Одной проблемой стало меньше: теперь можно самостоятельно оценить
вероятность визита проверяющих
Недавно в свет вышел поистине революционный документ, ознаменовавший собой кардинальное изменение отношения налоговых органов к налогоплательщикам. Впервые налоговые органы открыто заявили о тех критериях, по которым они будут выбирать организации для проведения налоговых проверок.
Специалисты налоговой службы не просто разработали и опубликовали Концепцию системы планирования выездных проверок*(1) (далее - Концепция). Управлениям ФНС России по субъектам РФ дано указание ознакомить налогоплательщиков с положениями этого документа. Такие шаги налогового ведомства непривычны для российского бизнес-сообщества, поскольку со времен перестройки процедура планирования выездных проверок являлась сугубо конфиденциальной информацией налоговых органов. Решение о выездных налоговых проверках, как правило, заставало налогоплательщика врасплох, так как сотрудники инспекций делали ставку на эффект внезапности и психологическое давление.
Теперь же руководство ФНС России придерживается иного мнения. В частности, в Концепции говорится, что выездные налоговые проверки должны обеспечивать не только законные интересы государства, но и законные права налогоплательщиков. В ходе проверки налогоплательщик должен быть защищен от неправомерных требований налоговых органов. Более того, для него должны быть созданы "максимально комфортные условия для исчисления и уплаты налогов".
Наконец-то специалисты налоговой службы перестали видеть во всех субъектах бизнеса потенциальных преступников, которых следует разоблачить. Для них теперь важно повысить налоговую дисциплину и грамотность налогоплательщиков, сформировать и развить у них правильное понимание законодательства о налогах и сборах, убедить в недопустимости его нарушения и необходимости точного соблюдения законов. А повышать доходы государства руководство ФНС России планирует за счет уменьшения количества компаний, которые функционируют в теневом секторе экономики, и увеличения числа налогоплательщиков, которые добровольно и в полном объеме рассчитывают и уплачивают налоги.
В Концепции заявлено, что планирование налоговых проверок должно стать открытым и понятным. В основу системы планирования положены четыре принципа:
- выбор организаций для проверки должен быть обоснованным;
- при обнаружении признаков налогового правонарушения налоговые органы обязаны реагировать немедленно;
- при выявлении нарушений законодательства о налогах и сборах налогоплательщику грозит наказание;
- для добросовестных налогоплательщиков обеспечивается режим наибольшего благоприятствования.
В основе отбора - системный подход. Анализируется вся информация о налогоплательщике, которая имеется у налогового органа, с целью выявить так называемые зоны риска совершения налоговых правонарушений. Такой анализ будет проводиться на каждом этапе планирования и подготовки выездной налоговой проверки. Проверять будут в первую очередь те организации, которые по результатам анализа имеют признаки налоговых правонарушений или применяют общеизвестные схемы ухода от налогообложения.
Концепция предоставляет возможность каждому налогоплательщику самому оценить риск совершения налогового правонарушения и исправить ошибки, которые были допущены при расчете налогов*(2). Для самостоятельной оценки рисков совершения налоговых правонарушений налогоплательщики могут использовать критерии, приведенные в Концепции (см. таблицу).
Специалисты налоговой службы очень надеются, что налогоплательщики будут добросовестно исполнять свои обязанности по уплате налогов и в этом случае обещают не беспокоить законопослушных субъектов бизнеса выездными проверками.
Критерий | Значение |
Финансовые результаты | На протяжении нескольких лет в бухгалтерской и налоговой отчетности отражаются убытки |
Рентабельность | Значительно ниже, чем у предприятий данной сферы деятельности |
Соотношение доходов и расходов | Темпы роста расходов организации превышают темпы роста ее доходов от реализации товаров (работ, услуг). Суммы расхода индивидуального предприни- мателя максимально приближены к сумме его дохода, полученного за календарный год |
Среднемесячная зарплата на одного сотрудника | Ниже среднего уровня по виду экономической дея- тельности в субъекте РФ |
Налоговая нагрузка налогоплательщика | Ниже среднего уровня по отрасли или по виду эко- номической деятельности |
Пояснения налогоплательщика | Налогоплательщик не представляет пояснений на уведомление налогового органа о том, что выявлено несоответствие показателей деятельности |
НДС | Значительные суммы налоговых вычетов за опреде- ленный период |
Применение специальных налоговых режимов | Неоднократное приближение к предельному значению показателей, которые предоставляют право на при- менение специальных налоговых режимов |
Построение финансово-экономической деятельности | Деятельность налогоплательщика построена на осно- ве посреднических договоров, которые заключены без наличия разумных экономических причин (отсут- ствие деловой цели) |
Местонахождение | Частая смена местонахождения налогоплательщика ("миграция" между налоговыми органами) |
Необоснованная выгода | Наличие необоснованной налоговой выгоды (в том числе по обстоятельствам, указанным в Постановле- нии Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53) |
О.А. Курбангалеева,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению
"Ваш налоговый адвокат", N 6, июнь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждена приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@.
*(2) Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков должны появиться в открытом доступе на сайте ФНС России после 25 июня 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru