г. Пермь |
|
15 декабря 2009 г. |
Дело N А60-27080/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Лихачевой А.Н.,
судей Рубцовой Л.В., Масальской Н.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Овчинниковой О.В.
при участии:
от истца - не явились;
от ответчика - не явились;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца - Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 13 октября 2009 года
по делу N А60-27080/2009, принятое судьей Сидоровой А.В.,
по иску Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога"
к Открытому акционерному обществу "Нижнетагильский металлургический комбинат"
о взыскании штрафа за задержку уборки вагонов,
Установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Открытому акционерному обществу "Нижнетагильский металлургический комбинат" (далее - ОАО "НТМК", ответчик) о взыскании 377 000 руб. штрафа за задержку уборки вагонов, на основании ст. ст. 62, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - УЖТ РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 13.10.2009 года исковые требования удовлетворены частично, с ОАО "НТМК" в пользу ОАО "РЖД" взыскано 301 600 руб. штрафа, 9 040 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины. В остальной части иска отказано.
Истец, ОАО "РЖД", с решением суда от 13.10.2009 г. не согласен по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение изменить и взыскать штраф за задержку вагонов в полном объеме в размере 377 000 руб.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что размер штрафа уменьшен судом необоснованно. Указывает, что штраф за задержку вагонов, начисленный ОАО "РЖД", не является чрезмерным, так как денежные средства от эксплуатации принадлежащего перевозчику подвижного состава являются одним из основных источников дохода перевозчика, и задержка ответчиком вагонов лишает истца возможности использовать вагоны по их прямому назначению. По расчету истца, потери доходов ОАО "РЖД" от сверхнормативного простоя вагонов на подъездных путях составляют 488,91 руб., тогда как штраф за один час задержки вагона составляет 200 руб. (специализированный вагон - 400 руб.), что не свидетельствует о явном несоответствии размера предъявленного ОАО "РЖД" штрафа последствиям допущенного нарушения. Истец указал, что суд не учел, что штрафная санкция носит не только компенсационный, но и предупредительный характер, отметив, что ответчик регулярно допускает задержку вагонов на своих подъездных путях. Заявитель апелляционной жалобы указал, что ОАО "НТМК" доказательств явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств не представлено.
Ответчик, ОАО "НТМК", представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, с доводами жалобы не согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Считает, что судом первой инстанции сделан правильный вывод о несоразмерности взыскиваемого штрафа последствиям нарушения обязательства по своевременному возврату вагонов.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между ОАО "РЖД" и ОАО "НТМК" заключен договор N 5/11 от 15.03.2002 г. на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат", в редакции дополнительных соглашений к договору.
В соответствии с условиями договора ОАО "НТМК" осуществляется эксплуатация железнодорожного подъездного пути, указанного в пунктах 1, 2 договора. Подъездной путь обслуживается локомотивами ОАО "НТМК".
Ссылаясь на имевшие место в период с 26.01.2009 г. по 11.02.2009 г. задержки при выводе вагонов с подъездного пути ОАО "НТМК" после выгрузки и погрузки с превышением сроков, установленных договором N 5/11 от 15.03.2002 г. и ст. 62 УЖТ РФ, подтвержденные ведомостям подачи и уборки вагонов, и неоплату штрафа в добровольном порядке по счету N 36 от 18.02.2009 г., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Судом первой инстанции исковые требования ОАО "РЖД" удовлетворены частично, размер предъявленного истцом ОАО "НТМК" штрафа снижен судом до 301 600 руб., в связи с явной несоразмерностью суммы штрафа последствиям допущенного ответчиком нарушения.
Исследовав доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для её удовлетворения и полагает, что размер штрафа правомерно снижен судом первой инстанции, в связи со следующим.
В соответствии с положениями статьи 21 УЖТ РФ погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, а также выгрузка из них в местах общего и необщего пользования обеспечивается грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями).
Статьей 62 УЖТ РФ предусмотрено, что за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа, по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования, несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 УЖТ.
Согласно ст. 99 УЖТ РФ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьей 100 УЖТ, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Пунктом 13 договора от 15.03.2002 г. N 5/11 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат", заключенного между истцом и ответчиком, технологический срок оборота вагонов на железнодорожном пути необщего пользования на период с 15 октября по 15 апреля установлен в размере 36 часов.
Факт задержки ответчиком вагонов сверх 24 часов после истечения технологического срока оборота вагонов подтверждается представленными в материалы дела ведомостями подачи и уборки вагонов N N 020554, 020559 и не опровергается ответчиком, в том числе и в отзывах на иск и апелляционную жалобу. Между тем, ответчик не согласился с размером штрафа, посчитав его несоразмерным последствиям нарушения обязательства.
Статьей 100 УЖТ РФ размер штрафа за каждый час простоя установлен в размере 0,2 МРОТ за обычный вагон. За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов размер штрафа увеличивается в два раза.
С учетом положений названной нормы, а также статьи 99 УЖТ РФ, истцом рассчитан штраф за задержку 5 вагонов на общую сумму 377 000 руб., то есть по 200 руб. за каждый час превышения времени нахождения вагона на подъездном пути по обычным вагонам, 400 руб. - по специализированным.
Вывод суда первой инстанции о наличии оснований для уменьшения законной неустойки соответствуют действующему законодательству и установленным по делу обстоятельствам.
В силу ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Штрафы, предусмотренные статьями 62, 99 УЖТ РФ, как мера ответственности за нарушение обязательств, связанных с перевозкой, являются законной неустойкой (ст. 332 ГК РФ). Размер подлежащей взысканию законной неустойки может быть уменьшен судом в соответствии со ст. 333 ГК РФ.
В соответствии с п. 36 Постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в случае установления арбитражным судом, при рассмотрении конкретного спора, явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе, в соответствии со ст. 333 ГК РФ, уменьшить его размер.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21.12.2000 N 263-О, суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Критериями для установления несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательства в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства. При этом суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств дела.
При оценке таких последствий судом могут приниматься во внимание иные обстоятельства, в том числе не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства: цена товаров, работ, услуг; сумма договора (п. 42 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и приняв во внимание, что размер предъявленного ко взысканию штрафа существенно превышает размер платы за пользование вагонами, а также небольшой период начисления штрафа, отсутствие доказательств наступления тяжелых последствий в результате задержки вагонов, суд первой инстанции установил, что подлежащий уплате штраф явно несоразмерен последствиям нарушения обязательства ответчиком.
При таких обстоятельствах, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30, суд первой инстанции правомерно в соответствии со ст. 333 ГК РФ уменьшил сумму штрафа на 20 %, взыскав с ответчика в пользу истца 301 600 рублей.
Исходя из принципов Главы 25 ГК РФ, штрафные санкции должны носить компенсационный характер и не могут служить неосновательному получению доходов.
Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании и применении норм материального права и противоречат обстоятельствам дела.
В связи с изложенным, решение Арбитражного суда Свердловской области от 13.10.2009 г. является законным и обоснованным, отмене либо изменению по основаниям, установленным ст. 270 АПК РФ, не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 13 октября 2009 года по делу N А60-27080/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
А.Н. Лихачева |
Судьи |
Л.В. Рубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-27080/2009
Истец: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице филиала "Свердловская железная дорога", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога", ОАО "Российские железные дороги" филиал "Свердловская железная дорога", ОАО *Российские железные дороги*
Ответчик: ОАО "ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат" (ОАО "НТМК"), ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат", ОАО "Нижнетагильский металлургический комбинат" (ОАО "НТМК")
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-11713/09