город Москва |
Дело N А40-34832/11-153-246 |
06 октября 2011 г. |
N 09АП - 23553/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.10.2011 г..
Постановление изготовлено в полном объеме 06.10.2011 г..
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Н.Н. Кольцовой,
Судей П.В. Румянцева, Д.Е. Лепихина
при ведении протокола помощником судьи Алексеевой Е.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МИФНС России N 46 по г. Москве
на решение Арбитражного суда г. Москвы 22.07.2011 г.
по делу N А40-34832/11-153-246, принятое судьей М.Н. Кастальской,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ерион-Е" (ООО "Ерион-Е") (ОГРН 1027739040163, 119602, г. Москва, ул. Никулинская, д.6, стр.3)
к МИФНС России N 46 по г. Москве (125373, г. Москва, Походный пр-д, домовладение 3, стр.2)
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации при внесении в ЕРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился, извещен.;
от ответчика - Клюевский Г.В. по дов. от 03.05.2011;
УСТАНОВИЛ
ООО "Ерион-Е" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения МИ ФНС N 46 по г. Москве от 18.03.2011 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица - ООО "Ерион-Е" при внесении в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса и обязании ответчика произвести государственную регистрацию ООО "Ерион-Е" при внесении в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса на основании документов, представленных ООО "Ерион-Е" 15.03.2011 г. вх. N 83931А.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2011 г. суд признал недействительным решение МИФНС России N 46 по г. Москве от 18.03.2011 г. об отказе в государственной регистрации при внесении в ЕГРЮЛ сведений о составлении промежуточного ликвидационного баланса. Суд также обязал МИФНС России N 46 по г. Москве устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
При этом суд исходил из того, что обществом в регистрирующий орган были поданы все необходимые документы, предусмотренные статьей 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем суд считает, что налоговый орган не вправе возлагать на граждан обязанность по представлению дополнительных документов, не предусмотренных федеральным законом.
Не согласившись с принятым решением, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то обстоятельство, что в представленном в регистрирующий орган промежуточном ликвидационном балансе отсутствовали сведения о перечне предъявленных кредиторами требований, что, по мнению Инспекции, свидетельствует о представлении ненадлежащим образом оформленного документа.
Представитель заявителя, извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебном заседание суда апелляционной инстанции не явился. Через канцелярию суда представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указывая на представление в налоговый орган промежуточного ликвидационного баланса, содержащего все необходимые и соответствующие законодательству достоверные сведения.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела 15.03.2011 г. заявителем в МИФНС РФ N 46 по г. Москве представлены уведомление по форме Р15003 о составлении промежуточного ликвидационного баланса, промежуточный ликвидационный бухгалтерский баланс на 28.02.2011 г., решение от 28.02.2011 г. N 2, в журнале "Вестник государственной регистрации" в N 30 (286) вх. N 83931А.
По результатам рассмотрения представленных документов Инспекцией вынесено решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ) необходимых для государственной регистрации документов.
В решении от 18.03.2011 г. со ссылкой на пп. "а" п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ указано на непредставление определенных ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, а именно: среди представленных для регистрации документов отсутствует промежуточный ликвидационный баланс юридического лица, соответствующий п.2 ст.63 Гражданского кодекса российской Федерации, согласно которому промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Представленный в регистрирующий орган промежуточный ликвидационный баланс не содержит сведений о перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (л.д.29).
Удовлетворяя заявление о признании недействительным решения налогового органа, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что установленный статьей 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" перечень оснований для отказа в государственной регистрации является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В соответствии с п.1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ. При этом в силу п.2 ст. 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Согласно ст.20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, в соответствии с пп."а", "б " п. 1 статьи которой основаниями для отказа в государственной регистрации являются непредставление определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
На основании пункта 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.
Как правильно установлено судом первой инстанции решением единственного участника ООО "Ерион-Е" Ванаевым Е.С. было принято решение N 1 от 07.06.2010 г.. о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидатора общества (л.д.9).
15.06.2010 г. общество уведомило о начале процедуры добровольной ликвидации и назначении ликвидатора Межрайонную Инспекцию ФНС России N 46 по г. Москве, что подтверждается свидетельствами серии 77 N 012649506, от 15.06.2010 г. 77 N 012910829 (л.д.10-11).
04.08.2010 г. в журнале "Вестник государственной регистрации" в N 30 (286) Часть 1 опубликовано сообщение о принятом решении о ликвидации общества и установлен срок для предъявления кредиторами своих требований - 2 месяца с момента публикации (л.д.16).
28.02.2011 г. единственный участник ООО "Ерион-Е" в связи с отсутствием заявленных требований кредиторов решением N 2 утвердил промежуточный ликвидационный баланс общества (л.д.17).
Факт представления уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса ООО "Ерион-Е" и соответствующих документов для государственной регистрации общества в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса подтверждается материала регистрационного дела (л.д.30-36).
Порядок представления документов при государственной регистрации обществом соблюден.
Таким образом, заявление, поданное в налоговый орган и составленное по утвержденной форме, не содержит недостоверных сведений и не соответствующих закону положений; подлинность подписи Ванаева Е.С. как лица, уполномоченного на подачу заявления по форме Р15003, засвидетельствована нотариусом.
С учетом изложенного, у налогового органа отсутствовали законные основания для отказа в государственной регистрации по обстоятельствам, указанным в оспариваемом решении.
Довод налогового органа о том, что в промежуточном ликвидационном балансе отсутствуют сведения о перечне предъявленных кредиторами требований является необоснованным и судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку согласно раздела V промежуточного ликвидационного бухгалтерского баланса на 28 февраля 2011 г. кредиторская задолженность на конец отчетного периода у общества отсутствует.
Принимая во внимание, что обществом представлен полный и достоверный пакет документов, необходимых и достаточных для государственной регистрации общества в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса, оспариваемое решение Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г. Москве от 18.03.2011 г. об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" необходимых для государственной регистрации документов, не соответствует Федеральному закону "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", и нарушает права и законные интересы заявителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п. 3 ч.5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учетом положений ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно возложил на МИФНС России N 46 по г. Москве обязанность по восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по государственной пошлине распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) налоговые органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2011 г. по делу N А40-34832/11-153-246 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-34832/2011
Истец: ООО "ЕРИОН-Е"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N46 по г. Москве, Межрайонная ИФНС России N 46 по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23553/11