г. Самара |
|
10 октября 2011 г. |
Дело N А65-16063/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лебедевой М.В.,
с участием:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Арзан" - извещен, не явился;
от ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан - Выборнова Н.Н., доверенность N 24-019/023271 от 13.07.2011 г.;
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 октября 2011 г. в зале N 6 апелляционную жалобу
Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 августа 2011 г.
по делу N А65-16063/2011 (судья Бредихина Н.Ю.) ,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Арзан", г. Набережные Челны (ОГРН 1031616024142, ИНН 1639016750)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан
об оспаривании постановления от 28.06.2011 г..,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Арзан" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан от 28.06.2011 г. о привлечении к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Решением суда 1 инстанции от 15 августа 2011 г. заявление Общества удовлетворено, оспариваемое постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан от 28.06.2011 г.. признано незаконным и отменено в связи с малозначительностью административного правонарушения. Производство по делу об административном правонарушении прекращено.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на правомерность привлечения Общества к административной ответственности по ст.15.1 КоАП РФ.
При этом ссылается на то, что Общество не обеспечило возможность своевременного оприходования денежной наличности в кассу предприятия в соответствии с требованиями законодательства, основания для признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным отсутствуют.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество просит решение суда 1 инстанции оставить без изменения.
Представитель ООО "Торговый дом "Арзан" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства Общество извещено надлежащим образом.
В соответствии с п.3 ст. 156, 266 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом извещенного времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя налогового органа, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, 06.06.2011 г. на основании поручения N 240 от 23.05.2011 г. сотрудниками Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан была проведена проверка соблюдения законодательства о применении контрольно-кассовой техники, порядка работы с денежной наличностью, полноты выручки полученной с применением контрольно кассовой техники в ООО "Торговый дом "Арзан" за период с 20.02.2011 по 20.05.2011 г., по результатам которой был составлен акт проверки от 06.06.2011 г. N 105 (л.д.36 т.1).
17.06.2011 г. налоговым органом в отношении ООО "Торговый дом "Арзан" был составлен протокол об административном правонарушении N 000200 (л.д.29 т.1).
28.06.2011 г. на основании данного протокола Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан было вынесено постановление N 18 о привлечении Общества к административной ответственности по ст.15.1 КоАП РФ и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей (л.д.25 т.1).
В постановлении отражено, что в нарушение п.13, 22, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденных Решением Совета Директоров ЦБР от 22.09.1993 г. N 40 и п. 6 "Типовых правил эксплуатации ККМ" N104 от 30.08.1993 г., утвержденных Минфином РФ, Обществом систематически допускалось не оприходование денежной наличности, полученной в выходные и праздничные дни. Выручка, полученная предприятием в субботние дни, приходовалась в кассу предприятия в понедельник. Выручка, полученная в праздничные дни, приходовалась в первый рабочий день. Таким образом, неоприходование денежных средств в день их поступления является оконченным правонарушением независимо от оприходования денежных средств в более поздние сроки и, следовательно, влечет ответственность, предусмотренную статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
Между тем при принятии данного постановления налоговым органом не были учтены следующие обстоятельства.
Статья 15.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (в редакции от 27.07.2010 г.) организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок ведения кассовых операций в РФ утвержден Решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.1993 N 40 .
В соответствии с п.13 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359 учет бланков документов, изготовленных типографским способом, по их наименованиям, сериям и номерам ведется в книге учета бланков документов. Листы такой книги должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации (индивидуальным предпринимателем), а также скреплены печатью (штампом).
Согласно п.22 вышеназванного Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Согласно пункту 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подводит итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета копию записей в кассовой книге за день с приходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Таким образом, названные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.
Следовательно, моментом начала и окончания совершения административного правонарушения в данном случае является день получения выручки и неоприходования ее в кассу.
Факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ имеющимися в деле доказательствами подтвержден, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
Вместе с тем статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности правонарушения.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что ст.2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.
Из материалов дела видно, что каких-либо негативных материальных последствий для охраняемых законом правоотношений совершенное Обществом правонарушение не повлекло, в результате проверки не выявлено расхождений между суммами поступившей и оприходованной наличности. Нарушения порядка оприходования в кассу предприятия денежной наличности были допущены только в выходные и праздничные дни, при этом полученная выручка приходовалась в первый рабочий день.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенного Обществом правонарушения, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, суд 1 инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в данном случае существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не наступило.
В данном случае составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная статьей 3.1 КоАП РФ.
Применение в такой ситуации меры административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. будет носить неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к административной ответственности.
В связи с этим суд 1 инстанции правомерно расценил допущенное Обществом правонарушение в качестве малозначительного и признал возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе налогового органа, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно удовлетворил заявление Общества, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 августа 2011 г.
по делу N А65-16063/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16063/2011
Истец: ООО "Торговый дом "Арзан", г. Набережные Челны
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10645/11