г.Москва |
|
07.10.2011
|
N 09АП-23599/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.10.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 07.10.2011
Дело N А40-46238/11-72-289
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Кольцовой Н.Н., Румянцева П.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Торопченковым К.В.,
при участии:
от заявителя: Бусев А.П. по доверенности от 02.06.2010 N 150-Д;
от ответчика: не явился, извещен,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Федеральная пассажирская компания"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 29.06.2011 по делу N А40-46238/11-72-289, принятое судьей Немовой О.Ю.
по заявлению ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738, 107228, Москва, ул.Новорязанская, д.12)
к Управлению федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике
об оспаривании постановления от 19.04.2011 N 04-07/2437,
УСТАНОВИЛ
ОАО "Федеральная пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 19.04.2011 N 04-07/2437 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 41-А-2011.
Решением суда от 29.06.2011 в удовлетворении требования отказано. При этом суд исходил из того, что у антимонопольного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности; порядок и сроки привлечения к ответственности не нарушены.
Заявитель не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права. Указал на отсутствие события вмененного административного правонарушения и нарушение процедуры привлечения к административной ответственности.
Ответчик своего представителя в судебное заседание не направил. Располагая доказательствами надлежащего извещения ответчика о месте и времени судебного заседания, суд рассмотрел дело в порядке ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного решения проверена судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
В соответствии с ч.6 ст.210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Из материалов дела усматривается, что определением Управления федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 11.02.2011 N 04-04/726, вынесенным по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 195-АМ3-2010, ОАО "Федеральная пассажирская компания" предписано в срок до 07.03.2011 предоставить:
- сведения о реализованных билетах на поезд "Чебоксары-Москва" (N N 53/54) в 2009-2010 гг. (по состоянию на 31 декабря каждого года) (по форме таблицы);
- сведения о реализованных билетах па поезд "Чебоксары-Москва" (N N 53/54) в мае и августе 2010 г. по дням (по форме таблицы);
- инструкцию работы билетных кассиров и операторов билетно-кассовой аппаратуры системы "Экспресс-2";
- расшифровка классов обслуживания вагонов 1Л, 2Л;
- пояснения касательно продажи билетов не далее 5 суток на факультативные вагоны.
Определение получено заявителем 24.02.2011, однако не было исполнено в установленный срок.
По данному факту в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 07.04.2011 N 41-А-2011 по ч.5 ст.19.8 КоАП РФ.
Постановлением от 19.04.2011 N 04-07/2437 ОАО "Федеральная пассажирская компания" привлечено к административной ответственности по ч.5 ст.19.8 КоАП РФ. Наказание назначено в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Заявитель обжаловал данное постановление в арбитражный суд.
Обязанность коммерческих организаций предоставлять антимонопольному органу по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу для выполнения возложенных на него функций, предусмотрена п.1 ст.25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Частью 5 ст.19.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе за непредставление сведений (информации) по требованию названных органов, а равно за представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации).
Суд апелляционной инстанции считает, что ОАО "Федеральная пассажирская компания" были предприняты все необходимые меры по исполнению требований антимонопольного органа о предоставлении указанных в его определении от 11.02.2011 N 04-04/726 сведений.
Данное обстоятельство подтверждается тем, что Общество направило в антимонопольный орган ходатайство от 04.03.2011 N 6 об отложении сроков предоставления сведений в связи с большим объемом документов.
Как пояснил заявитель, невозможность исполнения требования антимонопольного органа в установленный срок обусловлена большим объемом сведений о количестве реализованных билетов на поезд N 53/54 "Чебоксары - Москва" в течение двух лет, отсутствием этих сведений в полном объеме в электронном виде и необходимости проверки данной информации на бумажных носителях.
В соответствии со ст.43 Федерального закона "О защите конкуренции" с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать из них выписки, давать пояснения, заявлять ходатайства. При этом в соответствии со ст.47 указанного Федерального закона комиссия вправе по ходатайству лица, участвующего, в деле, а также в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств отложить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства. Решение комиссии об отложении рассмотрения дела оформляется определением, копия которого в трехдневный срок со дня его вынесения направляется лицам, участвующим в деле.
Права, предусмотренные ст.43 Федерального закона "О защите конкуренции", порождают у антимонопольного органа соответствующие обязанности.
Между тем, ходатайство от 04.03.2011 N 6 получено антимонопольным органом 04.03.2011 (входящий номер 04-06/1410), однако в нарушение статей 43, 47 Федерального закона "О защите конкуренции" не было рассмотрено.
В этой связи заявитель направил повторное ходатайство от 16.03.2011 N 30/ГФФПКЮ об отложении рассмотрения дела и продлении срока для предоставления запрашиваемой информации.
Определением от 18.03.2011 N 04-05/1530 антимонопольный орган удовлетворил это ходатайство и установил заявителю новый срок для представления документов - 12.04.2011.
Документы представлены ОАО "Федеральная пассажирская компания" в пределах нового установленного срока, о чем указано в протоколе об административном правонарушении.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По мнению апелляционного суда, Общество от исполнения возложенной на него законом обязанности не уклонялось. О причине невозможности представления документов в установленный срок заявитель заблаговременно уведомил антимонопольный орган, направив соответствующие ходатайства, реализовав свои права, предусмотренные ст.43 Закона о защите конкуренции, в разумные сроки. Запрошенные антимонопольным органом информация и документы представлены Обществом письмом от 06.04.2011 N 467 в полном объеме.
В свою очередь, нерассмотрение антимонопольным органом ходатайства от 04.03.2011 N 6 признается судом как произвольное ограничение прав и гарантий Общества, участвующего в деле о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренных ст.43 Федерального закона "О защите конкуренции".
При указанных обстоятельствах ОАО "Федеральная пассажирская компания" неправомерно привлечено к административной ответственности, вопреки выводам суда первой инстанции об обратном.
Проверив порядок привлечения к административной ответственности, судебная коллегия признает его соблюденным. О составлении протокола об административном правонарушении законный представитель Общества был уведомлен заблаговременно (т.1, л.д.52). Данное обстоятельство также подтвердил в судебном заседании представитель заявителя. При составлении протокола участвовал представитель организации Ахмерова Д.И. по доверенности от 25.03.2011 N 77дф. Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении получено Обществом 11.04.2011 согласно штампу (т.1, л.д.21). Срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен. Наказание назначено с учетом требований положений статей 4.1, 4.3, 4.6 КоАП РФ в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.5 ст.19.8 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда города Москвы от 29.06.2011 по делу N А40-46238/11-72-289 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике от 19.04.2011 N 04-07/2437 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 41-А-2011.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Б.С. Веклич |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-46238/2011
Истец: ОАО "Федеральная пассажирская компания"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии, Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской республике-ЧувашииМосковской области
Хронология рассмотрения дела:
03.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-14873/11
07.10.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23599/11
02.08.2011 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-20751/11
29.06.2011 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-46238/11