Новое в правовом регулировании платежей за
пользование лесным фондом*(1)
Конституция РФ устанавливает, что лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Данная норма предопределяет наличие многоуровневого регулирования.
На федеральном уровне совокупность законодательных актов можно разделить на две группы. В одну группу входят акты лесного законодательства, касающиеся вопросов уплаты лесных платежей (к таким актам в первую очередь относится Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ). В соответствии со ст. 1 и 2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" Лесной кодекс РФ начал действовать с 1 января 2007 г. и применяется к отношениям, возникшим после указанной даты.
Однако до 1 января 2008 г. действует и Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ. Из этого Кодекса продолжает действовать только ст. 42 в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ.
К другой группе нормативных правовых актов следует отнести акты, предметом регулирования которых являются совсем иные отношения. Однако такие акты содержат отдельные положения, относящиеся к лесным платежам. Например, Бюджетный кодекс РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ регулирует вопросы распределения доходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, в том числе лесных платежей. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации" и Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" определяют администраторов поступлений в федеральный бюджет. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ устанавливает порядок предоставления лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование.
В соответствии со ст. 2 Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ лесное законодательство состоит из данного кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Эта норма является продолжением положения Конституции РФ о том, что лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом Лесной кодекс РФ зачастую указывает на необходимость или возможность принятия соответствующего акта на уровне субъектов Российской Федерации. Например, порядок и нормативы заготовки гражданами древесины (ч. 5 ст. 30), не древесных лесных ресурсов (ч. 4 ст. 33), пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных средств (ч. 4 ст. 35) для собственных нужд устанавливаются субъектами РФ. Также законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений (ч. 6 ст. 75).
Следующая группа нормативных правовых актов после законов - это подзаконные акты. Сейчас эта группа обладает специфическими чертами. Ряд постановлений Правительства РФ, ведомственных актов не отменены. Однако с введением в действие нового Лесного кодекса РФ эти акты фактически утратили силу. К ним относятся, например, постановление Правительства РФ от 24 марта 1998 г. N 345 "Об утверждении положения об аренде участков лесного фонда", приказы Федерального агентства лесного хозяйства от 14 сентября 2005 г. N 255 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню", от 25 октября 2005 г. N 286 "О ставках лесных податей за заготовку второстепенных лесных ресурсов", от 7 декабря 2005 г. N 323 "О ставках лесных податей за пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей" и др.
В силу ряда причин должны быть приняты новые подзаконные акты. Во-первых, прежние постановления Правительства РФ, приказы соответствующих ведомств не могут действовать из-за изменения общей концепции уплаты лесных платежей. Во-вторых, ряд вопросов просто не урегулирован. Лесной кодекс РФ содержит отсылочные нормы к актам Правительства РФ, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Правительство РФ устанавливает перечень видов (пород) деревьев, кустарников, заготовка древесины которых не допускается (ч. 6 ст. 29), ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности (ч. 4 ст. 73), форму, порядок подготовки и заключения договора аренды (ч. 5 ст. 74). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления также определяют ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды участка, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности соответственно. Уполномоченный орган исполнительной власти должен установить форму лесной декларации и порядок ее заполнения и подачи (ч. 3 ст. 26). Упомянутый Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ обязывает Правительство РФ до 1 июля 2007 г. издать нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию положений Лесного кодекса РФ.
Таким образом, нормативно-правовая база уплаты лесных платежей находится в переходном периоде: был введен в действие новый Лесной кодекс РФ, однако не были приняты подзаконные акты, обеспечивающие его реализацию. В связи с этим фактически продолжают действовать акты, принятые в соответствии с Лесным кодексом РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ.
Формы платы за использование лесов
Статья 1 Лесного кодекса РФ закрепляет основные принципы лесного законодательства, что является его достоинством: в Лесном кодексе РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ отсутствовал такой перечень принципов. Одним из важнейших принципов нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, является принцип платности использования лесов. Почему пользование лесами является платным? Платежи за пользование природными ресурсами, в том числе лесом, имеют рентную природу. Рента - это так называемый не заработанный доход. Для того чтобы его получить, нет необходимости нести какие-либо дополнительные затраты труда, финансовые расходы и т.д. Лицо не несет расходы по "созданию" леса, его воспроизводству, однако получает доход от его использования. С целью повышения материальной заинтересованности получателя рентного дохода в эффективном, не чрезмерном использовании леса без причинения вреда окружающей среде вводится плата за пользование лесом.
Свое развитие данный принцип находит в ст. 94 Лесного кодекса РФ: "использование лесов в Российской Федерации является платным". При этом устанавливается две формы платежей: арендная плата; плата по договору купли-продажи лесных насаждений.
Согласно ст. 9 Лесного кодекса РФ лесные участки могут принадлежать на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве безвозмездного срочного пользования и по договору аренды. Также лесной участок может быть обременен сервитутом - правом ограниченного пользования чужим лесным участком. Статья 71 конкретизирует данное положение и указывает, что юридическому лицу лесной участок может быть предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование или в аренду. Гражданам лесной участок может быть предоставлен только в аренду или безвозмездное срочное пользование. При этом предоставление в постоянное (бессрочное) пользование и в безвозмездное срочное пользование осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ. В Земельном кодексе РФ указанные отношения регулируются ст. 20, 24. Рядом статей Лесного кодекса РФ предусмотрены основания предоставления лесных участков в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование. Например, согласно ч. 3 ст. 47 для осуществления религиозной деятельности религиозными организациями участок передается в безвозмездное срочное пользование.
Арендная плата. По договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для использования в целях, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса РФ. В качестве представителя собственника лесного участка (арендодателя) - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования - выступают органы государственной власти, органы местного самоуправления.
К договору аренды применяются соответствующие положения Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. Иными словами, по общему правилу применяются положения Гражданского кодекса РФ. Однако если Лесной кодекс РФ устанавливает какие-либо специальные правила, то применяются изъятия. Закрепление такого положения означает усиление гражданско-правовой, неналоговой природы лесных платежей, в частности арендной платы.
В главе 6 Лесного кодекса РФ, которая определяет порядок предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, нет указания на конкретные основания заключения договора аренды. В статье 72 указано, что лесной участок предоставляется в аренду для использования его в целях, предусмотренных ст. 25. Статья 25 содержит перечень видов использования лесов, однако в ходе комплексного анализа норм Лесного кодекса РФ можно выявить, что договор аренды заключается не для всех перечисленных в этой статье видов использования. Договор аренды заключается с целью осуществления следующих видов использования леса:
заготовка древесины (ч. 8 ст. 29);
заготовка живицы (ч. 3 ст. 31);
заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов (ч. 4 ст. 32);
заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений (ч. 3 ст. 34);
ведение охотничьего хозяйства (ч. 5 ст. 36);
выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений (ч. 3 ст. 39);
осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности научными и образовательными организациями, не являющимися государственными и муниципальными учреждениями (ч. 2 ст. 40);
рекреационная деятельность лиц, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями (ч. 4 ст. 41);
создание лесных плантаций и их эксплуатация (ч. 4 ст. 42);
геологическое изучение недр, разработка месторождений полезных ископаемых, если проведение таких работ влечет за собой проведение рубок лесных насаждений (ч. 2 и 3 ст. 43);
переработка древесины и иных лесных ресурсов (ч. 2 ст. 46).
Договор аренды заключается на срок от 10 до 49 лет. Однако в случае использования леса для геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации искусственных водных объектов, линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов договор аренды может быть заключен на срок от одного года до 49 лет.
Договор аренды заключается по результатам аукциона. Однако в ряде случаев договор заключается без проведения аукциона:
когда лесной участок арендуется для геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации искусственных водных объектов, линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов;
в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Порядок проведения аукциона установлен в гл. 8 Лесного кодекса РФ.
Таким образом, арендатор по договору аренды лесного участка обязуется уплатить соответствующую сумму - арендную плату. Размер арендной платы определяется на основе минимального размера. Статья 73 Лесного кодекса РФ предусматривает два способа определения минимального размера арендной платы:
если при использовании лесного участка происходит изъятие лесных ресурсов, минимальный размер будет определяться как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом участке;
если лесной участок используется без изъятия лесных ресурсов, минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка.
