03 октября 2011 г. |
г. Вологда Дело N А66-5592/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 октября 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тарасовой О.А., судей Виноградовой Т.В. и Ралько О.Б. при ведении протокола секретарем судебного заседания Лущик Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 21 июля 2011 года по делу N А66-5592/2011 (судья Бажан О.М.),
установил
общество с ограниченной ответственностью "Торгтехника" (далее - общество, ООО "Торгтехника") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области (далее - управление, административный орган) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении обществу в собственность земельного участка площадью 4291 кв. м. с кадастровым номером 69:46:0080330:9, расположенного по адресу: г. Ржев, ш. Заводское, д. 2 (далее - земельный участок); о возложении обязанности на управление подготовить и направить в адрес общества проект купли-продажи земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество).
Решением Арбитражного суда Тверской области от 21 июля 2011 года заявленные требования удовлетворены.
Административный орган с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Мотивируя жалобу, управление указывает на то, что у него отсутствуют полномочия по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества.
ООО "Торгтехника" в отзыве ссылается на то, что доводы, приведенные управлением, несостоятельны, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено без их участия в порядке, предусмотренном статьями 123, 210, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, апелляционная коллегия считает, что оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции в рассматриваемом случае не имеется.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, обществом по договору купли-продажи от 10.11.2005 приобретен корпус 41а - склад готовой продукции, расположенный по адресу: Тверская обл., г. Ржев, ш. Заводское, д. 2.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.12.2005 серии 69-АА N 733411 данный объект недвижимости принадлежит обществу на праве собственности.
Указанный объект расположен на находящемся в федеральной собственности земельном участке.
Общество 02.12.2010 обратилось в управление с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 36 ЗК РФ, с приложением необходимого пакета документов. В материалах дела усматривается, что заявителем также направлены в управление документы в обоснование площади испрашиваемого земельного участка (лист дела 26).
Административный орган в письме от 18.04.2011 N 1558-05 сообщил обществу, что документы будут направлены в адрес Росимущества для принятия решения о выкупе земельного участка после предоставления кадастрового паспорта земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.
Общество в письме от 29.04.2011 сообщило управлению о том, что требование о предоставлении данного дополнительного документа на ООО "Торгтехника" распространяться не может, поскольку обязанность по предоставлению кадастрового паспорта земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости, законодательно установлена после того, как заявитель обратился в управление с заявлением о предоставлении земельного участка (лист дела 23).
Однако до настоящего времени решение о предоставлении земельного участка в собственность обществу не принято.
В связи с этим ООО "Торгтехника" обжаловало бездействие управления в судебном порядке.
Апелляционная инстанция считает, что в рассматриваемом случае оспариваемые бездействия ответчика не являются законными.
Из пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) следует, что исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 5 той же статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов).
При этом исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
В пункте 6 статьи 36 ЗК РФ определено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В обоснование своей позиции ответчик ссылается на то, что ООО "Торгтехника" должно представить в управление кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.
Данный довод административного органа суд апелляционной инстанции считает безосновательным.
Действительно, приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 29.11.2010 N 584 "О внесении изменений в перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370" (далее - Приказ N 584) внесены изменения в Перечень документов.
В частности, пункт 6 названного Перечня изложен в другой редакции и предусматривает, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагается выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи названного заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости.
Однако следует учесть, что согласно пункту 12 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Приказ N 584 опубликован 31.12.2010 в печатном издании "Российская газета" N 297, следовательно, пункт 6 Перечня документов в вышеприведенной редакции вступил в действие 11.01.2011.
ООО "Торгтехника" обратилось с заявлением о приобретении в собственность земельного участка 02.12.2010, то есть до внесения соответствующих изменений в Перечень документов.
Таким образом, на момент обращения в управление с заявлением о приобретении земельного участка общество как собственник объектов недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, в рассматриваемом случае выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в управление полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов.
Апелляционная инстанция считает правомерным вывод суда первой инстанции о том, что административный орган нарушил требования пункта 6 статьи 36 ЗК РФ, поскольку в установленный данной нормой срок не принял решение о предоставлении в собственность спорного участка по заявлению ООО "Торгтехника" и не направил в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.
Довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества отклоняется апелляционной коллегией.
Из пункта 4 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, следует, что данный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения об управлении, утвержденного приказом Росимущества от 27.02.2009 N 49, управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
В силу пункта 4.8 названного Положения территориальное управление осуществляет продажу земельных участков по поручению Росимущества.
Вместе с тем внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 ЗК РФ прав общества.
При таких обстоятельствах ссылка административного органа на отсутствие поручения Росимущества не принимается во внимание.
Каких-либо иных доводов, свидетельствующих о невозможности продажи спорного земельного участка, подателем жалобы не приведено.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Тверской области от 21 июля 2011 года по делу N А66-5592/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Тарасова |
Судьи |
Т.В. Виноградова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-5592/2011
Истец: ООО "Торгтехника"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом