Предупрежден - значит вооружен
Федеральная налоговая служба издала 30 мая 2007 года Приказ N ММ-3-06/333@, которым утвердила Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция). О том, зачем она налогоплательщикам, вы сможете узнать из данной статьи.
Как указано в документе, Концепция, разработанная для отбора объектов проведения выездных налоговых проверок, предназначена для эффективного решения нескольких задач: совершенствования налогового администрирования, повышения уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, создания для них максимально комфортных условий при исчислении и уплате налогов. Именно поэтому одной из целей реализации Концепции является увеличение числа налогоплательщиков, добровольно и в полном объеме исполняющих налоговые обязательства.
Теперь планирование выездных проверок станет открытым, понятным для налогоплательщиков*(1) и будет построено на обоснованном отборе объектов проверки по критериям риска совершения налогового правонарушения. Такой отбор основан на качественном и всестороннем анализе всей информации, которой располагают налоговые органы, и определении на ее основе "зон риска" совершения налоговых правонарушений. Налоговики будут использовать как внутреннюю информацию (полученную в ходе мероприятий налогового контроля), так и общедоступные данные, а также сведения контролирующих и правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления. Анализ всего массива данных будет проводиться на нескольких уровнях:
- динамика начисления налоговых платежей (цель - выявить налогоплательщиков, у которых суммы налоговых начислений уменьшаются);
- контроль своевременности и полноты уплаты заявленных налоговых начислений;
- выявление значительных отклонений показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от показателей предыдущих периодов, среднестатистических показателей аналогичных предприятий;
- выявление противоречий между сведениями, содержащимися в налоговой, а также бухгалтерской отчетности, несоответствия таких сведений имеющейся у налогового органа информации;
- анализ факторов и причин, влияющих на формирование налоговой базы.
Самое главное новшество - введение общедоступных критериев самостоятельной оценки риска для налогоплательщиков. Для этого специалисты ФНС будут ежегодно определять среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков и учитываемые при разработке критериев оценки их рисков. Критерии, действующие в течение 2007 года, должны быть размещены на сайте ФНС. В Концепции названы такие из них:
1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).
2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.
3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.
4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ.
6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год.
8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.
10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами).
11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.
По задумке авторов Концепции, налогоплательщики будут оценивать свои риски и соответствующим образом корректировать налоговые обязательства. Поэтому руководство ФНС рассчитывает на увеличение доходов бюджета, а УФНС поручено отслеживать суммы налоговых обязательств, самостоятельно уточненных налогоплательщиками.
Заметим, если налогоплательщик будет самостоятельно оценивать и контролировать свои риски, нельзя гарантировать, что он никогда не попадет в план выездных проверок. В частности, это лишь позволит максимально уменьшить такую вероятность. Другими словами, отбор будет обоснован ровно настолько, насколько сами налогоплательщики будут добросовестно исполнять свои обязанности.
С.Л. Тюрин
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Управлениям ФНС поручено организовать работу по ознакомлению налогоплательщиков с Концепцией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"