного лица изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Общества Управление Росприроднадзора по Томской области возражало против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции в обжалуемой заявителем части законным и обоснованным, поскольку административный орган в рассматриваемом случае никаким образом не ограничивает природопользователя в уровне добычи углеводородов, при этом вне зависимости от уровня добычи, уровень утилизации ПНГ не может превышать значение 5% от общего объема попутного нефтяного газа.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы своей апелляционной жалобы, возражал против доводов апелляционной жалобы Общества.
Общество в апелляционной жалобе сослалось на то, что в оспариваемом решении суда первой инстанции указано, что лицензионным условием заявителю установлен максимальный уровень использования ПНГ- 95%. Поскольку минимальный уровень использования ПНГ лицензионными условиями не предусмотрен, то заявитель вправе осуществлять использование добытого ПНГ в объеме, меньшем, чем 95%, а, следовательно, вправе сжигать ПНГ на факелах в объеме, превышающем 5 %.
Подробно доводы Общества изложены в апелляционной жалобе и в дополнительных письменных пояснениях к апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу Управления Росприроднадзора по Томской области заявитель возражал против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, так как требования к заинтересованному лицу об обязании утвердить нормативы ПДВ загрязняющих веществ является способом устранения нарушений; при выполнении решения суда от ответчика требуется только изменение даты, с которой проект нормативов ПДВ будет считаться утвержденным; при наличии у заявителя положительного санитарно-эпидемиологического заключения заинтересованное лицо не вправе отказать в утверждении разработанного заявителем проекта нормативов ПДВ загрязняющих веществ, а также не вправе потребовать доработки проекта нормативов ПДВ в случае, если нормативы ПДВ не соответствуют указанным выше лицензионным требованиям; получение природопользователем в последующем разрешения на выбросы на весь период действия разрешения не снимает с него вины в совершении административного правонарушения, осуществленного до даты фактической выдачи разрешения.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы своей апелляционной жалобы, возражал против доводов апелляционной жалобы заинтересованного лица.
Западно-Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору отзыв в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представило, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции явку представителя не обеспечило.
12.09.2011 года в канцелярию Седьмого арбитражного апелляционного суда от Западно-Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
В порядке части 1 статьи 266, части 1, 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившейся стороны.
При рассмотрении апелляционных жалоб суд апелляционной инстанции руководствуется пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 года N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 АПК РФ. Отсутствие в данном судебном заседании лица, извещенного надлежащим образом о его проведении, не препятствует суду апелляционной инстанции в осуществлении проверки судебного акта в обжалуемой части.
Возражений против проверки в обжалуемой части к началу рассмотрения апелляционной жалобы не поступило.
Поэтому в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с учетом вышеуказанных разъяснений обжалуемое решение Арбитражного суда Томской области от 05 июля 2011 года проверено лишь в части, обжалуемой Обществом и Управлением Росприроднадзора по Томской области.
Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционных жалоб, пояснений к ним, отзывов на апелляционные жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Томской области от 05 июля 2011 года подлежащим в обжалуемой части отмене в части по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Западно-Сибирским Управлением Ростехнадзора рассмотрен и согласован проект нормативов ПДВ для ООО "Альянснефтегаз", Майское нефтяное месторождение, вх. N П 9154-0 от 11.06.2010 года.
Нормативы ПДВ для ООО "Альянснефтегаз", Майское нефтяное месторождение, утверждены 15.09.2010 года.
15 ноября 2010 года Управлением Росприроднадзора по Томской области выдано разрешение N 0001-10 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основании которого Обществу разрешается в период с 15.11.2010 года по 31.12.2014 года осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, расположенными на Майском нефтяном месторождении, Каргасокский р-н, Томская область.
Согласно приложению N 1 к указанному разрешению, которое является его неотъемлемой частью, разрешенный выброс вредного (загрязняющего) вещества в пределах
утвержденных нормативов ПДВ, составляет:
- единовременный выброс вредного вещества в атмосферу: 76,3325 г/с (грамм в секунду) для углерода черного (сажи), 185,9752 г/с для метана, 650,3378 г/с для оксида углерода, 14,5859 г/с для диоксида азота, 0,000017 г/с для бенз(а)пирена;
- общий валовый годовой выброс вредного вещества в атмосферу: 127,6112 т/год (тонн в год) для углерода черного (сажи), 310,1037 т/год для метана, 1201,4232 т/год для оксида углерода, 135,649 т/год для диоксида азота, 0,0001 т/год для бенз(а)пирена.
