10 октября 2011 г. |
Дело N А14-4752/11 |
г. Воронеж
Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2011 г..
Полный текст постановления изготовлен 10.10.2011 г..
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скрынникова В.А.,
судей: Осиповой М.Б.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области: Ситниковой Н.В. - специалиста-эксперта юридического отдела, доверенность 03-10/00130 от 11.01.2011,
от Алелуевой И.А.: Ткачева Р.Н. - представителя по доверенности 36 АВ 0426260 от 12.09.2011,
от Павловца В.В.: Ткачева Р.Н. - представителя по доверенности 36 АВ 0426261 от 12.09.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.07.2011 по делу N А14-4752/11 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению Алелуевой Ирины Алексеевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области о признании незаконным решения от 28.03.2011 об отказе в государственной регистрации в качестве юридического лица ООО "Алма-Бион",
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Павловца В.В.,
УСТАНОВИЛ:
Алелуева Ирина Алексеевна (далее - Алелуева И.А., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области (далее - МИФНС России N 12 по Воронежской области, Инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным решения от 28.03.2011 об отказе в государственной регистрации в качестве юридического лица Общества с ограниченной ответственностью "Алма-Бион".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 20.07.2011 г.. требование заявителя удовлетворено, решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области от 28.03.2011 об отказе в государственной регистрации в качестве юридического лица ООО "Алма-Бион" признано незаконным.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Инспекция ссылается на то, что регистрирующим органом правомерно было отказано в государственной регистрации юридического лица ООО "Алма-Бион" с указанием на то, что заявление по форме N Р11001 о государственной регистрации юридического лица, исходя из его ненадлежащего оформления, считается непредставленным. Данный вывод регистрирующего органа сделан на основании анализа указанных в заявлении сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица, в качестве которого приведен домашний адрес Алелуевой И.А., являющейся одним из учредителей ООО "Алма-Бион".
Инспекция указывает, что в силу действующего законодательства государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Вместе с тем, поскольку Алелуева И.А. не является единоличным исполнительным органом создаваемой организации (обязанности директора Общества в соответствии с решением учредителей N 1/11 от 18.03.2011 возложены на второго учредителя - Павловца В.В.), Инспекция считает, что государственная регистрация юридического лица не может быть осуществлена по адресу, указанному в заявлении о государственной регистрации и не являющимся местом постоянно действующего исполнительного органа общества.
При этом данные обстоятельства квалифицированы Инспекцией как непредставление необходимого для государственной регистрации документа, что повлекло за собой отказ в государственной регистрации юридического лица при его создании.
Представитель Алелуевой И.А. и Павловца В.В. в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы регистрирующего органа, полагая, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Поскольку при обращении с заявлением о регистрации юридического лица - ООО "Алма-Бион" при создании в регистрирующий орган заявителем были представлены все необходимые документы, у ответчика отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с протоколом общего собрания учредителей от 18.03.2011, Павловцом Вячеславом Викторовичем и Алелуевой Ириной Александровной принято решение об учреждении ООО "Алма-Бион". Директором общества избран Павловец Вячеслав Викторович.
Участниками создаваемого Общества был заключен договор от 18.03.2011 г.. об учреждении ООО "Алма-Бион" и утвержден Устав Общества.
По данным учредительных документов местом нахождения Общества является: г. Воронеж, ул. Владимира Невского, д.59, кв.166.
21.03.2011 г.. Алелуева И.А. обратилась в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации юридического лица ООО "Алма-Бион" при создании.
По итогам рассмотрения представленных заявителем для государственной регистрации документов Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области было принято решение от 28.03.2011 об отказе в государственной регистрации в качестве юридического лица ООО "Алма-Бион".
Причиной отказа послужило то обстоятельство, что сведения об адресе места нахождения юридического лица, указанные в уставе юридического лица, не соответствуют сведениям об адресе юридического лица, содержащимся в заявлении (в Уставе указан адрес: г.Воронеж, улица Владимира Невского, дом 59, кв. 166, а в заявлении: г.Воронеж, улица Владимира Невского, дом 59, офис 166), и следовательно являются недостоверными.
Кроме того, регистрирующий орган сослался на недопустимость использования жилых помещений (в данном случае квартиры 166 в доме 59 по ул.Владимира Невского в г.Воронеже) для размещения в нем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.
Считая, что данный отказ не соответствует требованиям Федерального закона от 08.08.2001 г.. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", нарушает право заявителя на занятие предпринимательской и иной экономической деятельностью, Алелуева И.А. обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, который совершил оспариваемые действия (бездействие), а также определяет, нарушают ли оспариваемые решения, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 506 от 30.09.2004 г.., Федеральная налоговая служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Федеральным законом N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
При этом на основании ч. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В силу ч. 3 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица указывается в его учредительных документах.
На основании ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ заявителями при государственной регистрации юридического лица при его создании могут быть, в том числе, его учредители.
В статье 12 Федерального закона N 129-ФЗ определены документы, представляемые при государственной регистрации создаваемого юридического лица. К их числу относятся:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- учредительные документы юридического лица в двух экземплярах;
- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
- документ об уплате государственной пошлины.
