г. Томск |
Дело N 07АП-6830/11 |
Резолютивная часть постановления оглашена 10 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2011 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего С.Н. Хайкиной
судей: Л.И. Ждановой, О.А. Скачковой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полосиным А.Л.,
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: Конева Е.В. - доверенность от 27.12.10г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Спиртовый комбинат"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.06.2011
по делу N А27-5179/2011 (судья Мишина И.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "Спиртовый комбинат" (ОГРН 1024201364967, ИНН 4213000919, 652150, Кемеровская область, г. Мариинск, ул. Юбилейная, 2а)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Кемеровской области (652150, Кемеровская область, г. Мариинск, ул. Советская, 1)
о признании незаконным требования,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Спиртовый комбинат", г. Мариинск (далее - общество, ОАО "Спиртовый комбинат") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Кемеровской области, г. Мариинск (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 08.04.2011 N2116.
Решением суда от 15.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным решением, общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель ссылается на следующее:
- судом не учтены положения о банкротстве, устанавливающие особенности при удовлетворении требований кредиторов по текущим платежам в ходе конкурсного производства;
- суммы налогов, пеней, штрафов, указанные в оспариваемом требовании, в силу Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) относятся к текущим платежам и Инспекция без соблюдения правил очередности намерена взыскать налоговые платежи в первую очередь, что свидетельствует о нарушении прав не только общества, но и его кредиторов.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве налоговый орган возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
ОАО "Спиртовой комбинат" о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился. На основании ст. 156 АПК РФ суд определил рассмотреть дело отсутствии представителя апеллянта.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Кемеровской области в адрес ОАО "Спиртовый комбинат" выставлено и направлено требование от 08.04.2011 N 2116 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа в общей сумме 110 254 675 руб.
Не согласившись с указанным требованием, общество обратилось в арбитражный суд заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что выставление инспекцией требования о взыскании задолженности соответствует требованиям Закона о банкротстве.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно положениям статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. При этом обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога.
Статьей 69 НК РФ определен порядок оформления и направления требования.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Согласно пункту 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, а по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Нарушение налоговым органом процедуры принятия и направления оспариваемого требования N 877 от 24.02.2011 апелляционным судом не установлено, апелляционная жалоба в указанной части никаких доводов не содержит. Также из материалов дела и текста апелляционной жалобы следует, что наличие указанной в требовании задолженности заявителем не оспаривается, следовательно, не оспаривается наличие правовых оснований для направления налогоплательщику требования об уплате налога.
Вместе с тем, не оспаривая по существу наличие у него недоимки, заявитель считает, что направленное требование нарушает очередность при удовлетворении требований кредиторов по текущим платежам, ссылаясь при этом на пункт 2 статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" указывает, что данное требование подлежит удовлетворению в четвертую очередь.
Согласно статье 5 Закона о банкротстве под текущими платежами понимаются денежные обязательства, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а так же денежные обязательства, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
В пункте 40 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" разъяснено, что пунктом 2 статьи 134 Федерального закона N 127-ФЗ установлена специальная очередность удовлетворения в конкурсном производстве требований кредиторов по текущим платежам, в связи с чем статья 855 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющая очередность списания денежных средств со счета при их недостаточности для удовлетворения всех предъявленных к счету требований, к этим отношениям не применяется.
Согласно пункту 2 статьи 134 Федерального закона N 127-ФЗ требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:
в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;
во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности данных лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;
в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;
в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.
Таким образом, исходя из пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве налоги, взыскиваемые Инспекций в принудительном порядке, относятся к четвертой очереди удовлетворения текущих платежей.
В соответствии с пунктом 41 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, в соответствии с абзацем пятым пункта 2 статьи 134 Федерального закона N 127-ФЗ относятся к текущим платежам четвертой очереди. Для взыскания таких платежей налоговый орган вправе на основании статьи 46 НК РФ направить в банк инкассовое поручение, которое подлежит исполнению банком с учетом очередности, установленной пунктом 2 статьи 134 Федерального закона N 127-ФЗ.
Таким образом, в связи с тем, что обязанность Общества по уплате указанного в требовании от 08.04.2011 N 2116 налога возникла после принятия арбитражным судом к производству заявления о признании Общества несостоятельным (банкротом) и до введения в отношении него конкурсного производства (13.01.2011), направление требования об уплате налога является обязательным условием реализации налоговым органом своих полномочий по взысканию задолженности, предоставленных ему статьей 46 НК РФ, и не противоречит перечисленным выше нормам права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее по отдельности, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что основания для направления оспариваемого требовании Инспекцией в рассматриваемой ситуации доказаны, правомерность его вынесения по тем основаниям, которые в нем изложены применительно к доводам заявителя, подтверждена, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует закону или иному нормативному правовому акту и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого решения и об отсутствии нарушения в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15.06.2011 по делу N А27-5179/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Спиртовый комбинат" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
Л.И. Жданова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-5179/2011
Истец: ОАО "Спиртовый комбинат"
Ответчик: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Кемеровской области, МИФНС России N1 по Кемеровской области
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6830/11