г. Москва
06 октября 2011 г. |
Дело N А41-20855/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 октября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей Ханашевича С.К., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Полухиной Ю.М.,
при участии в заседании:
от страхового открытого акционерного общества "ВСК" (ИНН 7710026574, ОГРН 1027700186062): представитель не явился, извещен;
от общества с ограниченной ответственностью "Автологистика" (ИНН 7729412333, ОГРН 1037739241396): представитель не явился, извещен;
от общества с ограниченной ответственностью "БМВ Русланд Трейдинг" (ИНН 7712107050, ОГРН 1037739414844): представитель не явился, извещено;
от закрытого акционерного общества "Евросиб Лахта" (ИНН 7816210870) представитель не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Автологистика" на решение Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2011 года по делу N А41-20855/10, принятое судьей Денисовым А.Э., по иску страхового открытого акционерного общества "ВСК" к обществу с ограниченной ответственностью "Автологистика" о взыскании ущерба в порядке суброгации,
УСТАНОВИЛ:
страховое открытое акционерное общество "ВСК" (далее - СОАО "ВСК") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Автологистика" (далее - ООО "Автологистика") о взыскании ущерба в порядке суброгации в сумме 9 425 руб. 90 коп.
В деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, участвуют общество с ограниченной ответственностью "БМВ Русланд Трейдинг" (далее - ООО "БМВ Русланд Трейдинг") и закрытое акционерное общество "Евросиб Лахта" (далее - ЗАО "Евросиб Лахта").
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2011 года по делу исковые требования СОАО "ВСК" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, ООО "Автологистика" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что 15.10.07г. между ООО "Автологистика" (Исполнитель) и ООО "БМВ Русланд Трейдинг" (Заказчик) был заключен договор на оказание комплекса услуг N ТРА-С-0121/07, по условиям которого исполнитель обязался хранить вверяемые ему заказчиком автомобили БМВ и МИНИ, перевозить грузы в пункт назначения и выдавать их грузополучателю или уполномоченному им на получение груза лицу, а заказчик обязывается оплачивать хранение и перевозку грузов (том 1 л.д. 43-58).
Получателем груза являлось ЗАО "Евросиб Лахта".
Согласно товарно-транспортным документам пунктом погрузки товара является г.Москва, Солнечногорский район, п. Пикино, ул. Транспортная, уч. 1, стр. 1, пунктом разгрузки является г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 112, корп. 2 (том 1 л.д. 17-18).
Заказчик во исполнение своих обязательств по договору передал исполнителю автомобиль BMW X3 идентификационный номер (VIN) WBAPC71060WG98172.
При получении груза в месте разгрузки было обнаружено повреждение груза, что подтверждается отчетом об ущербе и повреждениях транспортного средства (том 1 л.д. 19).
Перечень повреждений зафиксирован в акте осмотра транспортного средства N 316382 от 13.01.10г., составленном ООО "АПЭКС-ГРУП" (том 1 л.д. 22).
Размер ущерба, причиненного собственнику груза, определен Страховым актом N 0986В13G00869-S0024Y от 27.02.10г. (том 1 л.д. 10).
Так как груз был застрахован в ОАО "Военно-страховая компания" в соответствии с Генеральным полисом N 0986В13G00869 от 20.11.09г., в связи с наступлением страхового случая истец выплатил выгодоприобретателю (грузополучателю) ЗАО "Евросиб Лахта" страховое возмещение в размере 11 451руб. 90 коп. по платежному поручению N 52159 от 03.03.10г. (том 1 л.д. 9).
В соответствии с п. 14 Генерального полиса страхования грузов N 0986В13G00869 от 20.11.09г. истец производит выплату страхового возмещения за вычетом безусловной франшизы по каждому страховому случаю.
Безусловная франшиза устанавливается в размере 50 евро по каждому автомобилю.
Истец направил ООО "Автологистика" претензию с предложением добровольно возместить причиненный ущерб (том 1 л.д. 25).
