г. Пермь
18 января 2010 г. |
Дело N А50-35058/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 января 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л. Х.
судей Щеклеиной Л.Ю., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.
при участии:
от заявителя (ОАО "Пермстройоптторг") - Собянина С.В., паспорт, доверенность от 11.01.2010,
от ответчика (Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе) - не явились, извещены,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
на решение Арбитражного суда Пермского края от 05 ноября 2009 года
по делу N А50-35058/2009,
принятое судьей Дубовым А.В.
по заявлению ОАО "Пермстройоптторг"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Открытое акционерное общество "Пермстройоптторг" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее - РО ФСФР России в ВКР) от 22.09.2009 N 11-09-550/пн о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 700 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 05.11.2009 г.. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, РО ФСФР России в ВКР обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указывает на неправомерность выводов суда первой инстанции о малозначительности совершенного административного правонарушения, поскольку, по его мнению, допущенное обществом правонарушение создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, формальный характер состава вменяемого правонарушения не позволяет применить к правонарушению положения ст.2.9 КоАП РФ. Состав правонарушения, по мнению подателя жалобы, является доказанным, оснований для применения ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ не имеется.
Заявитель представил письменный отзыв, в котором против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, считает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, по мотивам, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения, ссылаясь на обоснованность применения судом первой инстанции ст. 2.9 КоАП РФ.
Податель жалобы представителя для участия в судебном заседании не направил, что в силу ч. 3 ст. 156, ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 08.09.2009 Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлен протокол об административном правонарушении N 11-09-761/пр-ап, в котором отражено, что ОАО "Пермстройоптторг" не представило в установленный срок в регистрирующий орган список аффилированных лиц, составленный на дату окончания 1 квартала 2009 года (л.д. 11-13).
22.09.2009 уполномоченным должностным лицом РО ФСФР в ВКР вынесено постановление о назначении административного наказания N 11-09-550/пн о привлечении общества к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 700 000 рублей (л.д. 6-8).
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявление о признании незаконным и отмене указанного постановления.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, вместе с тем, применив положения ч. 2 ст. 1.7, ст. 2.9 КоАП РФ, удовлетворил заявленные требования.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя заявителя, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемый судебный акт отмене не подлежит по следующим основаниям.
В соответствии с п. 4 ст. 93 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно пунктам 8.1.1, 8.5.1, 8.5.3 Положения "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" (утв. Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 N 06-117/пз-н) (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) акционерные общества обязаны раскрывать информацию, в частности, об аффилированных лицах общества в форме списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
Следовательно, действующим в рассматриваемый период законодательством на акционерное общество была возложена обязанность по раскрытию информации об аффилированных лицах и представлению списка аффилированных лиц в установленный срок.
Факт непредставления обществом в установленный срок в регистрирующий орган списка аффилированных лиц, составленного по окончанию 1 квартала 2009 г.., подтверждается протоколом об административном правонарушении от 08.09.2009 N 11-09-761/пр-ап, иными материалами дела и заявителем не оспаривается.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что обществом предпринимались какие-либо меры, для соблюдения требований законодательства о раскрытии информации, либо отсутствия у общества возможности соблюсти требования законодательства в области рынка ценных бумаг в материалах дела не имеется.
Таким образом, наличие в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем Приказом ФСФР РФ от 23.04.2009 N 09-14/пз-н в Положение "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг" внесены изменения, вступившие в силу с 01.07.2009.
Согласно внесенным изменениям пункт 8.5.3 названного Положения устанавливает, что акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список.
Таким образом, с 1.07.2009 г.. обязанность у акционерного общества представлять в регистрирующий орган список аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала отсутствует.
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ и п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введение в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008) закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
На дату рассмотрения дела в суде первой инстанции обязанность, за нарушение которой общество привлечено к административной ответственности, отменена.
Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление до настоящего момента не исполнено, следовательно, постановление о назначении административного наказания от 22.09.2009 N 11-09-550/пн правомерно отменено судом первой инстанции на основании ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция не усматривает оснований для признания неправомерными выводы суда о признании допущенного Обществом правонарушения малозначительным в силу следующего.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Пунктом 17 названного Постановления предусмотрено, что, установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии существенной угрозы для государства и общества в результате совершения заявителем административного правонарушения.
Общество не имело намерения скрыть информацию об аффилированных лицах, список аффилированных лиц был опубликован обществом в сети Интернет, изменения в составе аффилированных лиц общества не происходили с 2006 года.
Сам по себе факт нарушения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг не свидетельствует о наличии существенной угрозы государственным интересам, данное обстоятельство подлежит выяснению в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела.
В связи с этим суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания совершенного обществом правонарушения малозначительным, следовательно, правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
Довод РО ФСФР России в ВКР, изложенный в апелляционной жалобе, о невозможности применения к формальному составу, предусмотренному ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, положений ст. 2.9 КоАП РФ подлежит отклонению, поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не ограничивает применение ст. 2.9 КоАП РФ и не устанавливает конкретные нормы, к которым указанная статья не может быть применена.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 05 ноября 2009 года по делу N А50-35058/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л. Х. Риб |
Судьи |
Л. Ю. Щеклеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-35058/2009
Истец: ОАО "Пермстройоптторг"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, Региональное отделение ФС по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
Хронология рассмотрения дела:
18.01.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12633/09