Уплата транспортного налога
Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ и Методическими рекомендациями по применению главы 28 "Транспортный налог"*(1) (далее - Методические рекомендации). Хотя финансовое ведомство не признает методические рекомендации актом законодательства РФ о налогах и сборах и считает их внутриведомственным документом, обязательным для исполнения только налоговыми органами*(2), пользоваться ими, а точнее знать, на что обращает внимание налоговый инспектор, нужно и бухгалтеру.
Транспортный налог является региональным налогом. Это означает, что он устанавливается и вводится в действие не только НК РФ, но и законами субъектов РФ (ст. 356 НК РФ). Субъект РФ может определять в своих законодательных актах только те элементы налога, право на определение которых ему предоставлено НК РФ, а именно:
1. Ставки налога.
2. Порядок уплаты налога.
3. Сроки уплаты налога
4. Налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
5. Право не устанавливать отчетные периоды.
6. Право не устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков обязанности исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу.
Другие элементы налогообложения - налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период - закреплены гл. 28 НК РФ.
Обратите внимание: транспортный налог является обязательным к уплате в том субъекте РФ, на территории которого он введен его законом (ст. 356 НК РФ).
Ставки налога
Как уже указывалось, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ. Их размер зависит от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, их категории в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства. Размеры налоговых ставок, в пределах которых они устанавливаются законами субъектов РФ, представлены в ст. 361 НК РФ. При этом в соответствии с п. 2 данной статьи они могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в пять раз. Кроме того, допустимо установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств с учетом срока их полезного использования.
Так, в Законе г. Москвы от 23.10.2002 N 48 "О транспортном налоге" ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 110 л.с. (до 73,55 кВт) включительно и от 100 до 150 л.с. (73,55 - 110,33 кВт) установлена соответственно 7 и 20%, а рекомендуемые НК РФ ставки составляют 5 и 7%.
Налогоплательщики
Плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых согласно законодательству РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357 НК РФ). Порядок определения налогоплательщиков по различным видам транспортных средств разъяснен в п. 4-6 Методических рекомендаций.
Признание юридических лиц налогоплательщиками производится на основании сведений, поступивших от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств, о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы. В соответствии с п. 4, 5 ст. 362 НК РФ названные органы обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения:
- о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации;
- о транспортных средствах, а также лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
Подтвердить приобретение транспортных средств могут: договор купли-продажи и документы, подтверждающие оплату, справка-счет, документы, выдаваемые органами, осуществляющими государственную регистрацию (при государственной регистрации транспортных средств на собственника транспортных средств); передачу транспортных средств - расписка в получении транспортных средств, документ, выдаваемый перевозчиками при отправке транспортных средств получателю; передачу на основании доверенности прав на владение и распоряжение транспортным средством - доверенность, в том числе на право владения и распоряжения, копия доверенности, заверенная нотариусом.
Автомототранспортные средства и прицепы к ним регистрируются только на собственников транспортных средств - юридических или физических лиц, указанных в паспорте транспортного средства, в справке-счете или заключенном в установленном порядке договоре, или ином документе, удостоверяющем право собственности на транспортное средство (п. 12 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59).
Правилами государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора) (утверждены Минсельхозпромом России от 16.01.1995) предусмотрено, что машины регистрируются за юридическими лицами, указанными в документе, подтверждающем право собственности, в паспорте самоходной машины и других видов техники. Транспортные средства, зарегистрированные в других странах и временно находящиеся на территории РФ сроком до 6 месяцев, регистрируются на их владельцев (п. 3.2 Временных правил регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев, утвержденных Приказом ГТК РФ от 02.03.1995 N 137).
Государственной регистрации в отношении водных судов подлежат право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ, ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ). Таким образом, по судну, зарегистрированному в Государственном судовом реестре РФ или Судовой книге, плательщиком транспортного налога является его собственник или лицо, владеющее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (в отношении транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности), а по судну, зарегистрированному в бербоут-чартерном реестре (реестре арендованных иностранных судов), - его фрахтователь.
