6 октября 2011 г. |
Дело N А14-2677-2011 |
город Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 октября 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Донцова П.В.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щеголевой Е.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Корвет": Прибыльновой О.В., юрисконсульта, доверенность N 07/01 от 21.04.2011,
от Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области: Слесаревой И.М., советника отдела правового обеспечения, доверенность N 220 от 07.09.2010,
от администрации городского округа город Воронеж: представитель не явился, извещена надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.07.2011 по делу N А14-2677-2011 (судья Федосеева И.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Корвет" (ОГРН 1033600075299) к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области (ОГРН 1023601570904) о признании незаконным отказа N 17-11792з от 31.12.2010,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Корвет" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от 31.12.2010 N 17-11792з; а также обязании Департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Корвет" договор купли-продажи земельного участка, площадью 4668 кв.м. кадастровый номер 36:34:0310011:0022, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 32 "а", по цене равной семикратной ставке земельного налога за единицу площади земельного участка (с учетом уточнений).
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно спора: администрации городского округа город Воронеж.
Решением суда от 29.07.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В судебное заседание администрация городского округа город Воронеж не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, ООО "Корвет" по договору купли-продажи от 20.05.2003 приобрело в собственность у ООО "Андромеда" отдельно стоящие нежилые здания литер Д, Ж, В, В1, расположенные на земельном участке по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 32"а".
Право собственности на указанные объекты недвижимости зарегистрировано Обществом в установленном законом порядке.
16.08.2005 по договору N 1302-02-09/мз земельный участок по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 32"а", площадью 4 668 кв.м. кадастровый номер 36:34:0310011:0022 предоставлен ООО "Корвет" для размещения складской базы в аренду сроком на 49 лет.
Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
ООО "Корвет" обратилось в ДИЗО с заявлением о принятии решения о предоставлении Обществу данного земельного участка в собственность путем выкупа.
31.12.2010 ДИЗО в ответ на заявление Общества письмом за N 17-11792з сообщило об отказе в передаче земельного участка в собственность Обществу, в связи с не представлением документов, подтверждающих право собственности заявителя на объекты недвижимости литер Г4, Г5, Г6, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
Считая отказ ДИЗО в предоставлении Обществу земельного участка в собственность незаконным, Общество с ограниченной ответственностью "Корвет" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что к заявлению ООО "Корвет" приложены все документы, согласно Перечня документов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В силу абзаца 1 пункта 1 статьи 2 Закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.01.2010 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно п. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу статьи 7 Закона Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" уполномоченным органом по управлению и распоряжению земельными участками на территории Воронежской области является правительство Воронежской области.
Соответствующие полномочия возложены на Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области.
В соответствии с ч. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельного участка из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", рассматривая дела, связанные с приобретением земельных участков в собственность на основании правил ст. 36 ЗК РФ, суды, в том числе оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения. Данный Перечень носит исчерпывающий характер.
Обосновывая свой отказ Обществу с ограниченной ответственностью "Корвет", Департамент сослался на то, что согласно представленной Обществом схемы БТИ Левобережного района от 11.09.2008 на заявленном земельном участке расположены объекты под литерам Г4, Г5, Г6, которые относятся к объектам недвижимого имущества, что подтверждают результаты обследования ГУП ВО "Воронежоблтехинветаризация". При этом, документы, подтверждающие право собственности ООО "Корвет" на объекты недвижимого имущества с литерами Г4, Г5, Г6 не представлены.
Данный довод Департамента является необоснованным по следующим основаниям.
Как было установлено судом первой инстанции, объекты литер Г4, Г5, Г6 были возведены заявителем на спорном земельном участке в 2006 без необходимого разрешения на строительство на земельном участке, расположенном по адресу: г. Воронеж, ул. Чебышева, 32"а", площадью 4 668 кв.м. кадастровый номер 36:34:0310011:0022 , что подтверждается решением Арбитражного суда Воронежской области от 08.09.2010 по делу А14-4151/2010, в связи с чем, являются самовольной постройкой, возведенной заявителем.
Отсутствие зарегистрированных прав третьих лиц на данные объекты подтверждается уведомлениями Росреестра N 01/047/2011-354-356 от 0605.2011.
Довод апелляционной жалобы относительно того, что суд первой инстанции применил норму не подлежащую применению подлежит отклонению, поскольку и прежняя и действующая редакции Приказа Минэкономразвития от 30.10.2007 N 370 предусматривают возможность подтверждения прав на находящиеся на истребуемом земельном участке объекты недвижимости не только выписками из Росреестра, но и иными документами.
Довод апелляционной жалобы относительно выкупной цены земельного участка подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 16 Закона Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" предусмотрено, что до 1 января 2012 года лица, не указанные в части 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных в городе Воронеже на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене в размере семикратной ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Остальные доводы апелляционной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были подробно исследованы и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом, ненормативный акт может быть признан недействительным, а решения и действия (бездействие) незаконными только при наличии одновременно двух условий, а именно, не соответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, оценив представленные доказательства, что довод ДИЗО о невозможности предоставления в собственность Обществу испрашиваемого земельного участка ввиду наличия на нем объектов недвижимости, не принадлежащих заявителю, несостоятелен, кроме того, к заявлению ООО "Корвет" приложены все документы, согласно Перечня документов, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, обществом с ограниченной ответственностью "Корвет" на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.07.2011 по делу N А14-2677-2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
П.В. Донцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2677/2011
Истец: ООО "Корвет"
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области, Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области !!!
Третье лицо: Администрация ГО г Воронеж, Администрация ГО г. Воронеж
Хронология рассмотрения дела:
06.10.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4874/11