При этом ставки платы в обоих случаях устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в зависимости от того, в чьей собственности находятся участки. Для участков, находящихся в федеральной собственности, применяются ставки, установленные Правительством РФ. Для участков в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности следует применять ставки, установленные органом государственной власти субъектов Российской Федерации или органом местного самоуправления соответственно.
Указанные акты еще не приняты. В связи с этим Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) издало письмо от 2 февраля 2007 г. N МГ-03-54/703 "Об использовании участков лесного фонда на основании разрешения органов государственной власти", в котором, в частности, указывает, что до принятия соответствующего постановления Правительства РФ размер арендной платы, условия и порядок ее внесения определяются договором аренды. При этом Рослесхоз рекомендует определять размер арендной платы не ниже ставок платы, утвержденных приказом Рослесхоза от 25 августа 2006 г. N 155, с последующим пересмотром после принятия постановления Правительства РФ. Данное письмо не является нормативным правовым актом и носит лишь рекомендательный характер.
Арендаторы ежегодно должны представлять лесную декларацию, которая представляет собой заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов.
Плата по договору купли-продажи лесных насаждений. По договору купли-продажи лесных насаждения осуществляется продажа лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Этот договор заключается на срок не более года Основное отличие от договора аренды - в предмете договора, поскольку использование леса в этом случае осуществляется без предоставления лесного участка.
К договору купли-продажи лесных насаждений так же, как и к договору аренды, применяются соответствующие положения Гражданского кодекса РФ, если Лесным кодексом РФ не предусмотрены какие-либо исключения. Следовательно, плата по договору купли-продажи лесных насаждения представляет собой исполнение обязанности по гражданско-правовому договору и носит неналоговый характер.
Договор купли-продажи лесных насаждений заключается в следующих случаях:
заготовка древесины гражданами и юридическими лицами без предоставления лесного участка (ч. 8 ст. 29);
заготовка древесины гражданами для собственных нужд (ч. 4 ст. 30);
при размещении государственного заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений заключается договор, содержащий элементы государственного или муниципального контракта и договора купли-продажи лесных насаждений (ст. 19).
При этом законы субъектов Российской Федерации предусматривают исключительные случаи заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений.
Договор купли-продажи лесных насаждений, по общему правилу, заключается по результатам аукциона. Однако есть исключения: при размещении государственного заказа на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов (ст. 19) и в случае заготовки древесины гражданами для собственных нужд (ст. 30).
Лесной кодекс РФ предусматривает два способа определения платы по договору купли-продажи лесных насаждений. Первый способ применяется в большинстве случаев: плата определяется на основе минимального размера. Минимальный размер платы рассчитывается как произведение ставки платы за единицу объема древесины и объема подлежащей заготовке древесины. Ставки платы устанавливаются Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления для участков, находящихся в собственности соответствующего уровня.
Второй способ определения платы применяется в случае заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. Плата тогда определяется по ставкам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, Лесной кодекс РФ закрепляет существенные различия договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд и платы по нему. Стороной в таком договоре может быть только гражданин. Порядок и нормативы заготовки древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Плата по договору определяется на основании ставок, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Плательщики лесных платежей
Платы по договору аренды лесного участка и по договору купли-продажи лесных насаждений являются исполнением обязанности арендатора и покупателя лесных насаждений. Следовательно, плательщиками лесных платежей являются лица, заключившие такие договоры.
Согласно ст. 71 Лесного кодекса РФ договор аренды может быть заключен как с юридическим лицом, так и с гражданином. В отношении договора купли-продажи лесных насаждений нет такого прямого указания. Однако исходя из ч. 8 ст. 29 можно сделать вывод, что стороной в таком договоре может быть и юридическое лицо, и гражданин.