Заявитель, полагая, что действия Западно-Сибирского управления Ростехнадзора в части даты утверждения соответствующих нормативов ПДВ, разрешение Управление Росприроднадзора по Томской области на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 0001-10 от 15.11.2010 года в части установления периода действия разрешения, а также в части установления нормативов ПДВ для факелов из расчета сжигания
на них 5 % от добываемого попутного нефтяного газа, нарушают его права, обратился в Арбитражный суд Томской области с настоящими требованиями.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 14).
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охран у атмосферного воздуха (пункт 2).
Как следует из пункта 4.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 31.10.2008 года N 288 разрешениями на выбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух устанавливаются количества вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов), допускаемых к выбросу в атмосферный воздух по каждой отдельной производственной территории (для территориально обособленного подразделения) индивидуального предпринимателя и юридического лица, подлежащего федеральному государственному экологическому контролю (далее - хозяйствующие субъекты): в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух (далее - нормативы ПДВ); в пределах установленных лимитов на выбросы (временно согласованных выбросов (далее - ВСВ) вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух (далее - лимиты на выбросы).
При наличии утвержденных нормативов ПДВ и при условии, что достижение нормативов ПДВ обеспечивается, разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ, если лимиты на выбросы не устанавливались. Если нормативы ПДВ не обеспечиваются и при наличии установленных лимитов на выбросы срок действия разрешения на выбросы составляет один год с даты выдачи разрешения на выбросы.
Для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух, при наличии нормативов ПДВ, установленных, в том числе на период ведения строительных работ, в составе утвержденной в установленном порядке проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений и иных объектов, разрешение на выбросы выдается на срок ведения строительных работ в соответствии с утвержденной проектной документацией или на срок достижения проектных показателей (но не более 2 лет) (для вводимых в эксплуатацию новых или реконструированных объектов).
В соответствии с пунктом 5 Административного регламента от 31.10.2008 года N 288 конечным результатом исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду является выдача разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух, разрешений на сбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду (водные объекты) хозяйствующим субъектам, осуществляющим любые виды хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, которая приводит: - к выбросам вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух - разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух или разрешения на выбросы радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух, соответственно (далее - разрешения на выбросы); - к сбросам загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду (водные объекты) - разрешения на сбросы загрязняющих веществ или разрешения на сбросы радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду (водные объекты), соответственно (далее - разрешения на сбросы), либо предоставление мотивированного отказа в выдаче указанных разрешений.
Как следует из п.п. 8, 8.1 Административного регламента от 31.10.2008 года N 288 основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы является представление в территориальный орган Ростехнадзора хозяйствующим субъектом заявления, оформленного в соответствии с Приложением 1 к настоящему Регламенту, и следующих документов для получения разрешения на выбросы: утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям; согласованного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае если при утверждении нормативов ПДВ установлено, что их достижение Заявителем не обеспечивается), а также отчета о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных согласно Приложению 4 к Регламенту; документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Согласно пункту 9 Административного регламента от 31.10.2008 года N 288 конечным результатом исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, разрешений на сбросы загрязняющих веществ или радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду является выдача разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по форме, представленной в Приложении 18 к Регламенту, разрешения на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду по форме, представленной в Приложении 5 к Регламенту, разрешения на выбросы радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух по форме, представленной в Приложении 19 к Регламенту, разрешения на сбросы радиоактивных веществ (радионуклидов) в окружающую среду либо представление мотивированного отказа в выдаче разрешений в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 8 настоящего Регламента заявления и документов.
Административная процедура "Выдача разрешения на выбросы, разрешения на сбросы" урегулирована п. п. 19.1 - 19.3 Административного регламента от 31.10.2008 года N 288.
Так, согласно пункту 19.1. Административного регламента от 31.10.2008 года N 288 административная процедура "Выдача разрешения на выбросы, разрешения на сбросы" включает следующие административные действия: прием материалов Заявителя; назначение ответственного должностного лица; рассмотрение материалов Заявителя, подготовку проекта и последующее издание приказа о выдаче разрешения на выбросы, разрешения на сбросы или об отказе в выдаче разрешения на выбросы, разрешения на сбросы; оформление разрешения на выбросы, разрешения на сбросы; внесение информации о выдаче разрешения на выбросы, сбросы в соответствующий информационный ресурс (журнал, банк данных).
