г. Тула |
|
07 октября 2011 г. |
Дело N А62-1240/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2011 года.
Двадцатый арбитражный суд в составе: председательствующего Тучковой О.Г., судей Дорошковой А.Г., Игнашиной Г.Д.,
по докладу судьи Тучковой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области
на решение Арбитражного суда Смоленской области
от 25.07.2011 по делу N А62-1240/2011 (судья Алмаев Р.Н.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Айрапетяна Эрика Мисаковича (214004, Смоленская обл., г. Смоленск, пр. 2-й Краснинский, д. 14, кв. 28, ЕГРИП 304671231600030)
к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области (214008, Смоленская обл., пл. Ленина, д. 1; 214004, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Николаева, д. 12а, ОГРН 1026701437212),
третьи лица: Администрация г. Смоленска (214000, Смоленская обл., ул. Октябрьской революции, д. 1/2, ОГРН 1026701449719),
общество с ограниченной ответственностью "Капитель" (214004, Смоленская обл., г. Смоленск, ул. Крупской, д. 64а, ОГРН 1086731005195)
о признании недействительным отказа, изложенного в письме от 11.03.2011 N 4793/08,
при участии в судебном заседании путем использования системы видео-конференц-связи:
от заявителя: Айрапетяна Э.М. - индивидуального предпринимателя, свидетельство от 20.02.2006 серии 67 N 001323623,
от ответчика: Гришутиной Е.А. - заместителя начальника отдела обеспечения судебной деятельности, по доверенности от 28.12.2010 N 54,
от третьих лиц: не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Айрапетян Эрик Мисакович (далее - предприниматель, заявитель) обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - Департамент, ответчик), изложенного в письме от 11.03.2011 N 4793/08, в осуществлении процедуры выбора земельного участка в городе Смоленске, по Киевскому шоссе и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - станции технического обслуживания автомобилей.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 25.07.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда.
Третьи лица в судебное заседание вились, извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке ст.156, 266 АПК РФ в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения заявителя и представителя ответчика, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, предприниматель 18.02.2011 обратился в Департамент с заявлением (вх. N 2958/з) о выборе земельного участка площадью 6 500 кв.м. в городе Смоленске, по Киевскому шоссе и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - станции технического обслуживания автомобилей. Письмом от 11.03.2011 N 4793/08 Департамент отказал в осуществлении выбора испрашиваемого земельного участка указав, что в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки города Смоленска испрашиваемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны ОД (зона размещения объектов общественно-делового назначения), градостроительным регламентом в которой предусмотрено размещение объектов транспорта (предприятия автосервиса) как условно размещенный вид и только на земельных участках, непосредственно примыкающих к красным линиям улиц, дорог, площадей, проездов, набережных, бульваров, являющихся территориями общего пользования, за исключением внутриквартальных проездов. Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, в отношении которого в настоящее время Департаментом рассматривается заявление третьего лица об осуществлении выбора земельного участка для размещения на нем объекта капитального строительства.
Считая данный отказ незаконным, предприниматель обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с п.1 ст.198, п.4 ст.200, п.3 ст.201 АПК РФ, п.6 постановления Пленума ВАС РФ и ВС РФ от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при одновременном его несоответствии закону и нарушением его изданием прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начинается с выбора земельного участка, процедура которого последовательно урегулирована статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
При этом орган местного самоуправления, получивший заявление лица, заинтересованного в выборе земельного участка под строительство конкретного объекта, обязан обеспечить этот выбор на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных или иных условий использования соответствующей территории.
В соответствии с областным законом от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" с 01.04.2007 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы Администрации Смоленской области, уполномоченным органом определен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
Постановлением администрации Смоленской области от 11.04.2008 N 233 (с учетом изменений, внесенных постановлением от 29.04.2008 N 257) с 29.04.2008 уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе рассмотрение заявлений о заключении договоров аренды земельных участков признано Главное земельное управление Смоленской области.
На основании постановления администрации Смоленской области от 09.12.2008 N 690 указанные полномочия осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.
В соответствии с разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243 "Об утверждении Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске" (далее - постановление администрации Смоленской области от 27.04.2009 N 243) лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для целей, связанных со строительством, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Данным разделом также закреплен перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению.
Уполномоченный орган в тридцатидневный срок со дня приема документов от заявителя направляет в администрацию города Смоленска обращение об обеспечении выбора земельного участка; в течение четырнадцати рабочих дней со дня поступления из администрации города Смоленска документов и материалов по выбору земельного участка, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта; принимает решение о предоставлении земельного участка; заключает договоры аренды, безвозмездного срочного пользования; осуществляет иные предусмотренные федеральным и областным законодательством действия.
В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в тридцатидневный срок направляет заявителю мотивированный отказ в размещении объекта.
В соответствии с положениями пунктов 2, 3, 5 Порядка предоставления информации и необходимых согласований процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска, утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 24.07.2007 N 2036-адм, администрация города Смоленска по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка.
На основании изложенных правовых норм, принимая во внимание, что от Департамента не поступило замечаний относительно заявления предпринимателя и приложенных к нему документов, ответчику надлежало направить обращение об обеспечении выбора земельного участка в течении 30 дней в администрацию города Смоленска, так как данное действие выполнено не было, следовательно, им нарушена процедура рассмотрения заявления предпринимателя.
Доказательств соблюдения данного требования Департаментом в нарушение положений ст.65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования о признании незаконным оспариваемого отказа и обязал ответчика восстановить нарушенное право путем соблюдения установленного порядка и направления заявления предпринимателя о выборе земельного участка с соответствующими документами в администрацию города Смоленска для рассмотрения.
Довод апелляционной жалобы о необоснованной ссылке суда первой инстанции на постановление Президиума ВАС РФ от 14.09.2010 N 4224/10, не принимается во внимание судом апелляционной инстанции.
В данном случае суд первой инстанции ссылается на указанное постановление в обоснование незаконности отказа Департамента предпринимателю на основании того, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, в отношении которого в настоящее время Департаментом рассматривается заявление третьего лица об осуществлении выбора земельного участка для размещения на нем объекта капитального строительства.
Согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в постановлении от 14.09.2010 N 424/10, в силу правила п. 1 ст. 31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
По смыслу положений п. 3 ст. 31 ЗК РФ об обязательном публичном информировании населения о возможном предоставлении конкретного земельного участка под строительство объекта нежилого назначения с предварительным согласованием места его размещения заинтересованные лица не лишены возможности подать заявления о предоставлении им того же земельного участка, даже зная о наличии иных претендентов.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют нескольких лиц, Кодексом не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным статьей 31 Кодекса, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Поэтому в такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п. 11 ст. 1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда и не подтверждают неправильного применения судом норм материального и процессуального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 25.07.2011 по делу N А62-1240/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
А.Г. Дорошкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1240/2011
Истец: Айрапетян Эрик Мисакович, ИП Айрапетян Э. М.
Ответчик: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Третье лицо: Администрация г. Смоленска, Администрация города Смоленска, ООО "Капитель"