В заявлении о государственной регистрации подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны.
При этом, исходя из положений статьи 25 Федерального закона N 129-ФЗ, ответственность за достоверность представляемых для государственной регистрации сведений возложена на заявителей.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен в п. 1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ. Отказ в государственной регистрации допускается, в частности, в случаях непредставления определенных данным законом необходимых для государственной регистрации документов.
При этом в соответствии с п.2 ст. 23 решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
Как усматривается из оспариваемого решения регистрирующего органа, в обоснование отказа в осуществлении государственной регистрации юридического лица при его создании, Инспекция сослалась на непредставление заявителем заявления о государственной регистрации как на обстоятельство, предусмотренное пп. "а" п.1 ст. 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что в спорной ситуации заявителем для государственной регистрации создаваемого юридического лица - ООО "Алма-Бион" - были представлены в регистрирующий орган подписанное заявителем заявление по форме Р11001, документ об уплате государственной пошлины, гарантийное письмо, Устав юридического лица, учредительный договор, протокол об учреждении юридического лица. Данный факт подтверждается распиской налогового органа в получении документов от 21.03.2011 по форме N Р50005, представленных заявителем в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица при создании, и Инспекцией не отрицается.
Таким образом, заявителем представлены в регистрирующий орган все документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица при его создании, предусмотренные ст. 12 Федерального закона N 129-ФЗ, среди которых, в том числе, подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р11001, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.
При этом доводы налогового органа о том, что указанные в заявлении сведения об адресе юридического лица являются недостоверными, обоснованно отклонены судом первой инстанции исходя из следующего.
По смыслу статьи 12 Федерального закона N 129-ФЗ заявитель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных для государственной регистрации документах, что подтверждается соответствующими строками заявления формы Р11001.
В свою очередь, регистрирующий орган не вправе отказать в осуществлении государственной регистрации при представлении заявителем необходимого пакета документов в соответствии с перечнем, установленным статьей 12 Федерального закона N 129-ФЗ. В силу действующего законодательства регистрирующий орган не вправе проверять достоверность представленных заявителем сведений или проводить правовую экспертизу документов.
Кроме того, доводы Межрайонной инстанции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области о недостоверности указанных заявителем сведений об адресе (месте нахождения) создаваемого юридического лица не нашли подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела.
Так, указание в заявлении в качестве адреса юридического лица офиса N 166 в доме N 59 по ул.Владимира Невского в г.Воронеже при том, что в Уставе Общества вместо "офиса N166" указана "квартира N 166", само по себе не свидетельствует о недостоверности данных сведений.
Также судом первой инстанции обоснованно отклонена ссылка регистрирующего органа в оспариваемом решении на недопустимость использования жилых помещений для размещения постоянно действующего органа юридического лица, поскольку в соответствии с положениями ст. 40 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" в качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать физическое лицо (генеральный директор, президент и другие).
Таким образом, указание в учредительных документах адреса места нахождения постоянно действующего исполнительного органа (директора общества) как адреса юридического лица не противоречит приведенным нормам действующего законодательства.
При этом судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: г.Воронеж, ул.Владимира Невского, д.59, кв.166, принадлежит на праве собственности учредителю ООО "Алма-Бион" - Алелуевой И.А.
25.01.2011 г.. между Алелуевой И.А. и вторым учредителем ООО "Алма-Бион" -.Павловцом В.В. заключен договор безвозмездного пользования указанной квартирой, по которому Алелуева И.А. передала Павловцу В.В. квартиру в безвозмездное пользование для проживания.
Кроме того, 18.03.2011 г.. Алелуевой И.А. дано гарантийное обязательство о предоставлении указанного помещения в аренду ООО "Алма-Бион" после его государственной регистрации в качестве юридического лица. Данное гарантийное письмо также было представлено заявителем в регистрирующий орган наряду с иными необходимыми для государственной регистрации документами.
Поскольку заявителем в регистрирующий орган были представлены все документы, необходимые для осуществления государственной регистрации юридического лица при его создании, с соблюдением установленного порядка их представления, у Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области отсутствовали правовые основания для отказа заявителю в государственной регистрации.
На основании ч. 2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции принято обоснованное решение о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области от 28.03.2011 об отказе в государственной регистрации в качестве юридического лица ООО "Алма-Бион".
Все доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу, им дана правильная юридическая оценка, следовательно, они не могут служить основанием для отмены судебного акта, принятого в соответствии с нормами материального права.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба налогового органа не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.07.2011 по делу N А14-4752/11 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области - без удовлетворения.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, а также учитывая, что в силу ст.333.37 НК РФ в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г.. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу распределению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 20.07.2011 по делу N А14-4752/11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.А. Скрынников |
Судьи |
М.Б. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-4752/2011
Истец: Алелуева И. А.
Ответчик: МИФНС России N 12 по Воронежской области, МИФНС РФ N12 по Воронежской области
Третье лицо: В.В. Павловец, ООО "Алма-Бион", Павловец В. В.
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2011 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-4898/11