г. Владивосток |
Дело N А51-1894/2011 |
10 октября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления оглашена 05 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Г.А. Симоновой
судей З.Д. Бац, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Ю. Федосенко
при участии
от Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края: Тарасенко Я.В. по доверенности от 18.10.2010 N 29/03-20-16981 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 221;
от Управления градостроительства и архитектуры администрации г.Владивостока: Савчак Н.В. по доверенности от 29.12.2010 N 27/1-1-3502 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 3749;
от ИП Осипова Ф. А.: не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИП Осипова Филиппа Александровича
апелляционное производство N 05АП-4038/2011
на решение от 04.05.2011
судьи О.В. Голоузовой
по делу N А51-1894/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Осипова Филиппа Александровича
к Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
третье лицо - Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока
о признании незаконным решения об отказе в обращении в орган местного самоуправления для утверждения схемы расположения земельного участка и обязании обратиться в пятидневный срок с даты принятия судебного решения в орган местного самоуправления.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Осипов Филипп Александрович (далее - заявитель, Предприниматель, ИП Осипов Ф.А.) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее - Департамент) об отказе в обращении в орган местного самоуправления для утверждения схемы расположения земельного участка площадью 466 кв.м., расположенного в районе Океанского проспекта, 155 в г. Владивостоке, оформленное письмом N 29/06-20-21013 от 09.12.2010 и обязании Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края обратиться в пятидневный срок с даты принятия судебного решения в орган местного самоуправления (администрации г. Владивостока) для утверждения последним схемы расположения земельного участка площадью 466 кв.м., расположенного в районе Океанского проспекта, 155 в г. Владивостоке, приложив к обращению схему расположения земельного участка и иные документы в соответствии с письмом заявителя от 22.11.2010 г. вх. N 29-31529 от 22.11.2010.
Определением от 17.03.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора было привлечено Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока (далее - УГА администрации г. Владивостока).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 04.05.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Предприниматель обратился в суд с апелляционной жалобой на решение суда первой инстанции от 04.05.2011. Податель апелляционной жалобы считает решение арбитражного суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене. Предприниматель считает, что суд неправомерно в обоснование выводов решения ссылается на постановление главы г. Владивостока от 09.07.2009 N 777, поскольку в нем речь идет лишь об установлении границ гостевого маршрута и об обеспечении отсутствия временных построек путем освобождения от них земельных участков. Полагает, что судом перепутаны понятия просьбы направления на утверждение схемы расположения земельного участка с просьбой его предоставления. Предприниматель считает, что наличие инженерных коммуникаций в виде двух труб, а также расположение земельного участка в составе территории общего пользования не может являться препятствием для направления схемы расположения земельного участка на утверждение в орган местного самоуправления. Настаивает на том, что для органа, уполномоченного на распоряжение земельными участками, установлена безусловная обязанность обращения в орган местного самоуправления для утверждения предоставленной схемы расположения земельного участка.
Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания заявитель явку своих представителей в суд не обеспечил. Жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Представитель Департамента в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразила. Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.05.2011 считает законным и обоснованным, просила оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Предпринимателя - без удовлетворения.
Представитель УГА администрации г. Владивостока в судебном заседании и в представленном в материалы дела письменном отзыве на апелляционную жалобу поддержал доводы Департамента. Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.05.2011 также считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
22.11.2010 ИП Осипов Ф.А. обратился в Департамент с просьбой обратиться в орган местного самоуправления (администрация г. Владивостока) для утверждения схемы расположения земельного участка площадью 466 кв.м., расположенного в районе Океанского проспекта, 155 в г. Владивостоке в целях его последующего предоставления в аренду для целей, не связанных со строительством - для размещения объекта бытового обслуживания.
Департамент письмом от 09.12.2010 N 29/06-20-21013 отказал Предпринимателю в предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду сославшись на то, что испрашиваемый земельный участок вошел в границы гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа, утвержденного постановлением главы города Владивостока от 09.07.2009 N 777 "О развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе".
Департаментом также было указано, что согласно представленным документам (топографическая съемка в масштабе М 1:500, схема расположения земельного участка, выполненная ООО "Вeгa Экспедиция") на части испрашиваемого земельного участка расположены инженерные коммуникации в виде двух труб диаметром 80 мм, условно обозначенных "2Т".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Предпринимателя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 34 ЗК РФ предусмотрен порядок утверждения схем расположения земельных участков, пунктом 2 которой установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с постановлением администрации Приморского края от 08.02.2007 N 23-па "Об охране исполнительной власти Приморского края, уполномоченной на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена административном центре Приморского края" органом, осуществляющим распоряжение земельными участками на территории Владивостокского городского округа, являлся Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края. В настоящее время департамент вследствие реорганизации изменил наименование на Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края.
Исходя из буквального толкования приведенных положений, с учетом названного выше постановления администрации Приморского края, в г.Владивостоке порядок утверждения схем расположения земельных участков предусмотрен не иначе, как путем подачи заинтересованным лицом заявления в Департамент, который, в свою очередь, направляет его в орган местного самоуправления для рассмотрения по правилам части 4 статьи 34 ЗК РФ.
Коллегия апелляционного суда не может согласиться с доводами заявителя апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции перепутаны понятия просьбы направления на утверждение схемы расположения земельного участка с просьбой его предоставления.
Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является один из этапов предоставления земельного участка в аренду.
Согласно тексту заявления Осипова В.Ф. (л.д. 8) он обратился в Департамент с целью последующего предоставления спорного земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, а именно - для размещения объекта бытового обслуживания.