Следует обратить внимание, что Лесной кодекс РФ прямо не указывает, кого следует понимать под "гражданином" и "юридическим лицом". В связи с этим возникают две проблемы. Во-первых, остается не ясным вопрос: могут ли иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица быть арендаторами и стороной в договоре купли-продажи лесных насаждений? В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Также следует обратиться и к Гражданскому кодексу РФ, поскольку его положения применяются к договорам аренды лесного участка и купли-продажи лесных насаждений, если иное не установлено Лесным кодексом РФ. Согласно абз. 4 ст. 2 Гражданского кодекса РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, с одной стороны, Лесной кодекс РФ не указывает иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранные юридические лица в составе участников лесных отношений, но, с другой стороны, кодекс не содержит запрет на заключение этими категориями лиц договоров аренды участка и купли-продажи лесных насаждений. Следовательно, исходя из положений Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ, эти категории лиц могут заключать соответствующие договоры.
Во-вторых, Лесной кодекс РФ, используя термин "гражданин" как собирательное понятие, четко не разграничивает, в каких отношениях участвует лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, а в каких - лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем. Данный вопрос Лесной кодекс РФ регулирует лишь через определение того или иного вида использования лесов, с целью осуществления которого заключается договор аренды. Например, под заготовкой древесины, живицы, прочих лесных ресурсов, созданием и эксплуатацией лесных плантаций, переработкой древесины понимается предпринимательская деятельность. Согласно ч. 3 ст. 25 Лесного кодекса РФ использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Однако в ряде случае Лесной кодекс РФ разграничивает заготовку лесных ресурсов как предпринимательскую деятельность и для собственных нужд. Таким образом, в большинстве случаев стороной договора аренды может быть юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. В тех случаях, когда есть прямое указание кодекса на возможность использования лесов для собственных нужд, арендатором может выступать только физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем.
Договор купли-продажи лесных насаждений заключается, в основном, с лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Такой договор заключается в случае заготовки древесины для собственных нужд в силу прямого указания в ст. 30 Лесного кодекса РФ.
Следует обратить внимание на указание в ст. 25 Лесного кодекса РФ на возможность использования лесов, являющегося предпринимательской деятельности, только лицами, зарегистрированными в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Такое положение может быть контраргументом против участия иностранных юридических лиц в лесных отношениях и заключения ими договоров аренды лесных участков.
Таким образом, в одних случаях плательщиками платежей по договору аренды лесного участка и договору купли-продажи лесных насаждений являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, в других - физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Порядок и сроки уплаты лесных платежей
До принятия соответствующих постановлений Правительства РФ, актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления порядок и сроки уплаты определяются на основании договоров аренды и купли-продажи лесных насаждений с последующей корректировкой. Рослесхоз рекомендует ориентироваться на акты, принятые в соответствии с Лесным кодексом РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ. Следовательно, до принятия новых подзаконных актов фактически действует прежний порядок уплаты лесных платежей. Однако возникает вопрос о правомерности взимания платежей в прежнем порядке. Ведь Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ, являющийся нормативно-правовой базой законодательного уровня, в этой части уже не действует.
Тем не менее следует указать на порядок уплаты лесных податей и арендной платы в соответствии с прежним Лесным кодексом РФ.
Лесные подати взимались при краткосрочном пользовании. Ставки лесных податей устанавливались постановлениями Правительства РФ (минимальные ставки), федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства (Рослесхозом). В связи с этим следует перечислить акты, определяющие размер податей, порядок уплаты и особенности исчисления: постановление Правительства РФ от 19 февраля 2001 г. N 127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню", приказы Рослесхоза от 14 сентября 2005 г. N 255 "О ставках платы за древесину, отпускаемую на корню", от 25 октября 2005 г. N 285 "О ставках лесных податей за побочное лесопользование", от 25 октября 2005 N 286 "О ставках лесных податей за заготовку второстепенных лесных ресурсов", от 25 октября 2005 N 287 "О ставках лесных податей за заготовку живицы", от 7 декабря 2005 г. N 323 "О ставках лесных податей за пользование участками лесного фонда для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей", от 7 декабря 2005 г. N 324 "О ставках лесных податей за пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства" и др. Сроки внесения лесных податей были установлены Инструкцией Государственной налоговой службы от 19 апреля 1994 г. N 25. Также учитывались коэффициенты, установленные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год.
