Административная и уголовная ответственность аптеки
К сожалению, в последнее время приходится сталкиваться с тем, что аптечные учреждения все чаще игнорируют статус специализированных учреждений и свою главную цель видят в получении прибыли даже путем нарушения правил, установленных нормативными правовыми актами. Среди участившихся нарушений можно отметить и закупку заведомо некачественного товара с дальнейшей его продажей, и обсчет потребителя, и отпуск лекарства работником без фармобразования или без медицинской книжки и многое др. Учащение подобных правонарушений диктует необходимость усиления со стороны госорганов контроля над деятельностью аптечных учреждений и других организаций, действующих в сфере обращения ЛС.
Порядок проведения проверок
Контроль над фармдеятельностью осуществляют не только сотрудники межрегионального инспекционного управления Росздравнадзора, но и представители Роспотребнадзора, которые призваны защищать права и интересы потребителей. Такими правами обладают также должностные лица органов внутренних дел (ОВД), которые уполномочены выявлять любые нарушения и составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных 18.5 ст. Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ п. 1 ч. 2 ст. 28.3.).
Так, например, воспрепятствование сотрудникам милиции, которые пришли с проверкой в ваше аптечное учреждение, исполнить служебные обязанности, является административным правонарушением, за которое они вправе в соответствии со ст. 19.3 КоАП РФ задержать нарушителя, составить протокол и доставить в суд. Контрольно-надзорные органы такими полномочиями не обладают. Судья районного суда за это правонарушение может оштрафовать нарушителя на сумму от 500 до 1000 руб. или подвергнуть административному аресту на срок до 15 суток.
Аналогичными правами наделены должностные лица органов по контролю над оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных 10 ст. КоАП РФ (п. 83, ч. 2, ст. 28.3.).
Полномочия контрольно-надзорных органов по составлению протоколов об административных правонарушениях во много раз ограничены. Так, должностные лица Роспотребнадзора уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 2.1 КоАП РФ (ст. 23.49 и п. 63, ч. 2, ст. 28.3), а должностные лица Росздравнадзора по ст. 14.1. и ст. 19.20 КоАП РФ (ч. 3, ст. 28.3).
Должностные лица управлений государственного финансового контроля, входящие в структуру Правительства Администрации субъекта РФ и осуществляющие контроль над порядком ценообразования при формировании отпускных цен на ЛС, уполномочены составлять протокол только за одно административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.6 "Нарушение порядка ценообразования".
В административном Кодексе ст. 19.7 предусмотрена ответственность (в виде административного штрафа) проверяемых аптечных предприятий за непредставление должностным лицам государственных контрольно-надзорных органов требуемых на проверку документов или представление искаженных документов.
Штраф налагает судья в размере:
- на индивидуального предпринимателя - от 100 до 300 руб.;
- на должностных лиц - от 300 до 500 руб.;
- на юридическое лицо - от 3000 до 5000 руб.
Таким образом, государство предусмотрело ответственность организаций и должностных лиц за уклонение от проверок либо за воспрепятствование их проведению.
Проверка аптечных учреждений проводится на основании постановления, распоряжения либо приказа руководителя соответствующего органа.
В ОВД таким документом является постановление, которое выносит руководитель органа в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона РФ "О милиции". В постановлении должно быть указано название проверяемого объекта и его адрес. Кроме того, в него вписываются сведения о лицах, которые проводят проверку, а также о тех, кто участвует в ней в качестве специалистов. В качестве специалистов могут привлекаться к проверке сотрудники вышеперечисленных и других органов и учреждений, которые, находясь в данном статусе, не имеют право составлять административный протокол и другие документы. В том случае если специалисты указанных органов во время совместных проверок имеют письменное распоряжение своего руководителя на проверку, то проводят ее в полном объеме совместно с сотрудниками ОВД.
