город Ростов-на-Дону |
дело N А53-8168/2011 |
07 октября 2011 г. |
15АП-9628/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ванина В.В., Кузнецова С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Неделько А.А.
при участии:
от истца: Хомякова А.В., паспорт, доверенность
от ответчика: Репях Е.С., паспорт, доверенность
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Таганрогский морской торговый порт"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 15.07.2011 по делу N А53-8168/2011
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" Ростовское отделение
к ответчику открытому акционерному обществу "Таганрогский морской торговый порт"
о взыскании задолженности в размере 870 234,90 руб.
принятое в составе судьи Корецкого О.А.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" Ростовское отделение (далее -ОАО "РЖД", дорога") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к открытому акционерному обществу "Таганрогский морской торговый порт" (далее -порт) о взыскании задолженности по плате за время нахождения вагонов на пути общего пользования в размере 870 234 руб. 90 коп.
Решением суда от 15.07.2011 г.. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Судебный акт мотивирован тем, что факт задержки вагонов на путях общего пользования по вине порта подтвержден документально.
Открытое акционерное общество "Таганрогский морской торговый порт" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ и просило судебный акт изменить. В обоснование жалобы порт указал, что у дороги отсутствовали основания для начисления платы за пользование вагонами ввиду не предоставления доказательств уведомления ответчика о прибытии вагонов, перечисленных в актах общей формы N N 98, 99,101, 100, 116, 117,118, 119/1, 120, 121, 123, 125, 126, 127, 133, 134, 135, 136, 139, 140, 137, 141, 138, что исключает возможность взыскания платы в сумме 687 653 руб.73 коп. Сумма 129 825 руб. 43 коп. по актам общей формы NN 102,103,104,105,106, 108,110,111,112,113,114,115,117,118,119,116,122,130,128,132,124,129,131 оплате не подлежит, поскольку истцом не учтено, что плата не начисляется за пользование вагонами в ожидании подачи под выгрузку в соответствии с Методическими рекомендациями по приему груженных вагонов и порожних собственных вагонов к перевозке, выполнению маневровых операций с вагонами и оформлению актов общей формы на не принятые к перевозке или задержанные в пути следования вагоны в целях сокращения рисков ОАО "РЖД" по ответственности за просрочку в доставке груза.
В отзыве на апелляционную жалобу дорога указала, что факт принятия вагонов портом подтверждает факт его своевременного уведомления. Методика применению не подлежит, поскольку не является нормативным актом.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 26.09.2011 г.. по 03.10.2011 г..
После перерыва дорогой представлена выписка из журнала уведомлений.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что судебный акт подлежит изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 10.02.2009 между сторонами заключен договор N 102/1 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования открытого акционерного общества "Таганрогский морской порт" при станции Таганрог Северо-Кавказской железной дороги с протоколом согласования разногласий (л.д. 16).
В соответствии с пунктом 6 договора уведомление о подаче вагонов передается за 2 часа до подачи вагонов маневровым диспетчером станции Таганрог сменному диспетчеру ОАО "Таганрогский морской порт" (владелец). Общее количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 6 условных вагонов (пункт 7).
В пункте 12 договора установлено, что на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается следующее технологическое время на выполнение разгрузочных операций с грузовыми вагонами - 2 часа и вместимость вагонов у мест выгрузки топлива нефтяного (мазут) - 6 вагонов.
Согласно пункту 15 владелец уплачивает ОАО "Российские железные дороги" (перевозчик) плату за пользование вагонами в соответствии с Тарифным руководством N 2. Сборы и платы вносятся перевозчику через лицевой счет владельца за время нахождения вагонов на путях владельца, либо ожидания их подачи по вине владельца. Плата за пользование вагонами вносится также за время задержки вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от владельца, при условии, что задержка привела к нарушению сроков доставки грузов. Факт задержки оформляется актом общей формы, на основании которого определяется время задержки и начисляется плата пользования вагонами по ставкам таблицы N 9 Тарифного руководства N 2 (пункт 16).
В сентябре-ноябре 2010 года истцом оказывались услуги по перевозке грузов. На станцию Таганрог прибывали вагоны, которые подавались ответчику под выгрузку на путь необщего пользования.
В нарушение ст. 36 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации ответчиком была допущена задержка вагонов на путях общего пользования станции Таганрог в связи с непринятием вагонов на подъездные пути по причине отсутствия складских емкостей.
Указанные обстоятельства были отражены в актах общей формы N 98-105, 107, 108, 110-115, 116-119, 119/1-121, 123, 125-127, 133-138, 116-118, 139-141, 122, 130, 129, 132, 128, 124, 131, на основании которых были составлены ведомости подачи и уборки вагонов N 000098, 000104, 000106, 000102, 000110, 000112, 000119/1, 000123, 000133, 000117, 000134, 000122, 000124, от подписи которого представитель ответчика отказался, для расчета платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Таганрог.
В соответствии со ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, п. 16 договора N 102/1 от 10.02.2009 ответчику была начислена плата в размере 50 % от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2 в размере 870 234 руб. 90 коп. (с учетом НДС).
Ответчику указанные документы (акты общей формы и ведомости подачи и уборки вагонов) были направлены с претензионными письмами (за N 1124 от 08.11.2010, N 1030 от 30.09.2010, N 1130 от 08.11.2010, N 1027 от 30.09.2010, N 1128 от 08.11.2010, N 1029 от 30.09.2010, N1126 от 08.11.2010, N 1028 от 30.09.2010, N 1204 от 30.11.2010, N 1106 от 27.10.2010, N 1206 от 30.11.2010, N 1107 от 27.10.2010, N 1205 от 30.11.2010, N 1105 от 27.10.2010, N 9 от 13.01.2011, N 1180 от 24.11.2010, N 10 от 13.01.2011, N 1181 от 24.11.2010, N 15 от 14.01.2011, N 1213 от 02.12.2010, N 12 от 13.01.2011, N 1179 от 24.11.2010, N 14 от 14.01.2011, N 1212 от 02.12.2010, N 13 от 14.01.2011, N 1195 от 29.11.2010, N 11 от 13.01.2011, N 1182 от 24.11.2010) об уплате долга, которые последний оставил без удовлетворения. Поскольку ответчиком задолженность не погашена, истец обратился в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования истца в полном объеме, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Аналогичные правила изложены в статье 25 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Устава железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 2 Устава железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В силу статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику - железной дороге, устанавливается Федеральной службой по тарифам.
В соответствии со статьей 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности, в том числе грузополучателя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Разделом 3 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, предусмотрено, что задержка вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути, удостоверяется актом общей формы, в котором указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки, фактического времени задержки вагонов, контейнеров.
В этой связи судом установлено, что акты общей формы являются документами, удостоверяющими факт и продолжительность простоя вагонов на промежуточных станциях.
Перевозчик не вправе отказать грузоотправителю в предоставлении услуг перевозки. Сроки поставки и количество перевозимого груза порт должен устанавливать самостоятельно со своими контрагентами по договору поставки.
Судом установлено, что представленные акты общей формы, подтверждают задержку вагонов в связи с непринятием их станцией Таганрог из-за отсутствия складских емкостей, что подтверждается памятками приемосдатчика.
Суд указал, что в данных актах перечислены номера вагонов, прибывших в адрес ответчика, наименование груза, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, а также имеется запись о том, что ответчик от их подписания отказался, что подтверждается подписями двух представителей перевозчика.
Таким образом, исследовав представленные в дело доказательства, и дав им оценку в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 39, 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, Правилами эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, и установив, что причиной задержки вагонов является невыполнение ответчиком технологических норм выгрузки, суд пришел к выводу об обоснованности выводов о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в сумме 870 234 руб. 90 коп., составляющих плату за пользование вагонами.
В обоснование жалобы порт указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства уведомления дорогой о прибытии вагонов, указанных в актах общей формы N N 98, 99,101, 100, 116, 117,118, 119/1, 120, 121, 123, 125, 126, 127, 133, 134, 135, 136, 139, 140, 137, 141, 138.
Суд апелляционной инстанции установил, что в отношении вагонов, указанных в актах общей формы N N 98, 99,101, 100, 116, 117,118, 119/1, 120, 121, 123, 125, 126, 127, 133, 134, 135, 136, 139, 140, 137, 141, 138 дорогой не представлено доказательств уведомления порта о прибытии в его адрес вагонов.
В соответствии со статей 34 УЖТ РФ перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов. Порядок и способ уведомления устанавливаются по соглашению сторон.
В случае, если перевозчик не уведомляет о прибытии грузов, грузополучатель освобождается от платы за пользование вагонами, контейнерами и от платы за хранение грузов до получения уведомления об их прибытии.