Ранее лесопользование осуществлялось только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета, предоставляющих лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме и на конкретном участке лесного фонда. Лесорубочный билет представлял собой документ, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов. Эти разрешительные документы признаются действительными до окончания срока их действия. При этом до окончания срока их действия договоры, на основании которых выдавались перечисленные документы, должны быть приведены в соответствие с новым Лесным кодексом РФ.
Арендная плата по Лесному кодексу РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ взималась при долгосрочном лесопользовании (от 1 года до 99 лет). Ее размер определялся в договоре аренды участка лесного фонда на основе ставок лесных податей.
Таким образом, 2007 г. является переходным периодом, в течение которого все документы приводятся в соответствие с новым Лесным кодексом РФ. Для этого осуществляется подача заявлений о предоставлении лесного участка в аренду и заключаются договоры аренды. В этих договорах определяется размер арендной платы, который должен быть не менее ставок платы, установленных в приказе Рослесхоза от 25 августа 2006 г. N 155 "О ставках платы за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования". Так, Рослесхоз рекомендует определять размер арендной платы до принятия необходимых подзаконных актов.
В отношении лесных податей существует вопрос о правомерности продолжения их взимания, поскольку нормативная правовая база фактически утратила силу с введением в действие нового Лесного кодекса РФ.
Администрирование лесных платежей
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ "О бюджетной классификации" администраторами поступлений в бюджет являются органы государственной власти, иные администраторы доходов федерального бюджета, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк РФ, осуществляющие в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Следовательно, главная функция администраторов доходов - это контроль за уплатой средств в бюджет.
Федеральный закон от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" устанавливает перечень администраторов доходов от лесных платежей. Основным администратором является Рослесхоз, находящийся в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Также администраторами являются Министерство обороны Российской Федерации - в отношении лесов, находящихся на землях обороны и безопасности, и Федеральное агентство по образованию - в отношении лесов, используемых для осуществления научной и образовательной деятельности. Перечисленные органы обладают полномочиями по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету и взысканию лесных платежей. Необходимо указать иные органы, обладающие полномочиями по регулированию лесных отношений. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет контроль и надзор за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводства лесов. Министерство экономического развития и торговли РФ и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости осуществляют регулирование и контроль за ведением земельного кадастра, на основе которого осуществляется государственный кадастровый учет лесных участков.
Распределение лесных платежей между уровнями бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством. Согласно ст. 51 Бюджетного кодекса РФ к неналоговым доходам федерального бюджета относится 100% платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений. В неналоговые доходы бюджетов Российской Федерации включаются платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и платы по договору купли-продажи лесных насаждений - по нормативу 100%.
В заключение отметим, что сегодня в лесном законодательстве, в частности, законодательстве о лесных платежах, наблюдается значительное число пробелов. После принятия соответствующих законов субъектов Российской Федерации, подзаконных актов нормативная правовая база уплаты лесных платежей выстроится полностью, и можно будет говорить о действии Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ в полном объеме.
О.Ю. Семенча,
младший научный сотрудник ЦППИ, специалист в
области финансового права, налогового права,
природоресурсных платежей
"Право и экономика", N 7, июль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья подготовлена под научным руководством проф. А.А. Ялбулганова.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Новое в правовом регулировании платежей за пользование лесным фондом
Автор
О.Ю. Семенча - младший научный сотрудник ЦППИ, специалист в области финансового права, налогового права, природоресурсных платежей
Родилась12 июля 1987г. в г.Лермонтове Ставропольского края. Студентка ГУ-ВШЭ (финансово-правовая специализация).
Автор статей: "К вопросу о правовой природе природоресурсных платежей" (журнал "Финансовое право", 2007), "Проведение экспертизы и привлечение специалиста по Налоговому кодексу РФ" (в соавторстве с А.Н. Козыриным) (журнал "Арбитражное правосудие в России", 2007).
"Право и экономика", 2007, N 7