Основанием для начала административного действия является поступление в территориальный орган Ростехнадзора Заявления и прилагающихся материалов в соответствии с пунктом 8 настоящего Регламента. Сотрудник канцелярии либо соответствующего структурного подразделения территориального органа Ростехнадзора осуществляет регистрацию материалов Заявителя в течение 1 рабочего дня. Критерием приема документов Заявителя и их регистрации является соответствие состава документов представленной описи и перечню документов, указанных в пункте 8 настоящего Регламента. Результатом действия являются зарегистрированные в установленном порядке в ходящие материалы Заявителя.
Один экземпляр заявления и описи, подготовленной Заявителем, прилагающихся материалов с отметкой о дате приема направляется (вручается, возвращается) Заявителю. Зарегистрированные материалы Заявителя передаются начальнику структурного подразделения (отдела) территориального органа Ростехнадзора для назначения ответственного исполнителя для их рассмотрения.
Должностным лицом, ответственным за выполнение административного действия, является начальник соответствующего структурного подразделения (отдела) территориального органа Ростехнадзора. Начальник структурного подразделения (отдела) территориального органа Ростехнадзора в течение 1 рабочего дня принимает решение о назначении ответственного должностного лица с учетом его должностных обязанностей и ставит резолюцию о назначении ответственного исполнителя на материалах Заявителя. Ответственное должностное лицо в течение 5 рабочих дней рассматривает материалы Заявителя на соответствие перечню документов, указанных в пункте 5 Регламента, и в случае выявления некомплектности материалов Заявителя готовит проект письма Заявителю о приостановлении рассмотрения материалов по причине их некомплектности, которое передается на визирование начальнику соответствующего структурного подразделения (отдела) территориального органа Ростехнадзора и на подпись заместителю руководителя территориального органа Ростехнадзора, курирующему вопросы в области охраны окружающей среды и имеющему право подписи в соответствии с должностным регламентом.
При установлении комплектности материалов Заявителя должностное лицо территориального органа Ростехнадзора, ответственное за выполнение административного действия, в течение не более 17 рабочих дней рассматривает материалы Заявителя и готовит решение о выдаче разрешения на выбросы (разрешения на сбросы) (проект приказа территориального органа Ростехнадзора, проект разрешения на выбросы или разрешения на сбросы) либо об отказе в выдаче разрешения на выбросы (разрешения на сбросы) в соответствии с пунктом 10 настоящего Регламента. Подготовленный проект приказа территориального органа Ростехнадзора оформляется в соответствии с инструкцией по делопроизводству, визируется в установленном порядке и направляется на подпись руководителю территориального органа Ростехнадзора.
Фиксацией результата исполнения административного действия является подготовка проекта приказа и последующее издание приказа территориального органа Ростехнадзора о выдаче разрешения на выбросы (разрешения на сбросы), проекта разрешения на выбросы (разрешения на сбросы) либо мотивированный отказ в выдаче разрешения.
Основанием для оформления разрешения на выбросы, разрешения на сбросы является подписанный в установленном порядке приказ территориального органа Ростехнадзора о выдаче разрешения на выбросы (разрешения на сбросы).
Должностное лицо территориального органа Ростехнадзора, ответственное за выполнение административного действия, в течение не более 5 рабочих дней с даты регистрации приказа территориального органа Ростехнадзора о выдаче разрешения на выбросы оформляет разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух согласно Приложению N 18 к Регламенту, для выбросов радиоактивных веществ (радионуклидов) в атмосферный воздух согласно Приложению N 19 к Регламенту или разрешения на сбросы в соответствии с формой, указанной в Приложении 5 к Регламенту, осуществляет визирование разрешения в порядке, определенном пунктом 12 Регламента. Разрешение подписывается руководителем территориального органа Ростехнадзора либо лицом, его замещающим, и заверяется оттиском гербовой печати.
Подписанное разрешение на выбросы (разрешение на сбросы) направляется в канцелярию либо соответствующее структурное подразделение территориального органа, сотрудник которого в базе данных входящих документов вносит информацию о подписи разрешения на выбросы (разрешения на сбросы) и информирует по телефону Заявителя о времени выдачи разрешения на выбросы (разрешения на сбросы) в день поступления подписанного разрешения. Выдача оформленного разрешения на выбросы, разрешения на сбросы осуществляется Заявителю либо его представителю по доверенности сотрудником канцелярии либо соответствующего структурного подразделения территориального органа Ростехнадзора, осуществляющего регистрацию входящей (исходящей) документации.
