г. Пермь
07 октября 2011 г. |
Дело N А50-6597/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.
судей Голубцовой Ю.А., Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шилонцевой В.А.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель не явился,
от ответчиков - представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, индивидуального предпринимателя Бердарь Татьяны Сергеевны,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 04 июля 2011 года
по делу N А50-6597/2011,
принятое судьей Мещеряковой Т.И.
по заявлению индивидуального предпринимателя Бердарь Татьяны Сергеевны (ОГРНИП 304591636500060, ИНН 591600147223)
к Комитету имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района Пермского края, Администрации Краснокамского муниципального района Пермского края, Администрации Оверятского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края
о признании незаконным бездействия,
установил:
Индивидуальный предприниматель Бердарь Татьяна Сергеевна (заявитель) обратилась в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Комитету имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района Пермского края, Администрации Краснокамского муниципального района Пермского края, Администрации Оверятского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края (ответчики) о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в реализации преимущественного права на выкуп арендованного нежилого помещения по адресу: Краснокамский район, п. Оверята, ул. Молодежная, 55.
Решением арбитражного суда Пермского края от 04.07.2011 (резолютивная часть от 28.06.2011) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с решением суда от 04.07.2011 не согласен, обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить, заявленные требования удовлетворить. В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что арендуемое помещение не является жилым и не относится к объектам жилого фонда, положения Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 применены судом первой инстанции необоснованно. Также заявитель считает, что срок, предусмотренный ч. 4 ст. 198 АПК РФ, им не пропущен, требования о признании преимущественного права на выкуп предъявлены ко всем заинтересованным лицам.
Ответчики возражений на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, по договору N 498 от 23.08.2006 заявителю передано в аренду нежилое помещение общей площадью 170,1 кв.м, расположенное по адресу: Пермский край, пригород Краснокамска, п. Оверята, ул. Моложежная, 55, для использования под розничную торговлю.
14.12.2009 заявитель обратился в Комитет имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района Пермского края с заявлением о намерении реализовать преимущественное право на приобретение арендуемого имущества в собственность.
Письмом от 11.05.2010 Глава Краснокамского муниципального района отказал заявителю в реализации указанного права на том основании, что жилой многоквартирный дом, в котором заявитель арендует нежилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу.
Ссылаясь на то, что отказ в реализации преимущественного права на выкуп арендуемого помещения является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 10 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.11.2009 N 134 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъект малого предпринимательства, чье право на приобретение имущества было нарушено, может оспорить отказ уполномоченного органа в реализации права на приобретение муниципального имущества, а также его бездействие в части принятия решения об отчуждении арендуемого имущества и (или) совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации права на приобретение, в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
Как правильно установлено судом первой инстанции, основанием отказа в реализации преимущественного права на выкуп арендуемого помещения явилось признание многоквартирного дома по ул. Молодежной, 55 в п. Оверята аварийным и подлежащего сносу.
В соответствии с п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (далее - Положение), признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
В силу п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Из акта обследования помещения межведомственной комиссией от 17.11.2009 следует, что жилой дом по адресу: ул. Молодежная, 55 п. Оверята находится в аварийном состоянии, кровля шиферная и подшивка карниза сгнили, шифер местами разрушен. Полы первого этажа прогнили, перегородки имеют трещины, штукатурка потолков обваливается, оконное заполнение сгнило, водоснабжение и канализация отсутствуют, электропроводка не прикреплена к строительным конструкциям, места соединений электропроводов не заизолированы. Здание расположено на болотистой местности, в связи с этим имеется оседание здания, подтопление в весенний паводковый период технического подполья здания. Строительные конструкции подлежат полной замене. Здание имеет недопустимую просадку.
На основании акта обследования помещения от 17.11.2009 N 02 и заключения межведомственной комиссии Главой администрации Оверятского городского поселения Краснокамского муниципального района Пермского края вынесено распоряжение N 394.2 от 09.12.2009 о признании многоквартирного жилого дома по ул. Молодежной, 55 в п. Оверята аварийным и подлежащим сносу.
Следовательно, на момент обращения заявителя в администрацию с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого нежилого помещения было установлено, что жилой дом, в котором расположено испрашиваемое нежилое помещение, не подлежит использованию, поскольку не соответствует требованиям безопасности. Органом местного самоуправления принято решение о невозможности дальнейшего использования этого дома и его сносе.
В соответствии с п. 50 Положения в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством.
Правовые последствия признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу для арендаторов нежилых помещений в таком доме законодательством прямо не урегулированы.
При отсутствии возможности использования таких помещений, в отношении арендаторов нежилых помещений должен применяться аналогичный порядок прекращения их прав на арендуемое имущество.
Согласно письму от 18.05.2009 Комитет имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района уведомил заявителя о том, что дом по ул. Молодежная, 55 п. Оверята признан аварийным, срок расселения граждан установлен до 01.05.2011, и предложил расторгнуть договор аренды N 498 от 23.08.2006, освободить нежилое помещение.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о невозможности заключения в отношении испрашиваемого нежилого помещения договора купли-продажи, поскольку это помещение не подлежит использованию каким-либо образом в связи со сносом жилого дома.
Ссылка заявителя на то, что арендуемое им помещение не относится к жилому фонду, и положения Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Возможность установления иного правового режима для нежилых помещений, расположенных в аварийном и подлежащим сносу жилом доме, заявителем не обоснована. Заключение купли-продажи в отношении нежилых помещений в жилом доме, не позволяющем обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, не может быть признано соответствующим требованиям закона.
Поскольку в рассматриваемом случае совокупность условий, необходимых для признания оспариваемого решения незаконным, отсутствует, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
При таких обстоятельствах, нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Решение суда от 04.07.2011 отмене не подлежит.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя и подлежит взысканию в доход федерального бюджета в размере, установленном ст. 333.21 НК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 04 июля 2011 года по делу N А50-6597/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Бердарь Татьяны Сергеевны (ОГРНИП 304591636500060, ИНН 591600147223) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 100 (ста) руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Ю.А. Голубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-6597/2011
Истец: Бердарь Т С
Ответчик: Администрация Краснокамского муниципального района Пермского края, Администрация Оверятского городского поселения, Администрация Оверятского городского поселения Краснокамского района Пермского края, Комитет имущественных отношений Администрации Краснокамского муниципального района Перм ского края, Комитет имущественных отношений администрации Краснокамского муниципального района Пермского края