В отношении воздушных судов налогоплательщиками являются эксплуатанты - физические или юридические лица, использующие воздушное судно для полетов в соответствии с сертификатом (свидетельством) эксплуатанта или иным основанием, признаваемым Воздушным кодексом РФ, поскольку именно на них регистрируются воздушные суда на основании п. 2.2, 7.1 и 7.2 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 12.10.1995 N ДВ-110.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения признаются зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катеры, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (п. 1 ст. 358 НК РФ).
Обратите внимание: для исчисления транспортного налога Общероссийский классификатором основных фондов, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 (далее - ОКОФ), может применяться только с учетом норм, установленных гл. 28 НК РФ. Минфин РФ в Письме от 25.08.2004 N 03-06-04-04/01 обратил внимание налогоплательщиков на то, что понятие "транспортное средство" в целях определения транспортного налога является более широким, чем это установлено ОКОФОК 013-94 (код 15 0000000 "Средства транспортные"). Например, в соответствии с п. 2 ст. 358 НК РФ не облагаются транспортным налогом тракторы и самоходные комбайны, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и которые в соответствии с ОКОФ учитываются по коду 14 000000 "Машины и оборудование" (код 14 2918010). Однако тракторы и комбайны, зарегистрированные на других физических и юридических лиц, рассматриваются как транспортные средства в целях налогообложения.
Объектом налогообложения признаются любые автомобили независимо от целей их использования (Письмо Минфина РФ от 15.12.2004 N 03-06-04/14).
Не относятся к объекту налогообложения:
- весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не выше 5 л.с.;
- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с., полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;
- промысловые морские и речные суда;
- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
- тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
- транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. В п. 17.6 Методических рекомендаций разъясняется, что при определении федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, следует руководствоваться федеральными законами, а также положениями об этих органах.
В Методических рекомендациях также уточняется, что к объектам налогообложения не относятся:
- троллейбусы, железнодорожные и трамвайные локомотивы, рельсовый подвижной состав, прицепы и полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта (п. 12). При этом указано на то, что в соответствии с ОКОФ автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны-дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и рассматриваются (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий) как здания и оборудование;
- автомототранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см (п. 13), поскольку они не подлежат государственной регистрации на территории РФ в соответствии с действующим законодательством;
- военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые только для правительственной службы в некоммерческих целях, поскольку не подлежат государственной регистрации (п. 14);
- шлюпки и иные плавучие средства, являющиеся принадлежностями судна, поскольку не регистрируются в Государственном судовом реестре и судовых книгах (п. 5 ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ).
Обратите внимание: если транспортные средства сняты с регистрации, то они не будут облагаться транспортным налогом, поскольку объектом налогообложения транспортным налогом, согласно ст. 358 НК РФ, являются указанные в данной статье транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ (Письмо Минфина РФ от 08.06.2005 N 03-06-04-04/06).
Налоговая база
Она зависит от вида транспортного средства (п. 1 ст. 359 НК РФ). Так, мощность двигателя в лошадиных силах является налоговой базой по транспортным средствам, имеющим двигатели (за исключением воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя). Налоговая база определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах (п. 18 Методических рекомендаций). В случае если в технической документации на транспортное средство мощность двигателя указана в метрических единицах мощности (кВт), то пересчет во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) осуществляется путем умножения мощности двигателя, выраженной в кВт, на множитель, равный 1,35962 (переводной коэффициент - 1 кВт = 1,35962 л.с.). При этом при пересчете во внесистемные единицы мощности (лошадиные силы) округление производится с точностью до второго знака после запятой.
Тяга реактивного двигателя как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) является налоговой базой по воздушным транспортным средствам.
Валовая вместимость в регистровых тоннах служит налоговой базой по водным несамоходным (буксируемым) транспортным средствам. Она определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах (п. 21 Методических рекомендаций).
