г. Владивосток |
Дело N А24-3057/2011 |
10 октября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления оглашена 06 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алфёровой
судей Г.А. Симоновой, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е. Ю. Федосенко
при участии
стороны извещены, представителей не направили;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края
апелляционное производство N 05АП-6633/2011
на решение от 19.08.2011
судьи К.Ю. Иванушкиной по делу N А24-3057/2011 Арбитражного суда Камчатского края по заявлению ФГУП "Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (ИНН 4101003277, ОГРН 1024101036937) к Агентству лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края об оспаривании постановления от 15.04.2011 N 14
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии" (далее - заявитель, предприятие, ФГУП "КамчатНИРО") обратилось в Петропавловск-Камчатский городской суд с жалобой на постановление Агентства лесного хозяйства Камчатского края (далее - административный орган, Агентство) от 15.04.2011 N 14, которым заявитель привлечён к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
В соответствии с определением Петропавловск-Камчатского городского суда от 14.07.2011 жалоба ФГУП "КамчатНИРО" вместе с материалами дела об административном правонарушении направлена по подведомственности в Арбитражный суд Камчатского края.
Решением суда от 19.08.2011 постановление от 15.04.2011 N 14 отменено и произведена в порядке процессуального правопреемства замена Агентства лесного хозяйства Камчатского края на Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края.
Обжалуя в апелляционном порядке судебный акт, Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края считает его незаконным и подлежащим отмене. По мнению заявителя апелляционной жалобы, факт административного правонарушения подтверждается постановлением Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Яворского А.В. о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.03.2011, согласно которому в ходе прокурорской проверки установлен факт использования заявителем лесных участков для осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности без проекта освоения лесов.
В судебное заседание 06.10.2011 стороны не явились, извещены надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст. 156 АПК РФ, рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
Камчатским межрайонным природоохранным прокурором 25.03.2011 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, в отношении ФГУП "КамчатНИРО". Проведенной проверкой установлено, что предприятие 02.10.2008 заключило с Агентством лесного хозяйства Камчатского края договор аренды лесного участка N 63-П. Арендованный лесной участок, находящийся в государственной собственности указанное юридическое лицо использует для научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности. Согласно подпункту "в" пункта 11 договора аренды Арендатор обязан после утверждения лесохозяйственного регламента лесничества в установленном порядке разработать и представить Арендодателю проект освоения лесов на государственную экспертизу. Вместе с тем, ФГУП "КамчатНИРО", в нарушение требований федерального законодательства и подпункта "в" пункта 11 договора аренды лесного участка от 02.10.2008 N 63-П в настоящее время осуществляет лесопользование в отсутствие проекта освоения лесов, что подтверждается сообщением Агентства лесного хозяйства Камчатского края от 17.03.2011 N 440/498.
Постановление направлено прокурором в Агентство для решения вопроса о привлечении предприятия к административной ответственности.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении административным органом 15.04.2011 вынесено постановление N 14 о признании ФГУП "КамчатНИРО" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ, и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением административного органа, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании в порядке главы 25 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, с назначением наказания юридическим лицам в виде штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Из части 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 названного Кодекса, которой предусмотрено, что освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Пунктом 2 Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28.05.2007 N 137, определено, что использование лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности включает в себя осуществление экспериментальной или теоретической деятельности, направленной на получение новых знаний об экологической системе леса, проведение прикладных научных исследований, направленных преимущественно на применение этих знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Согласно договору от 02.10.2008 N 63-П, заключенному между Агентством и предприятием, ФГУП "КамчатНИРО" предоставлен во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 1,0 га, находящийся в пределах земель лесного фонда Корякского лесничества (часть 1) Камчатского края, квартал 152, выдел 106, Карагинского участкового лесничества. В соответствии с пунктом 4 договора Арендатору передается лесной участок для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности.
Частью 1 статьи 29.10 КоАП РФ предусмотрено, что постановление об административном правонарушении должно быть мотивировано и содержать нормы права, в соответствии с которыми лицо привлекается к административной ответственности, и обстоятельства, установленные административным органом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Доказательствами по делу признаются, документы, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 26.7 КоАП РФ).
Административный орган, проводя проверку на предмет соблюдения предприятием законодательства в сфере лесопользования, факта осуществления деятельности, а именно использования лесов (осуществление экспериментальной или теоретической деятельности, направленной на получение новых знаний об экологической системе леса, проведение прикладных научных исследований) не установил.
Между тем объективную сторону вменяемого Учреждению правонарушения образует осуществление научно-исследовательской деятельности с нарушением условий договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, поэтому при квалификации действий лица по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ доказыванию подлежит факт осуществления научно-исследовательской деятельности и эксплуатация гидротехнических сооружений в сфере лесопользования.
Кроме того, суд первой инстанции верно указал, что сам по себе договор аренды от 02.10.2008 N 63-П не может подтверждать факт использования предприятием арендованных земель.
Тот факт, что материалы дела об административном правонарушении не содержат доказательств, подтверждающих осуществление научно-исследовательской деятельности, а также то, что при рассмотрении дела осуществление научно-исследовательской деятельности не устанавливалось, административным органом не оспаривалось как в суде первой, так и апелляционной инстанций, что свидетельствует о существенных нарушениях процедуры привлечения лица к административной ответственности.
Учитывая вышеназванные обстоятельства, Пятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что административным органом при производстве по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения без надлежащего установления события вменяемого деяния, что не может быть признано соответствующим закону, в связи с чем апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что административным органом не доказано событие административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.
Согласно положениям ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов, изложенных в обжалуемом решении суда первой инстанции, в связи с чем, оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Камчатского края от 19.08.2011 по делу N А24-3057/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Камчатского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Алфёрова |
Судьи |
Г.А. Симонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А24-3057/2011
Истец: ФГУП "Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии", ФГУП Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии (КамчатНИРО)
Ответчик: Агентство лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края, Агентство лесного хозяйства Камчатского края
Третье лицо: Камчатский межрайонный природоохранный прокурор
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6633/11