Контрольно-надзорные органы проводят проверку в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". Если сотрудники милиции участвуют в проверке с сотрудниками других органов и не имеют своего постановления на проверку, то их данные должны быть вписаны в распоряжение соответствующего органа. Однако это не обязательно, т.к. сотрудники ОВД могут принимать участие не в проверке, а в охране общественного порядка во время ее проведения.
Проверяющие должностные лица перед началом проверки обязаны ознакомить представителей проверяемого аптечного учреждения с постановлением (распоряжением), а представитель аптеки обязан удостоверить своей подписью факт ознакомления с этим документом.
По результатам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах, один из них вручается под расписку представителю аптечного учреждения.
Административные правонарушения и ответственность за их совершение
Деятельность аптечных учреждений относится к предпринимательской деятельности. В связи с этим большинство правонарушений, которые совершаются при осуществлении этой деятельности, предусмотрены гл. 14 КоАП, которая называется "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности". Ответственность за эти правонарушения предусмотрены ст. 14.1, ст. 14.2 и т.д. (всего 30 статьями).
К основным нарушениям, которые могут быть совершены в аптечных учреждениях, относятся нарушения лицензионных условий - их 9, причем 5 из них являются грубыми нарушениями, ответственность за совершение которых более строгая, чем за простые нарушения.
Перечень лицензионных требований и условий содержится в "Положении о лицензировании фармацевтической деятельности", утвержденном постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 г. N 416. В настоящее время для сотрудников аптечных учреждений этот нормативный документ является одним из основных.
Ответственность за нарушение лицензионных условий предусмотрена частями 3 и 4 ст. 14.1 КоАП РФ "Нарушение лицензионных условий".
Рассмотрим эти нарушения более подробно:
а) отсутствие у аптечного учреждения принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармдеятельности, и установленных к ним требованиям;
б) несоблюдение организациями оптовой торговли ЛС требований ст. 29 Федерального закона "О лекарственных средствах" и правил оптовой торговли ЛС, которые содержатся в "Правилах оптовой торговли лекарственными средствами. Основные положения", утвержденных приказом Минздрава РФ от 15.03.2002 г. N 80;
в) несоблюдение аптечным учреждением, осуществляющим розничную торговлю ЛС, требований ст. 32 Федерального закона "О лекарственных средствах" и "Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных учреждениях", утвержденных приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 г. N 80.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "15 марта 2002 г."
Раскрывая содержание указанных правовых актов можно отметить, что к нарушениям относятся следующие действия:
- розничная торговля ЛС, не зарегистрированными в РФ;
- отпуск (продажа) рецептурных ЛС без рецепта врача (указанное требование содержится в следующих нормативных актах: приказ Минздрава РФ от 23.08.1999 г. N 328 "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями"; приказ Минздравсоцразвития от 14.12.2005 г. N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств"; Приказ Минздравсоцразвития РФ от 13.09.2005 г. N 578 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача");
- деятельность аптечного учреждения без специального разрешения органа местного самоуправления;
- отпуск (продажа) аптечным учреждением ЛС, предназначенных для лечения животных (такие лекарства отпускаются (продаются) в ветеринарной аптеке либо ветеринаром);
- отпуск (продажа) аптечным учреждением ЛС в неготовом для употребления виде и количествах, необходимых для выполнения врачебных назначений;
- отсутствие в аптечном учреждении минимального ассортимента ЛС, необходимых для оказания медицинской помощи;
- приобретение либо отпуск (продажа) аптечным учреждением иных товаров и продукции, кроме ЛС, изделий медицинского назначения, дезинфицирующих средств, предметов личной гигиены, оптики, натуральных и искусственных минеральных вод, лечебного, детского и диетического питания, косметической и парфюмерной продукции;
- прием ЛС и других товаров, разрешенных к реализации из аптечных организаций, с истекшим сроком годности, не соответствующих требованиям к качеству, стандартам и без документов, удостоверяющих их качество;