Единица транспортного средства - налоговая база по иным водным и воздушным транспортным средствам, не имеющим двигатели или в отношении которых не определяется валовая вместимость (плавучие краны, плавучая землечерпательная техника, дебаркадеры и иные плавучие сооружения, не имеющие двигателей для самостоятельного передвижения) (п. 23 Методических рекомендаций).
Налоговый и отчетный периоды
Как и для всех других налогов, налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для организаций признается I квартал, II квартал, III квартал. Как отмечалось выше при введении налога законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе не устанавливать отчетные периоды (ст. 360 НК РФ).
Сумма авансовых платежей исчисляется по истечении отчетного периода в размере одной четвертой произведения налоговой ставки и соответствующей налоговой базы. В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия его с регистрации в течение отчетного периода исчисление суммы авансового платежа по налогу производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в отчетном периоде.
Порядок исчисления сумм налога и сумм авансовых платежей по налогу
Налогоплательщики - организации определяют суммы налога и авансового платежа самостоятельно, в отличие от физических лиц, для которых они исчисляются налоговыми органами. Сумма налога (авансового платежа) определяется по итогам каждого налогового (отчетного) периода на основании документально подтвержденных данных о транспортных средствах, подлежащих налогообложению. Согласно п. 2 ст. 362 НК РФ она исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Сумма авансового платежа по налогу определяется по истечении каждого отчетного периода как одна четвертая произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. В этом случае сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между общей суммой налога и суммой авансовых платежей. Законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков может быть установлено право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи (ст. 362 НК РФ).
Исчисление транспортного налога производится с учетом количества месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика в налоговом (отчетном) периоде. Согласно п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра) в течение налогового (отчетного) периода налог рассчитывается с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц его снятия с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц понимают как полный.
Пример 1.
По состоянию на 1 января 2007?г. на балансе бюджетной организации числился легковой автомобиль с двигателем мощностью 90 л.с. В октябре автомобиль был продан. В данном регионе бюджетные организации не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи по транспортному налогу. Ставка транспортного налога для легкового автомобиля этого класса составляет 5 руб.
В 2007 году легковой автомобиль зарегистрирован на бюджетную организацию в течение 10 месяцев (с января по октябрь включительно). Коэффициент, на который следует пересчитать сумму налога за налоговый период, равен 0,83 (10 / 12).
Сумма налога по истечении налогового периода составит 373,50 руб. (5 руб. x 90 л.с. x 0,83).
Пример 2.
Возьмем условиями примера 1, но в региональном законе не предусмотрено освобождение бюджетных организаций от уплаты авансовых платежей.
Сумма авансового платежа за I, II и III кварталы 2007 года составит 112,50 руб (5 руб. x 90 л.с) / 4).
Сумма налога за год - 373,50 руб. (5 руб. x 90 л.с. x 0,83).
Сумма налога, подлежащая уплате по истечении налогового периода, составит 36 руб. (373,50 - 112,50 x 3).
Налог по транспортным средствам, украденным (возвращенным) в течение налогового периода, начисляется с учетом количества месяцев, в течение которых они находились у налогоплательщика (п. 30 Методических рекомендаций). Такого же мнения придерживаются московские налоговики (Письмо от 21.07.2004 N 23-01/3/48251). В этом случае необходимо представить в инспекцию оригинал справки из милиции.
Исчисление транспортного налога по транспортным средствам, на которых в течение налогового периода заменяли двигатель и (или) изменяли его мощность, производится с учетом указанных изменений и месяца изменения (п. 31 Методических рекомендаций).
Расчет авансового платежа по транспортному налогу
Форма налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу (далее - расчет) и рекомендации по его заполнению приняты Приказом Минфина РФ от 23.03.2006 N 48н "Об утверждении формы налогового расчета по авансовым платежам по транспортному налогу и рекомендаций по ее заполнению". Расчет подается не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. На это указано в п. 3 ст. 363.1 НК РФ. Расчет по авансовым платежам состоит из:
- раздела 1 "Сумма авансового платежа по транспортному налогу, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)";
- раздела 2 "Расчет суммы авансового платежа по транспортному налогу по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика)".
