г. Пермь
07 апреля 2010 г. |
Дело N А50-39507/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 апреля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.,
при участии:
от заявителя - ГСК N 83 "Кабельщик-3": Бойкачева Ю.А., паспорт, доверенность от 15.10.2009,
от заинтересованного лица - Межрайонная ИФНС России N 9 по Пермскому краю: Вавилова А.С., удостоверение, доверенность от 08.02.2010,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России N 9 по Пермскому краю
на решение Арбитражного суда Пермского края от 01 февраля 2010 года
по делу N А50-39507/2009,
принятое судьей Кульбаковой Е.В.,
по заявлению ГСК N 83 "Кабельщик-3"
к Межрайонной ИФНС России N 9 по Пермскому краю
о признании незаконным решения налогового органа об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ,
установил:
Гаражно-строительный кооператив 83 "Кабельщик-3" (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения от 27.06.2006 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц и ее действий, выразившихся в исключении ГСК 83 "Кабельщик-3" из ЕГРЮЛ; восстановлении ГСК 83 "Кабельщик-3" в Едином государственном реестре юридических лиц.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 01.02.2010 заявленные требования удовлетворены.
Заинтересованное лицо с решением суда первой инстанции не согласно по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что решение об исключении заявителя из реестра является законным и обоснованным.
В обоснование жалобы указывает на то, что поскольку на момент принятия решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ у регистрирующего органа отсутствовали доказательства осуществления кооперативом своей деятельности, а также отсутствовали заявления заинтересованных лиц, 27.06.2006 в ЕГРЮЛ правомерно внесена запись о внесении сведений об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность.
Представитель налогового органа в суде апелляционной инстанции поддержал требования и доводы апелляционной жалобы.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что налоговым органом нарушен порядок исключения недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, предусмотренный ст.21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке ст.ст.266,268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что ГСК 83 "Кабельщик-3" зарегистрирован Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 9 по Пермскому краю 05.12.2002 за N 555, что подтверждается решением о регистрации (л.д.8).
05.12.2002 в ЕГРЮЛ внесена запись о юридическом лице, зарегистрированным до 01.07.2002 за основным государственным регистрационным номером 1025901512878 (л.д.9).
03.03.2006 налоговым органом принято решение N 43 о предстоящем исключении ГСК из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица (далее- решение от 03.03.2006).
09.03.2006 в журнале "Вестник государственной регистрации" опубликовано сообщение налогового органа о предстоящем исключении недействующего ГСК из ЕГРЮЛ.
27.06.2006 в ЕГРЮЛ внесена запись об исключении ГСК из реестра как фактически прекратившего деятельность.
Не согласившись с решением налогового органа от 27.06.2006 и записью об исключении юридического лица из реестра, заявитель обратился в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, решение налогового органа является незаконным.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
В силу п.1 ст.11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
В соответствии с п.1 ст.21.1 Федерального закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (п.2 ст.21.1 Федерального закона N 129-ФЗ).
Согласно п.3 ст.21.1 Федерального закона N 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В соответствии с п.4 ст.21.1 Федерального закона N 129-ФЗ заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Пунктами 7-8 ст.22 Федерального закона N 129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Из приведенных положений Федерального закона N 129-ФЗ следует, что юридическое лицо, обладающее признаками недействующего юридического лица, может быть исключено из реестра только в случае соблюдения определенной установленной Законом процедуры.
В обоснование заявленных требований и в письменном отзыве на апелляционную жалобу заявитель указывает, что в нарушение ст.21.1 Федерального закона N 129-ФЗ налоговый орган не опубликовал сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Налоговый орган в обоснование выполнения требований ст.21.1 Федерального закона N 129-ФЗ указывает, что решение о предстоящем исключении заявителя из ЕГРЮЛ опубликовано 09.03.2006 в журнале "Вестник государственной регистрации". В подтверждение указанного обстоятельства налоговым органом в материалы дела представлена распечатка с сайта Федеральной налоговой службы России.
Суд первой инстанции отметил, что из указанной распечатки не следует, что в органе печати - журнале "Вестник государственной регистрации" были опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением кооператива из ЕГРЮЛ, чем нарушены требования п.3 ст.21.1 Федерального закона N 129-ФЗ.
В целях реализации положений Федерального закона N 129-ФЗ и п.2 Постановления Правительства РФ от 19.07.2002 N 438 "О едином государственном реестре юридических лиц" в части обеспечения публикации сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ издан Приказ Федеральной налоговой службы N САЭ-3-09/355@ от 16.06.2006 "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации".
Пунктом 1 указанного приказа установлено, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, размещаются в сети Интернет на сайте Федеральной налоговой службы России. Указанные сведения, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством РФ о государственной регистрации. публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ в журнал "Вестник государственной регистрации" представляют именно налоговые органы.
Суд первой инстанции указал, что в нарушение требований ст.ст.65, 200 АПК РФ налоговый орган не представил доказательств, свидетельствующих о том, что публикация решения о предстоящем исключении ГСК из ЕГРЮЛ от 09.03.2006 в журнале "Вестник государственной регистрации" содержала информацию о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Выводы суда в данной части суд апелляционной инстанции находит ошибочными, поскольку налоговым органом представлена суду апелляционной инстанции выписка из сведений о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ, опубликованных в журнале "Вестник государственной регистрации за март 2006 г.., из которой следует, что налоговым органом наряду с решением о предстоящем исключении опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления могут быть направлены в срок не позднее, чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Однако данные ошибочные выводы суда первой инстанции не влекут отмену судебного акта.
Доводы апеллятора о законности принятого им решения в связи с тем, что на момент принятия решения об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ у регистрирующего органа отсутствовали доказательства осуществления кооператива своей деятельности, а также отсутствовали заявления заинтересованных лиц, что послужило основанием для внесения 27.06.2006 г.. в ЕГРЮЛ записи об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, подлежат отклонению.
Доводы заявителя о том, что на момент принятия решения о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ кооператив являлся действующим юридическим лицом и фактически осуществлял хозяйственную деятельность, налоговым органом не опровергнуты. Тогда как заявителем в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о том, что фактически ГСК осуществлял свою деятельность, что подтверждается выписками из протоколов общих собраний членов кооператива; выписки из кассовой книги; акты о снабжении электроэнергией ГСК. Кроме того, в дополнение к ранее представленным доказательствам в опровержение доводов апелляционной жалобы заявителем представлены квитанции об оплате ГСК Кабельщик-3 за электроэнергию ОАО "Камкабель".
Поскольку судом установлены обстоятельства, позволяющие прийти к выводу о правомерности требований заявителя, то отсутствуют и основания для признания оспариваемого решения законным, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При данных обстоятельствах обжалуемое решение суда отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 1 февраля 2010 года по делу N А50-39507/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N9 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
О.Г. Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-39507/2009
Истец: ГСК N83 "Кабельщик-3"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N9 по ПК, МИФНС России N9 по Пермскому краю
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-2420/10