- хранение лекарственных препаратов (ЛС) в поврежденной упаковке, не имеющих сертификатов или необходимой сопроводительной документации, забракованных при приемке или отпуске больному, не соответствующих заказу или с истекшим сроком годности, без соответствующего акта - отдельного по каждой группе (т.е. хранение фальсифицированных, забракованных ЛС, лекарств с истекшим сроком годности). Такие препараты должны быть соответствующим образом промаркированы и помещены в специально выделенную зону отдельно от других лекарственных препаратов до их идентификации, возврата поставщику или уничтожения в установленном порядке;
- несоблюдение обязательных требований, установленных в государственных стандартах, санитарных, ветеринарных, противопожарных правилах и других нормативных документах;
- несоблюдение производственной аптекой правил изготовления ЛС, утверждаемых в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О лекарственных средствах", и требований к контролю качества лекарств, изготовленных в аптечных учреждениях;
- отпуск (продажа) аптечным учреждением ЛС, пришедших в негодность, ЛС с истекшим сроком годности, фальсифицированных ЛС и лекарств, являющихся незаконными копиями препаратов, зарегистрированных в РФ, а также уничтожение таких ЛС в соответствии со ст. 31 Федерального закона "О лекарственных средствах";
- отсутствие у лицензиата аптечного учреждения, деятельность которого непосредственно связана с приемом, хранением, отпуском, изготовлением и уничтожением ЛС, высшего фармобразования или стажа работы по специальности не менее 3 лет либо сертификата специалиста;
- отсутствие у индивидуального предпринимателя (лицензиата) высшего или среднего фармобразования либо сертификата специалиста;
- отсутствие у работников аптечного учреждения, деятельность которых связана с изготовлением, приемом, хранением, отпуском и продажей ЛС, высшего или среднего фармобразования либо сертификата специалиста;
- отсутствие у специалистов с фармацевтическим образованием свидетельства о повышении квалификации (не реже одного раза в 5 лет).
Кто виноват и насколько
За указанные нарушения лицензионных условий к административной ответственности привлекаются не работники лицензиата, совершившие правонарушение, т.е., например, не фармацевт, который продал рецептурное лекарство без рецепта врача, а следующие лица:
- граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (ИП);
- должностные лица, т.е. заведующие аптекой либо иные ответственные лица, назначенные учредителями в соответствии с должностью, которая указана в уставе организации;
- юридические лица (т.е. сама организация).
В качестве примера можно привести следующее выявленное правонарушение.
Участковый уполномоченный одного из отделов милиции Москвы совместно со специалистами здравоохранения проверил аптечное учреждение, в котором, путем проведения проверочной закупки, установил факт продажи Rx-препарата "Буторфанол" (опиоидный анальгетик, пользующийся популярностью у наркоманов) без рецепта врача. К административной ответственности был привлечен не фармацевт, отпустивший ЛС, а юридическое лицо за грубое нарушение лицензионных условий, в отношении которого был составлен протокол за административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.1. Судья арбитражного суда, рассмотрев материалы данного правонарушения, принял решение о приостановлении фармдеятельности юридического лица на срок 60 суток.
За подобное правонарушение административный протокол может быть составлен и в отношении должностного лица, например заведующего аптекой, вина которого будет заключаться в том, что он допустил продажу рецептурного ЛС без рецепта врача. В отношении его составляется протокол за административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.1. Однако решение в данном случае принимает судья, который вправе оштрафовать, но не приостановить деятельность аптеки (этот и другие примеры, содержащиеся в данной статье, приводятся по фактам правонарушений, выявленных во время операции "Фармаколог", проведенной во всех субъектах РФ с 23 октября по 1 ноября 2006 г. сотрудниками ОВД совместно с сотрудниками территориальных подразделений Росздравнадзора, Роспотребнадзора и Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков. За 10 дней ее работы было выявлено 15097 правонарушений, по фактам которых составлены протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных различными статьями КоАП).
Ответственность за нарушение лицензионных условий, как уже было отмечено, предусмотрена частями 3 и 4 ст. 14.1. Так, в соответствии с ч. 3 за нарушение лицензионных условий судья может наложить административный штраф в размере:
- от 1,5 до 2 тыс. руб. - на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (ИП);
- от 3 до 4 тыс. руб. - на должностных лиц;
- от 30 до 40 тыс. руб. - на юридических лиц.
В соответствии с ч. 4 за грубые нарушения лицензионных условий наказание установлено более суровое:
- на индивидуальных предпринимателей административный штраф налагается в сумме - от 4 до 5 тыс. руб., но может быть применено и более строгое наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток;
- на должностных лиц - от 4 до 5 тыс. руб.;
- на юридических лиц - от 40 до 50 тыс. руб. Или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Следует отметить одну особенность, которая может возникнуть во время проверки аптечного учреждения сотрудниками Росздравнадзора. В ходе проверки они могут установить, что у аптечного учреждения нет лицензии на фармдеятельность (например, не успели своевременно продлить срок ее действия). В этом случае они будут вынуждены закончить проверку, т.к. отсутствие лицензии влечет отсутствие ответственности за нарушение лицензионных условий. Поэтому, согласно ч. 2 ст. 14.1, составив административный протокол за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, сотрудники Росздравнадзора вынуждены будут закончить проверку, несмотря на то, что в аптечном учреждении могут быть нарушения лицензионных условий, за которые можно привлечь виновного к ответственности по другим статьям административного кодекса.
Учитывая данную ситуацию, сотрудники Росздравнадзора стараются проводить проверки совместно с сотрудниками ОВД, т.к. нарушение лицензионных условий сотрудники милиции вправе квалифицировать по другим статьям Кодекса. Например, за продажу Rx-препаратов без рецепта врача они могут составить протокол не только по ст. 14.1, но и по ст. 14.2 "Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена" либо по ст. 14.15. "Нарушение правил продажи отдельных видов товаров".
В качестве примера такой ситуации приведу факт нарушения, выявленный сотрудниками ОВД и территориального управления Росздравнадзора в одной из аптек Нижнего Новгорода, сотрудники которой осуществляли фармдеятельность без лицензии. При этом у фармацевта, отпустившего рецептурное лекарство без рецепта врача, отсутствовала медицинская книжка. Также была выявлена реализация БАД и ЛС с истекшим сроком годности и без ценников. Составлено 5 протоколов за совершение различных административных правонарушений, изъято лекарств и других товаров на сумму 34 тыс. руб. Фактически были выявлены грубые нарушения лицензионных условий. Однако действия нарушителей были квалифицированы не по ст. 14.1. ч. 3 или 4, а по другим статьям административного кодекса, в т.ч. и по ст. 14.2. При этом административные протоколы по этим статьям могут составляться не только в отношении работодателей, но их работников.
В соответствии со ст. 14.2., к административной ответственности могут быть привлечены лица, в отношении которых органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей могут назначить административный штраф. Если должностное лицо, к которому поступило дело о таком административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье, то судья может назначить следующие виды наказания:
- на граждан (под гражданами в данной статье имеются в виду не только лица, зарегистрированные в качестве ИП, но и незарегистрированные) - от 1,5 до 2 тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой;
- на должностных лиц - от 3 до 4 тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой;
- на юридических лиц - от 30 до 40 тыс. руб. с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Анализируя результаты операции "Фармаколог", можно выделить характерные для аптечных предприятий административные нарушения. Какова же мера ответственности в каждом конкретном случае, и какие нарушения классифицируются уже как уголовные преступления?
Операция "Фармаколог": нарушения и мера ответственности
Во время операции "Фармаколог", проверяющие чаще всего квалифицировали действия нарушителей по ст. 14.15 "Нарушение правил продажи отдельных видов товаров". К административной ответственности за правонарушения, предусмотренные этой статьей, было привлечено 4429 человек.