Заполнять расчет следует начиная с раздела 2 по всем транспортным средствам, находящимся на территории муниципального образования. Если транспортные средства находятся на территории нескольких муниципальных образований, подведомственных одному налоговому органу, то по каждому муниципальному образованию формируется отдельный лист раздела 2. Итоговые показатели из этого раздела переносятся в сводный раздел 1.
Декларация по транспортному налогу
Форма декларации по транспортному налогу также утверждается Минфином согласно п. 1 ст. 363.1 НК РФ. Для заполнения налоговой декларации по транспортному налогу за 2007 год применяется форма, утвержденная Приказом Минфина РФ от 13.04.2006 N 65н "Об утверждении формы налоговой декларации по транспортному налогу и порядка ее заполнения". Налоговая декларация представлена:
- разделом 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (по данным налогоплательщика)";
- разделом 2 "Расчет суммы налога по каждому транспортному средству (по данным налогоплательщика)".
Отметим, что декларация и расчет по авансовым платежам представляются в налоговые органы, в которых налогоплательщики состоят на учете по месту нахождения транспортных средств, с учетом положений п. 5 ст. 83 НК РФ, как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Декларация, расчет на бумажном носителе могут быть представлены налогоплательщиком лично или через его представителя, а также направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы по телекоммуникационным каналам связи. При этом налоговый орган проставляет в копиях документов отметку о принятии и дату их представления. В случае если декларация и расчет были отправлены по почте, то днем их представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, а если по телекоммуникационным каналам связи - дата их отправки. Это следует из Рекомендаций по заполнению формы расчета и Порядка заполнения формы налоговой декларации.
Уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему
обособленным подразделением
Вопрос о том, где уплачивать налог - по месту головного отделения или филиала, как правило, возникает потому, что в свидетельстве о регистрации и техпаспорте собственником автомобиля указана головная организация, а в графах с адресными данными - местонахождение обособленного подразделения (филиала).
Согласно ст. 363 НК РФ уплата транспортного налога и авансовых платежей по нему производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ. Налоговая декларация по транспортному налогу также представляется в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств (п. 2 ст. 363 НК РФ). Местом нахождения транспортных средств (за исключением морских, речных и воздушных) является место их государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения собственника (п. 5 ст. 83 НК РФ). В соответствии с п. 22 Правил регистрации автотранспортных средств, утвержденных Приказом МВД РФ от 27.01.2003 N 59 "О порядке регистрации транспортных средств", регистрация транспортных средств за юридическими лицами производится по месту их нахождения. Таким образом, если транспортные средства зарегистрированы на обособленное подразделение (филиал), то налог уплачивается по его местонахождению.
В случае если в течение налогового (отчетного) периода транспортное средство было снято с учета в головной организации и перерегистрировано на его обособленное подразделение (филиал), то до снятия его с учета налог уплачивается по местонахождению головной организации, а после перерегистрации транспортного средства - по местонахождению филиала (обособленного подразделения). Причем согласно разъяснениям, данным Минфином в Письме от 13.04.2004 N 04-05-11/51 "О порядке применения положений главы 28 НК РФ", в случае если снятие транспортного средства с учета в одном субъекте РФ и его регистрация (перерегистрация) на того же налогоплательщика в другом субъекте РФ осуществлены в одном месяце, местом нахождения транспортного средства в этом месяце следует считать место его регистрации по состоянию на первое число этого месяца. Соответственно, транспортный налог за рассматриваемый месяц подлежит уплате по ставкам, установленным в том субъекте РФ, в котором транспортное средство состояло на регистрационном учете, на начало месяца.
Л. Максимова,
главный редактор журнала "Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Методические рекомендациями по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом МНС РФ от 09.04.2003 N БГ-3-21/177.
*(2) Письмо Минфина РФ от 16.06.2006 N 03-06-04-04/24.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"