Должностное лицо территориального органа Ростехнадзора, ответственное за выполнение административного действия, прилагает копию выданного разрешения на выбросы, разрешения на сбросы (либо копии письма об отказе в выдаче) к материалам Заявителя (дело Заявителя), которые передаются на хранение в архив территориального органа Ростехнадзора.
Должностное лицо территориального органа Ростехнадзора, ответственное за выполнение административного действия, в течение 1 рабочего дня с даты подписания разрешения на выбросы (разрешения на сбросы) вносит в базу данных информацию о выданном разрешении на выбросы, разрешении на сбросы, а также в перечень выданных разрешений на выбросы (разрешений на сбросы), который формируется и ежемесячно направляется территориальным органом Ростехнадзора в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному экологическому контролю (Федеральная служба по надзору в сфере природопользования).
В соответствии с п.п. 19.2., 19.3 Административного регламента от 31.10.2008 года N 288 описание последовательности и состава административных действий уполномоченных территориальных органов Ростехнадзора при осуществлении административной процедуры по выдаче разрешения на выбросы, разрешения на сбросы с указанием юридических фактов, являющихся основанием для начала действия, должностных лиц, ответственных за выполнение действия, максимальных сроков выполнения административного действия, прав и обязанностей должностных лиц, критериев выбора вариантов решения, способов фиксации результатов выполнения действия, результатов действия и порядка передачи результата приводится в Приложении 13 к настоящему Регламенту. Срок осуществления территориальным органом Ростехнадзора административной процедуры по выдаче разрешения на выбросы, разрешения на сбросы - 30 рабочих дней со дня регистрации материалов Заявителя.
Согласно п. 6, п. 9 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 года N 183 предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и юридического лица в целом или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух данного юридического лица или его отдельных производственных территорий, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технически х нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии этих предельно допустимых выбросов санитарным правилам.
Предельно допустимые и временно согласованные выбросы устанавливаются территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, не подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, допускаются на основании разрешения, выданного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Территориальные органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору информируют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, о предельно допустимых и временно согласованных выбросах, установленных для стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, за исключением установленных для стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
Анализ вышеуказанных норма права позволяет сделать вывод о том, что административная процедура по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ начинается с момента обращения заявителя в соответствующие полномочные органы с предоставлением необходимого пакета документов.
Кроме этого, как следует из вышеуказанных норм права, решение о выдаче (либо не выдаче) разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ принимается соответствующим государственным органом в установленный срок после проверки и анализа представленных заявителем документов.
Полномочия по установлению нормативов на выбросы загрязняющих веществ и выдаче разрешений переданы Управлению Росприроднадзора на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.09.2010 года N 283.
Таким образом, заинтересованное лицо полномочно устанавливать нормативы выбросов загрязняющих веществ и выдавать разрешения на выброс загрязняющих веществ только с 29.09.2010 года, в связи с чем, доводы апеллянта - заинтересованного лица об в указанной части не состоятельны.
Однако, исходя из анализа вышеприведенных норм права следует что ни Административным регламентом по выдаче разрешений, ни иными нормативно-правовыми актами не предусмотрена выдача разрешений на выбросы, разрешения на сбросы ранее срока издания приказа полномочного территориального органа о выдаче разрешения, а тем более, ранее даты обращения природопользователя за разрешением. ООО "Альянснефтегаз" обратилось в уполномоченный орган с заявлением на разрешение 08.10.2010 года, что не оспорено представителя Общества в апелляционном суде, а суд первой инстанции обязал Управление Росприроднадзора по Томской области выдать разрешение для Майского месторождения с 11.07.2010 года, то есть с даты, предшествующей дате обращения с заявлением.
При этом, апелляционный суд не принимает довода заявителя о том, что разрешения выдаются на период действия ПДВ (применительно к доводу о начале действия ПДВ), так как указанное положение в совокупности с положениями действующего законодательства не свидетельствует об обязанности государственного органа выдавать вышеуказанные разрешения на выбросы с даты начала действия ПДВ, а также указания в разрешениях на выбросы с началом действия, ранее срока его издания, в связи с чем ссылка Общества на нарушение норм законодательства и его прав в указанной части не подтверждена представленными в материалы дела доказательствами.