По этой статье сотрудники аптечных учреждений привлекались за следующие нарушения:
- реализацию лекарств без наличия ценников;
- реализацию лекарств без указания на упаковке даты изготовления;
- отсутствие в аптечном учреждении минимального ассортимента ЛС;
- реализацию товаров без инструкции на русском языке и указания страны изготовителя.
Так, например, в аптеке МУП, расположенной в Краснодарском крае, установлен факт реализации прибора для измерения артериального давления на запястье "Omron" без инструкции на русском языке и указания страны изготовителя. Протокол составлен на заведующего аптекой.
В соответствии с вышеуказанной статьей к административной ответственности могут быть привлечены следующие лица, в отношении которых органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей могут назначить административный штраф в сумме:
- на граждан - от 300 руб. до 1,5 тыс. руб.;
- на должностных лиц - от 1 до 3 тыс. руб.;
- на юридических лиц - от 10 до 30 тыс. руб.
По ст. 14.4. "Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил" сотрудники аптечных учреждений привлекаются за следующие нарушения:
- продажу лекарства без сертификата соответствия (декларации о соответствии);
- отсутствие у работников аптечного учреждения медицинской книжки либо своевременно не прошедших медицинский осмотр;
- продажу (отпуск) либо хранение с целью продажи лекарственных средств, пришедших в негодность, либо с истекшим сроком годности или фальсифицированных ЛС.
За время операции к административной ответственности по этой статье было привлечено 4415 человек. В соответствии с этой статьей к административной ответственности могут быть привлечены лица, в отношении которых органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей могут назначить административный штраф. В случае, если этот орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передаст его на рассмотрение судье, то судья может назначить следующие виды наказания:
- на граждан - административный штраф в сумме от 2 до 2,5 тыс. руб. с конфискацией товара или без таковой;
- на должностных лиц - от 4 до 5 тыс. руб.;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 4 до 5 тыс. руб. с конфискацией товара или без таковой, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товара или без таковой;
- на юридических лиц - от 40 до 50 тыс. руб. с конфискацией товара или без таковой, либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией товара или без таковой.
К сожалению, результаты проведенной операции показали, что в каждом проверенном аптечном учреждении любых видов и форм собственности, выявлено хоть какое-либо нарушение, а во многих случаях такие нарушения носят не единичный характер. В качестве примера можно привести аптечное учреждение индивидуального предпринимателя в Калуге, в котором было выявлено 10 административных правонарушений.
Факты хранения и реализации фальсифицированных ЛС были выявлены в аптеках всех регионов. За эти нарушения на заведующих аптеками составлены административные протоколы за продажу товара ненадлежащего качества по ст. 14.4.
Отметим, что в ходе операции проверяющими были выявлены даже названия и серии лекарств, которых фигурируют в уголовном деле, возбужденном по ст. 171 УК РФ в отношении хорошо известного московского фармацевтического предприятия. В ходе проверки такие лекарства были выявлены в нескольких регионах страны. Так, например, в Ленинградской области был выявлен препарат "Баралгетас", а в Республике Марий-Эл в аптечном пункте "36,6" ООО "Миг" - "Мальтофер". Обращение этих ЛС наряду с другими лекарствами было приостановлено Росздравнадзором (письмо N 01И-366/06 от 02.05.2006 г.). Эти факты свидетельствует о том, что руководители указанных аптечных учреждений не имели или, скорее всего, не желали иметь информации Росздравнадзора о фальсифицированных и недоброкачественных ЛС.
В аптечных учреждениях также были выявлены нарушения правил торговли, санитарии, противопожарной безопасности и другие. Так, например, проверяющими были выявлены административные правонарушения, предусмотренные ст. 14.5 "Продажа товаров, выполнение работ, либо оказание услуг при отсутствии установленной информации, либо без применения контрольно-кассовых машин". За время операции к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные этой статьей, было привлечено 1610 человек.
За правонарушения, предусмотренные этой статьей, к административной ответственности могут быть привлечены лица, в отношении которых органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей могут назначить следующие размеры административного штрафа:
- на граждан - от 1,5 до 2 тыс. руб.;
- на должностное лицо - от 3 до 4 тыс. руб.;
- на юридическое лицо - от 30 до 40 тыс. руб..
Чаще всего такие правонарушения совершали продавцы-фармацевты. При расчете с покупателями они либо не выдавали контрольно-кассовые чеки, либо при продаже лекарств отсутствовала информация о продавце. Протокол составлялся на продавцов-фармацевтов. В том случае, если отпуск (продажа) товаров и расчет с покупателями в аптечном учреждении производился без наличия контрольно-кассовых машин, то протокол составлялся в отношении руководителя аптечного учреждения.
Необходимо знать, что Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ постановлением от 31 июля 2003 г. N 16 определил случаи, когда использование контрольно-кассовой машины приравнивается к ее неприменению. К ним относятся:
- фактическое не использование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
- контрольно-кассовый аппарат не зарегистрирован в налоговой инспекции или не включен в Государственный реестр;
- отсутствует пломба на контрольно-кассовом аппарате, либо имеется повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;
- аппарат без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в не фискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
- пробит чек с указанием суммы, которая не соответствует уплаченной покупателем (клиентом).
Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с Законом "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"*(1) вместо контрольно-кассовых машин вправе применять иные виды контрольно-кассовой техники. Это могут быть, например, электронно-вычислительные, либо программно-вычислительные машины.
Во многих аптечных учреждений выявлены нарушения температурного режима при хранении ЛС. Протокол за такое правонарушение может быть составлен в отношении юридического либо должностного лица по ст. 14.1.
Выявлено большое количество административных правонарушений, связанных с личными медицинскими книжками, которые обязаны иметь все провизоры и фармацевты, работающие в аптечных учреждениях. Факты отсутствия таких книжек у провизоров и фармацевтов либо отсутствие отметок в них о своевременном прохождении медицинского осмотра квалифицировались как правонарушение, предусмотренное ст. 14.4 либо ст. 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения". Так, например, в аптеке индивидуального предпринимателя, расположенной в Коврове (Владимирская обл.), фармацевт-продавец осуществлял свою деятельность без личной медицинской книжки. Кроме того, реализовывал ЛС без сертификата соответствия, а также совершил обман покупателя путем обсчета на сумму 6 руб. 70 коп. На фармацевта за работу в аптечном учреждении без медицинской книжки составлен протокол по ст. 6.3, а за обман покупателя - по ст. 14.7 "Обман потребителей", а на лицензиата - индивидуального предпринимателя, - за административное правонарушение, предусмотренное ч. IV ст. 14.1. Его вина состояла в том, что он допустил фармацевта к работе без медицинской книжки, и лекарства продавались без сертификата соответствия.
За время проведения операции к административной ответственности за правонарушения, предусмотренное ст. 6.3 привлечено 2 110 человек, за правонарушения, предусмотренное ст. 14.7, - 165 человек.
В соответствии со ст. 14.7, к административной ответственности могут быть привлечены лица, в отношении которых органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей могут назначить следующие размеры административного штрафа:
- на граждан (под гражданами в данной статье имеются в виду лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, а также лица, работающие у индивидуальных предпринимателей) - от 1 до 2 тыс. рублей;
- на должностных лиц - от 1 до 2 тыс. руб.;
- на юридических лиц - от 10 до 20 тыс. руб..
Протокол об административном правонарушении за совершенные правонарушения, предусмотренные статьями административного Кодекса, может быть составлен немедленно, либо в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения, а в случае проведения административного расследования - в течение 2 месяцев (ст. 28.5 КоАП РФ "Сроки составления протокола об административном правонарушении").
Ненадлежащее хранение и реализация БАД
Деятельность, связанная с производством и реализацией БАД, не является лицензируемой. БАД продаются без рецепта врача. Продажа БАД, не зарегистрированных в России, запрещена.
Учреждения и организации, торгующие БАД, должны иметь на каждый вид БАД следующие документы, полученные при их закупке:
- накладную;
- заводской паспорт качества с санитарно-эпидемиологическим заключением Департамента Госсанэпиднадзора Минздравсоцразвития России;
- свидетельство Роспотребнадзора о государственной регистрации.
При обнаружении БАД без указанных документов они считаются в незаконном обороте, поэтому подлежат изъятию, а в отношении руководителя организации составляется протокол по ст. 14.4. Так, например, в аптечном пункте города Куньмин, Еврейской Автономной области реализовывались капсулы для похудения "LIDA" без свидетельства о государственной регистрации, в аптеке "Твой доктор", расположенной в Туле, осуществлялась реализация детского питания "Фруто няня" и БАД "Санасол" с истекшим сроком годности. На руководителей всех вышеупомянутых аптечных учреждений составлены административные протоколы по ст. 14.4. Всего из незаконного оборота изъято биологически активных добавок на сумму 3972 руб.
Во многих регионах за правонарушения, связанные с реализацией БАД без заводского паспорта качества или с истекшим сроком годности, возбуждались уголовные дела по ст. 238 УК РФ "Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности".
Так, например, в одном из регионов было возбуждено несколько уголовных дел в отношении заведующих аптечными учреждениями по фактам распространения через аптечную сеть БАД "Чай "Жуйдэмен" без заводского паспорта качества и свидетельства о государственной регистрации. Кроме того, следует знать, что в составе БАД "Жуйдэмэн" в виде капсул для похудения обнаружен сибутрамин (вещество, включенное в Список сильнодействующих и ядовитых веществ), поэтому данная продукция запрещена к обороту. В настоящее время, в соответствии с письмом Роспотребнадзора от 19.09.2006 г., к обороту разрешены капсулы для похудения "Жуйдэмэн" только со знаком соответствия "Марка года"*(2).
А это - уже уголовное преступление...
В аптечных учреждениях совершаются не только административные правонарушения, но и уголовные преступления. Так, в процессе проведения операции "Фармаколог" в аптечных учреждениях было выявлено 618 преступлений, предусмотренных различными статьями УК РФ. Из них 11 преступлений, связанных с незаконным оборотом сильнодействующих и ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234 УК РФ). Их продажа разрешена только в аптеках, а в аптечных пунктах, аптечных киосках и аптечных магазинах запрещена.
Так, сотрудниками ОВД совместно с работниками Роспотребнадзора при проверке аптечного киоска, расположенного в здании железнодорожного вокзала Абакана, было обнаружено сильнодействующее средство "Трамадол". По данному факту в отношении продавца-фармацевта аптечного киоска возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 234 УК РФ "Незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта". Первая часть этой статьи уголовного Кодекса предусматривает наказание в виде штрафа до 40 тыс. руб. либо до 3 лет лишения свободы не только за незаконный сбыт, но и за незаконное приобретение и хранение сильнодействующих или ядовитых веществ.
Комментируя некоторые особенности этого преступления, следует отметить, что по фактам хранения и реализации сильнодействующих и ядовитых веществ ответственность несут руководители аптечных учреждений. Однако они, зная, что такие вещества запрещено хранить и отпускать в аптечных киосках, приобретают их неофициально без соответствующих документов и предлагают своим продавцам продавать их. Когда сотрудники ОВД, выявив факт хранения либо реализации таких веществ, требуют у руководителей аптечных учреждений предъявить соответствующие документы, то они утверждают, что не знают, откуда продавец взял эти лекарства. Таким образом, виновным становится продавец, которому трудно доказать свою невиновность, ведь лекарства нашли на его рабочем месте, а документы, свидетельствующие о том, что эти препараты поступили в данное аптечное учреждение, отсутствуют.
Для того чтобы продавцу-фармацевту не оказаться в подобной ситуации необходимо:
- знать статус аптечного учреждения, в котором он работает, и круг полномочий этого учреждения (если вы работаете в аптечном пункте, аптечном киоске или аптечном магазине, то должны отказаться от продажи сильнодействующих/ядовитых ЛС, поскольку их продажа в этих аптечных учреждениях запрещена);
- если вам предлагают продавать такие лекарства, необходимо ознакомиться с документами на них и предложить, чтобы накладная, в которой они записаны, находилась при вас.
Другим видом преступления, которые выявлены в аптечных учреждениях, является фармацевтическая деятельность без лицензии. Так, сотрудниками ОВД задержан за незаконную фармацевтическую деятельность руководитель одной из аптек, расположенной в Казани, который длительное время осуществлял фармацевтическую деятельность без лицензии, получив доход на сумму 1,7 млн. руб. Возбуждено уголовное дело по ст. 171 УК РФ за незаконное предпринимательство.
Значительное количество преступлений выявлено за продажу лекарственных препаратов с истекшим сроком годности. Такие преступления квалифицировались по ст. 238 УК РФ "Выпуск или продажа товаров, выполнение работ либо оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности". Так, например, в одной из аптек Краснокаменска Читинской области, принадлежащей индивидуальному предпринимателю, был выявлен факт реализации ЛС с истекшим сроком годности и без сертификатов соответствия. Изъято из обращения ЛС 39 названий в количестве 1110 шт. на сумму 18 102 руб. В отношении индивидуального предпринимателя возбуждено уголовное дело по ст. 238 УК РФ.
В Нижнем Новгороде возбуждено уголовное дело по ст. 238 УК РФ в отношении заведующего одной из аптек за реализацию резиновых игрушек "погремушки прорезор", в составе которых находились вещества, опасные для жизни и здоровья человека.
Выявлено большое количество преступлений, связанных с медицинскими книжками, которые предъявляли сотрудникам милиции провизоры и фармацевты. В них обнаружены признаки подделки оттисков штампов и печатей о прохождении медицинского осмотра. В отношении таких провизоров и фармацевтов были возбуждены уголовные дела по ст. 327 УК РФ за использование заведомо подложного документа.
Некоторые работники и должностные лица аптечных учреждений, уличенные в совершении правонарушений и стремясь уйти от ответственности, пытались дать взятки проверяющим.
Напоминаем, что действия взяткодателя квалифицируются как преступление, и в отношении него возбуждается уголовное дело по ст. 291 УК РФ "Дача взятки".
В заключение хочется еще раз напомнить всем аптечным учреждениям о том, что они являются специализированными учреждениями торговли, и залог их успешной деятельности связан с соблюдением административного и уголовного законодательства, а также правовых норм, регулирующих фармацевтическую деятельность.
В.Т. Мазеин,
старший научный сотрудник ВНИИ МВД России
"Российские аптеки", NN 11-12, июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.05.2003 г N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт"
*(2) Письмо Роспотребнадзора от 19.09.2006 г. N 0100/10032-06-23 "Об обнаружении сибутрамина в БАД Капсулы для похудения "Жуйдэмэн".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Российские аптеки"
Отраслевое издание федерального масштаба, ориентированное на профессионалов аптечного дела: руководителей аптек, фармацевтов, провизоров.
Журнал издается в России с 1999 г. Выходит 24 номера в год.
Учредитель, издатель: ООО "Информационно-издательское агентство "РЕМЕДИУМ"
Среди авторов журнала - руководители органов здравоохранения, дистрибьюторских и производственных фирм, общественных организаций, а также ведущие специалисты в области медицины, маркетинга и менеджмента фармрынка.
Адрес: г. Москва, ул. Бакунинская, 71, стр.10
Тел./: факс: 780-34-25/26/27
Для корреспонденции: 105082, Москва, а\я 8
Е-mail: remedium@remedium.ru
Подписка:
Каталог "Роспечать" - индекс 47227 - для организаций, 47727 - для индивидуальных подписчиков
Объединенный каталог "Пресса России" - индекс 43043 для организаций, 29679 для индивидуальных подписчиков
По редакционной подписке e-mail: рodpiska@remedium.ru