Перевозчик уведомляет грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования о времени подачи вагонов, контейнеров с грузами к месту их выгрузки грузополучателем не позднее, чем за два часа до объявленной подачи вагонов, контейнеров, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
Согласно пунктам 5,6 договора N 102/1 от 10.02.09 подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению, уведомление о подаче передается маневровым диспетчером станции диспетчеру порта по телефону круглосуточно, не позднее, чем за 2 часа до подачи вагонов.
ОАО "ТМТП" факт надлежащего уведомления о прибытии и подаче указанных в спорных актах вагонов отрицает, и в силу статьи 65 АПК РФ обязанность по доказыванию данного обстоятельства возлагается на истца. В материалах дела отсутствуют выписки из книги уведомлений (или журнала телефонограмм), которые подтверждали бы исполнение перевозчиком своей обязанности, предусмотренной законом и договором.
В целях предоставления истцу возможности обосновать свою позицию, в том числе путем предъявления названных доказательств, апелляционной инстанцией был объявлен перерыв в судебном заседании. Однако после перерыва надлежащие доказательства уведомления грузополучателя о времени подачи вагонов дорогой не представлены.
До перерыва представитель пояснил, что журналы не найдены. После перерыва представлены выписки из журнала за спорный период без указания номеров вагонов, что не позволяет установить относимость выписки к спорных вагонам. Указанные выписки не соответствуют отчетности. При таких условиях апелляционная инстанция полагает, что в силу норм части 2 пункта 34 УЖТ РФ порт освобождается от платы за пользование указанными вагонами, так как время получения соответствующего уведомления от дороги установить невозможно.
В виду изложенного, в удовлетворении требования о взыскании 687 653 руб. 73 коп. (с НДС) надлежит отказать.
В остальной части решение суда изменению не подлежит, поскольку ссылки ответчика на Методические рекомендации ОАО "РЖД" от 15.05.2009 судом признаются необоснованными.
Основания начисления платы за задержку выгрузки вагонов предусмотрены ст. 36, 39 УЖТ РФ.
Инструкция, на которую ссылается ответчик, не является нормативным актом. Кроме того, положения п.4.4.1 Инструкции не противоречат вышеуказанным нормам Устава.
В соответствии с п.4.4.1 Инструкции, в случае если вагоны предыдущей подачи не были выгружены-погружены в соответствии с технологическими нормами на погрузку грузов в вагоны (при этом 2 часа с момента уведомления о подаче истекло) перевозчиком оформляется акт общей формы на задержку подачи вагонов на путях общего пользования. При этом, в акт включаются все вагоны, которые в момент задержки готовы к подаче, т.е. вагоны, включенные в уведомление о подаче вагонов и вагоны, о прибытии которых на ж.д. станцию были уведомлены грузополучатели, грузоотправители.
Акты общей формы N N 102,103,104,105,106,108,110,111,112,113,114,115,117,118,119,116,122,130,1 28,132,124,129,131 составлены истцом по факту несвоевременного приема вагонов к разгрузке с момента уведомления.
Ни Устав, ни Правила, ни договор N 102/1 не связывают срок подачи вагонов под выгрузку с выполнением технологических норм выгрузки предыдущей партии вагонов. Соблюдение технологических норм выгрузки всех прибывших в адрес порта вагонов- обязанность ответчика, определенная договором на эксплуатацию ж.д. пути. Перевозчик не вправе отказать грузоотправителю в предоставлении услуг перевозки. Сроки поставки и количество перевозимого груза порт должен устанавливать самостоятельно со своими контрагентами по договору поставки, не допускать ситуации невозможности принятия груза к разгрузке ввиду занятости фронта выгрузки.
Иных доводов жалобы не заявлено.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Расходы по госпошлине по иску и жалобе распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным и отказанным требованиям в соответствии со ст. 110 АПК РФ, на истца - 16 123 руб. 63 коп. по иску, 1 580 руб. 83 коп. по жалобе, на ответчика- 4 281 руб. 05 коп. по иску, 419 руб. 80 коп. по жалобе. В результате зачета с ответчика в пользу истца подлежат взысканию 2 700 руб. 85 коп. расходов по госпошлине.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение арбитражного суда Ростовской области от 15.07.2011 г.. по делу N А53-8168/2011 изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Взыскать с открытого акционерного общества "Таганрогский морской торговый порт" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 182 581 руб. 17 коп.-платы, 2 700 руб. 85 коп.-расходов по государственной пошлине.
В остальной части иска отказать."
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8168/2011
Истец: ОАО "РЖД" в лице СКЖД, ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" Ростовское отделение
Ответчик: ОАО "Таганрогский морской торговый порт"
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9628/11