Поскольку в добровольном порядке причиненный ущерб возмещен не был, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, исходил из того, что факт причинения ущерба ответчиком, размер причиненного ущерба, а также факт возникновения у истца права на суброгацию подтверждены материалами дела. Доказательств возмещения ущерба в материалах дела не имеется.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, ООО "Автологистика" указывает, что истец произвел выплату страхового возмещения ненадлежащему лицу. Отметки в ОУПТС о наличии повреждений на товарном автомобиле марки BMW проставлены только после мойки указанного автомобиля.
Суд апелляционной инстанции, выслушав представителей сторон, не находит оснований для вывода о том, что страховое возмещение выплачено страховщиком ненадлежащему лицу - дилеру.
Между страхователем и страховщиком 12.07.10г. было заключено дополнительное соглашение к генеральному полису страхования грузов от 20.11.09г. (том 1 л.д. 105-106), которым стороны договора согласовали условие о том, что дилеры от имени страхователя подают страховщику заявления на выплату страхового возмещения.
При этом дилеры (получатели груза) являются получателями страховых выплат (п.п. 19.15, 19.16 генерального полиса).
В соответствии с пунктом 11 дополнительного соглашения указанные условия распространяются на обязательства сторон, возникшие с даты начала действия генерального полиса, что соответствует положениям пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Такой же принцип ответственности перевозчика закреплен статьей 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.
В соответствии с пунктом 5 статьи 34 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.07г. N 259-ФЗ перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.
Повреждение груза в период перевозки автомобиля подтверждается отчетом об ущербе и повреждениях транспортного средства (ОУПТС) составленным сторонами в соответствии с пунктом 5.3.2. договора на оказание комплекса услуг от 15.10.07г. N ТРА-С-0121/07.
Доказательств того, что повреждение груза произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы (п. 3 ст. 403 ГК РФ) или иных причин, предусмотренных статьей 36 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" от 08.11.07г. N 259-ФЗ ответчиком не представлено.
Не могут быть приняты доводы ответчика о том, что из отчета об ущербе и повреждениях транспортного средства усматривается, что осмотр проводился после мойки автомобиля, в связи с чем на ответчика не может быть возложена ответственность за ущерб, поскольку неизвестно, в результате каких и чьих действий допущены повреждения автомобиля.
Данный довод является необоснованным, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ответчик передал автомобиль в установленном порядке грузополучателю до указанной выше мойки.
Кроме того, как следует из пункта 5.3.2. договора на оказание комплекса услуг от 15.10.07г. N ТРА-С-0121/07, момент принятия груза определяется моментом передачи груза со всеми необходимыми документами, то есть товарно-транспортной накладной (ТТН) и в случае выявления повреждений - отчетом об ущербе и повреждениях транспортного средства (ОУПТС).
В соответствии с Приложением N 2 к ДС N 9/1 к договору на оказание комплекса Услуг N ТРА-С-0121/07 от 15.10.07г. фактической передачей автомобилей исполнителем получателю является момент составления ОУПТС или передачи ключей зажигания от автомобиля. Таким образом, перевозчик считается исполнившим свою обязанность по доставке автомобиля, только после передачи ключей от автомобиля и подписания всего комплекта документов (ОУПТС, ТТН).
Согласно п.6.1 Договора N ТРА-С-0121/07 от 15.10.07г., заключенного между ООО "Автологистика" и ООО "БМВ Русланд Трейдинг" повреждения, причиненные автомобилю должны быть немедленно занесены в ОУПТС. Таким образом, в отчете о повреждениях транспортного средства фиксируются повреждения, причиненные автомобилю в результате складского хранения и перевозки. Повреждения автомобиля, обнаруженные после процедуры приемки дилером, в ОУПТС не фиксируются и не подпадают под зону ответственности ответчика.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 июня 2011 года по делу N А41-20855/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
С.К. Ханашевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-20855/2010
Истец: ОАО "Военно-страховая компания"
Ответчик: ООО "Автологистика ", ООО "АВТОлогистика"
Третье лицо: ЗАО "Евросиб Лахта", ООО "БМВ Русланд Трейдинг", ООО "БМВ Русланд Трейдинг" г. Химки
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7508/11