Исходя из вышеизложенного, требования заявителя в указанной части не подлежат удовлетворению.
Согласно статье 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 года N 2395-1 "О недрах" пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья.
Как следует из пункта 1 Постановления Правительства РФ от 08.01.2009 года N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках" в целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных (загрязняющих) веществ и сокращения эмиссии парниковых газов, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа, Правительство Российской Федерации постановляет установить целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках на 2012 год и последующие годы в размере не более 5 процентов от объема добытого попутного нефтяного газа.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (статья 11 Закона о недрах).
Протоколом заседания ТО ЦКР Роснедра по ХМАО -Югре N 527 от 17.03.2010 года при разработке Майского нефтяного месторождения Общества установлен максимальный уровень использования растворенного газа -95%.
В апелляционной жалобе Общество просит установить общий валовый годовой размер выбросов вредных веществ в атмосферу, включающий выбросы от сжигания попутного газа на факелах, на уровне 2014 года (года достижения максимальной добычи нефти). для углерода черного (сажи) в размере 2 184,4083 т/год, для метана в размере 5 346,398 т/год, для оксида углерода в размере 18 341,3978 т/год, для диоксида азота в размере 272,7687 т/год, для бенз(а)пирена в размере 0,0001071 т/год.
Между тем, проанализировав указанные выше обстоятельства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что установление в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 0001-10 от 15.11.2010 года нормативов ПДВ для факелов из расчета сжигания на них более 5 % от добываемого попутного нефтяного при максимальном уровне использования заявителем растворенного газа - 95% повлечет нарушение лицензионных условий и требований действующего законодательства.
Учитывая изложенное, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, в части признания недействительным разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 0001-10 от 15.11.2010 года в части установления периода действия разрешения; возложения обязанности на Управление Росприроднадзора по Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Альянснефтегаз", а именно, обязать Управление Росприроднадзора по Томской области утвердить нормативы ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для ООО "Альянснефтегаз" на период 2010 -2014 годы для Майского нефтяного месторождения с 11.07.2010 года; возложения обязанности на Управление Росприроднадзора по Томской области установить для Общества с ограниченной ответственностью "Альянснефтегаз" на период 2010-2014 годы период действия выданного разрешения N 0001-10 от 15.11.2010: с 11.07.2010 по 31.12.2014 г.г., а также в части взыскания с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспироднадзор) по Томской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Альянснефтегаз" 2 000 руб. государственной пошлины, в силу п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ является основанием для отмены решения суда первой инстанции в указанной части и принятия нового судебного акта по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 269 АПК РФ об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований в части; в остальной обжалуемой части принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законными и обоснованными, основанным на всестороннем исследовании имеющихся в материалах дела доказательствах, на правильном применении норм материального и процессуального права, в которой, оснований для принятия доводов апелляционных жалоб налогового органа, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 104, 110 и 156, пунктом 2 статьи 269, пунктами 3 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Томской области от 15 июля 2011 года по делу N А03-3181/2011 в обжалуемой части отменить в части признания недействительным разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух N 0001-10 от 15.11.2010 в части установления периода действия разрешения; возложения обязанности на Управление Росприроднадзора по Томской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Альянснефтегаз", а именно, обязать Управление Росприроднадзора по Томской области утвердить нормативы ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу для ООО "Альянснефтегаз" на период 2010 -2014 годы для Майского нефтяного месторождения с 11.07.2010 года; возложения обязанности на Управление Росприроднадзора по Томской области установить для Общества с ограниченной ответственностью "Альянснефтегаз" на период 2010-2014 годы период действия выданного разрешения N 0001-10 от 15.11.2010: с 11.07.2010 по 31.12.2014 г.г., а также в части взыскания с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Роспироднадзор) по Томской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Альянснефтегаз" 2 000 руб. государственной пошлины.
Принять в указанной части новый судебный акт.
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Альянснефтегаз" в указанной части отказать.
В остальной обжалуемой части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Альянснефтегаз" - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Альянснефтегаз" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручение N 129 от 02.08.2011 года государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.
Председательствующий: |
Жданова Л. И. |
Судьи |
Хайкина С. Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-1276/2011
Истец: ООО "Альянснефтегаз"
Ответчик: Западно-Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Томской области, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской обл.