В силу части 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными органами.
Как верно отметил суд первой инстанции, реализация принципа устойчивого развития территорий гарантирована соответствующими полномочиями органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 20 статьи 14 и пунктом 26 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения и городского округа относятся утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки, утверждение документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования, резервирование земель и их изъятие, осуществление земельного контроля за использованием земель муниципального образования.
Согласно материалам дела в рассматриваемом случае основанием для отказа заявителю в предоставлении в аренду земельного участка, площадью 466 кв.м., расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе Океанского проспекта, 155 для целей, не связанных со строительством - для размещения объекта бытового обслуживания, послужило то, что испрашиваемый земельный участок вошел в границы гостевого маршрута на территории Владивостокского городского округа, в пределах которого размещение временных построек не предусмотрено.
При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Постановление N 777 в редакции изменений, внесенных Постановлениями от 23.09.2009 N 1032 и от 26.10.2009 N 1193, принято в пределах полномочий Главы города Владивостока, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федеральным законом от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском районе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неправомерности применения судом первой инстанции указанного нормативного акта необоснованны.
Согласно материалам дела, в том числе обзорной схемы земельного участка, испрашиваемый заявителем земельный участок в районе Океанского проспекта,155 находится в непосредственной близости от проезжей части и попадает в границы указанной 100-метровой зоны.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что делая указанный вывод суд первой инстанции не учел тот факт, что земельного участка пл. 466 кв.м., расположенного в районе Океанского проспекта, 155в г. Владивостоке, в настоящий момент не существует, коллегией отклоняется, поскольку заявителем лично к заявлению была приложена схема такого участка, его ситуационный план и тд.
Пунктом 2 Постановления N 777 установлено, что Управлению по взаимодействию с правоохранительными органами и исполнению административного законодательства, управлению градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока предписано обеспечить на протяжении всего гостевого маршрута на земельных участках, попадающих полностью либо частью на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси автомобильных дорог, указанных в пункте 1 настоящего постановления, отсутствие временных построек, киосков, навесов и других подобных построек в рамках действующего законодательства.
Пунктом 4 Постановления Департаменту земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края при рассмотрении заявлений юридических и физических лиц о предоставлении земельных участков, попадающих полностью или частично на территорию в границах 100 метров по обе стороны от центральной оси автомобильных дорог, указанных в п.1 настоящего постановления, рекомендовано учитывать настоящее постановление.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено и материалами дела подтверждается вывод Департамента о нахождении испрашиваемого предпринимателем земельного участка в границах гостевого маршрута, где размещение временных построек, в том числе объекта бытового обслуживания, не предусмотрено.
Учитывая изложенное, предоставление данного земельного участка для размещения объекта бытового обслуживания противоречит требованиям реализации местных программ использования земель (статья 11 ЗК РФ), в связи с чем отказ Департамента в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка соответствует требованиям действующего законодательства.
Кроме того, в качестве оснований оспариваемого заявителем отказа Департамента указано также то, что согласно топографической съемке в масштабе М 1:500 на части испрашиваемого земельного участка расположены инженерные коммуникации в виде двух труб диаметром 80 мм, условно обозначенных "2Т".
В соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 28.04.2000 N 375 "Об утверждении Правил охраны коммунальных тепловых сетей в Приморском крае", охране подлежит весь комплекс сооружений и устройств, входящих в тепловую сеть. Указанным нормативным актом не допускается, в том числе возводить временные строения, в пределах охранных зон тепловых сетей. Доводы заявителя апелляционной жалобы об обратном не подтверждены документально.
Из пункта 5 Правил охраны коммунальных тепловых сетей, следует, что в пределах охранных зон тепловых сетей не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи, или препятствующие ремонту, в том числе загромождать подходы и подъезды к объектам и сооружениями тепловых сетей, складировать тяжелые и громоздкие материалы, возводить временные строения и заборы.
Кроме того, согласно представленного ситуационного плана, испрашиваемый предпринимателем земельный участок, входит в состав территории общего пользования - сквера, бульвара с пешеходными дорожками, расположенного в районе вышеуказанного адреса, на что заявителю также было указано в письме от 09.12.2010 N 29/06-20-21013. По правилам ст. 262 Гражданского Кодекса РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находится на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона Приморского края N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае", в случае, если имеются предусмотренные федеральным законодательством основания для отказа в предоставлении земельного участка в собственность или аренду гражданам, орган исполнительной власти Приморского края в 20-дневный срок с момента поступления заявления направляет заявителю мотивированный отказ в предоставлении земельного участка. Таким образом, Департамент вправе отказать в предоставлении земельного участка, испрашиваемого для целей, не связанных со строительством, при наличии оснований для отказа, предусмотренных федеральным законом, не направляя обращение в орган местного самоуправления с целью выдачи схемы расположения земельного участка.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что для органа, уполномоченного на распоряжение земельными участками, установлена безусловная обязанность обращения в орган местного самоуправления для утверждения предоставленной схемы расположения земельного участка, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм права.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ)
Поскольку судом установлено отсутствие у Департамента правовых оснований для предоставления спорного земельного участка для цели - размещение объекта бытового обслуживания в соответствии со статьей 34 ЗК РФ, следовательно, оспариваемый в рамках настоящего дела отказ соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 04.05.2011 по делу N А51-1894/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Г.А. Симонова |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-1894/2011
Истец: ИП Осипов Филипп Александрович
Ответчик: Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства ПК, Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края
Третье лицо: Управление градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока