г. Тула |
|
10 октября 2011 г. |
Дело N А23-2261/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Полынкиной Н.А., Тучковой О.Г.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Корнеевой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "РАСТР-технология"
на решение Арбитражного суда Калужской области
от 08.08.2011 по делу N А23-2261/2011 (судья Дорошина А.В.)
по заявлению ООО "РАСТР-технология"
к Министерству экологии и благоустройства Калужской области
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
при участии:
от заявителя: не явились, извещены надлежаще,
от ответчика: Зеленцова Ю.Л. по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РАСТР-технология" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением к Министерству экологии и благоустройства Калужской области (далее - Министерство) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 25 от 24.05.2011.
Решением суда первой инстанции от 08.08.2011 в удовлетворении требований отказано.
Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, на основании приказа N 128-11 от 25.04.2011 Министерством проведена плановая выездная проверка соблюдения Обществом обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности Общества, расположенных по адресу: Калужская область, г. Обнинск, Киевское шоссе, д. 82.
В ходе проверки Общества выявлены нарушения Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а именно:
- передача мусора организации, не имеющей лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортировке, использованию, обезвреживанию, размещению отходов 1-го - 4го класса опасности;
- отсутствие свидетельства (сертификаты) о профессиональной подготовке работников, допущенных к осуществлению деятельности по обращению с отходами, на право работы с отходами 1 -го-4го класса опасности;
- отсутствие паспорта отходов 1-го - 4го класса опасности;
- не исполнена обязанность по предоставлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2010 год;
- не согласован порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами с уполномоченным органом исполнительной власти.
Результаты проверки оформлены актом N 1/128-11/10 от 23.05.2011.
23.05.2011 Министерством в отношении Общества составлен протокол N 3/128-11/26 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, и 24.05.2011 принято постановление N 25 о привлечении заявителя к ответственности по названной статье Кодекса в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 39 указанного Федерального закона юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статья 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" устанавливает перечень требований к эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые должны соблюдать юридические лица и индивидуальные предприниматели: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
В соответствии с п.1 ст. 4 Федерального закона N 89-ФЗ собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
Судом установлено, что Общество, являясь собственником образовавшихся и накопленных в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности отходов, с 01.01.2010 по 10.04.2011 осуществляло передачу отходов 4-го класса опасности ООО "Спецавтохозяйство Обнинск", не имеющему лицензию на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, на основании договоров на вывоз ТБО.
В своей жалобе Общество указывает, что по п.1 ст. 4 Федерального закона N 89-ФЗ устанавливает обязательность наличия лицензии у лица, которому передаются отходы только в том случае, если данные отходы передаются в собственность этого лица. В данном же случае, отходы передавались ООО "Спецавтохозяйство Обнинск" не в собственность, а для транспортировки.
Данный довод судом апелляционной инстанции отклоняется, так как в силу п.1 ст. 4 Федерального закона N 89-ФЗ собственник отходов I - IV класса опасности вправе передавать права не только собственности, но и владения другому лицу ему, оставаясь собственником, только в том случае, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности. В данном случае Общество передавало ООО "Спецавтохозяйство Обнинск" отходы во владение (для транспортировки), вследствие чего наличие лицензии у указанной организации является обязательной.
В дополнении к апелляционной жалобе Общество также указывает, что согласно информации Управления Росприроднадзора по Калужской области, изложенной в письме от 20.09.2011 N 01-22/1212, в реестре отсутствуют предприятия, которым выдана лицензия на осуществление деятельности по транспортировке отходов в Калужской области.
Данный довод судом апелляционной инстанции во внимание не принимается, поскольку в данном случае заявитель имеет возможность привлечь соответствующие организации из иных регионов либо самостоятельно получить необходимую лицензию.
Таким образом, заявителем нарушен п.1 ст. 4 Федерального закона N 89-ФЗ.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Свидетельств (сертификатов), подтверждающих наличие профессиональной подготовки на право работы с отходами 1 -го-4го класса, в проверяемом периоде у Общества не имелось, что является нарушением ст. 15 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.
Статья 14 Федерального закона N 89-ФЗ предусматривает обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, подтверждать отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт.
Паспортизация отходов является одним из этапов технологического цикла отходов (п.4.2.1 ГОСТ 30773-2001).
Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона N 89-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 30 от 16.02.2010.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Судом установлено, что паспорта отходов Обществом составлены только 12.05.2011 и с Управлением Росприроднадзора по Калужской области на момент привлечения к административной ответственности не согласованы.
Довод жалобы о том, что типовая форма паспорта не разработана отклоняется, так как это обстоятельство не освобождает Общество от его составления и согласования. При этом суд отмечает, что Общество могло заблаговременно обратиться в уполномоченные органы за разъяснениями, касающимися составления паспортов отходов.
Обществом также не исполнена обязанность по представлению в Управление Росприроднадзора по Калужской области отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов за 2010 год.
12.05.2011 заявителем разработано и утверждено Положение о производственном экологическом контроле, осуществляемом обществом. При этом порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, согласованный с уполномоченным органом исполнительной власти в ходе проведения проверки не был представлен.
Данные обстоятельства Обществом не оспариваются.
Таким образом, Общество нарушены п.1 ст. 4, ст. 15, 18, 26 Федерального закона N 89-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом административного органа о наличии в действиях Общества вины во вменяемом административном правонарушении.
В силу п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Как разъяснено в п. 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обязанность по соблюдению требований по обращению с опасными отходами возложена на Общество. Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о том, что Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований данного акта, а равно доказательств наличия непреодолимых препятствий для исполнения заявителем возложенных на него публичных обязанностей суду не представлено.
Материалы дела проверены в соответствии с ч.6 ст. 210 АПК РФ. Нарушений не установлено.
Таким образом, в действиях Общества усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
В своей апелляционной жалобе Общество указывает на то, что оно не осуществляет деятельность по обращению с отходами, а они просто накапливаются в ходе его обычной хозяйственной деятельности.
Данный довод судом отклоняется, так как в силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается, в частности, деятельность по их накоплению.
Факт накопления отходов Общество не отрицается.
В своей апелляционной жалобе Общество также ходатайствует о необходимости направления запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке конституционности ст. 8.2 КоАП РФ, санкция которой, по мнению заявителя, несоразмерна общественной опасности данного правонарушения.
Указанный довод не может быть принят судом апелляционной инстанции во внимание.
Согласно ч. 3 ст. 13 АПК РФ, если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона.
Аналогичное указание содержится в ст. 101 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ от 21.07.1994 "О Конституционном Суде Российской Федерации".
В силу указанных норм обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона является правом арбитражного суда в случае возникновения у него, а не у стороны в деле, сомнений в соответствии примененного или подлежащего применению закона Конституции Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции не усматривает неконституционности и правовой неопределенности ст. 8.2 КоАП РФ, в связи с чем ходатайство заявителя удовлетворению не подлежит.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 08.08.2011 по делу N А23-2261/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст. 288 АПК РФ.
Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
Н.А. Полынкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2261/2011
Истец: ООО Растр-Технология
Ответчик: Министерство экологии и благоустройства Калужской области
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4530/11