Как не стоит рекламировать азартные игры
Закон о рекламе*(1) в обновленной редакции действует более года, а у организаторов азартных игр, для которых, помимо общих, установлены специальные требования, уже не раз возникали разногласия с федеральной антимонопольной службой. Как показывает арбитражная практика, судебные инстанции не всегда на стороне организаторов азартных игр. Каковы же нарушения владельцев игорных заведений, размещающих информацию о проводимых азартных играх в СМИ, на радио и непосредственно у входа в игорное заведение? Тем, кто предпочитает учиться на чужих ошибках, будет интересен ответ на этот, подчас злободневный для игорного бизнеса вопрос на примерах из правоприменительной практики.
"Тройка, семерка, туз"... Реклама или элемент оформления игрового
зала?
Не в пользу организатора азартных игр вынесли решение судьи ФАС ДВО в Постановлении от 18.04.2007 N Ф03-А59/07-2/649. Внимание сотрудников управления Федеральной антимонопольной службы привлекла вывеска на фасаде зала игровых автоматов. На ней уместились изображения карт, игровых автоматов, денежных купюр и наименование игрового зала - "777". Данная информация, размещенная на игорном заведении, была расценена проверяющими как реклама по организации и проведению азартных игр. Организатор игорного бизнеса посчитал, что изображения игральных карт, денежных купюр в сочетании с надписью "Зал игровых автоматов 777" не являются рекламой, а представляют лишь элементы оформления здания, в котором проводятся азартные игры.
Наверно, с такой точкой зрения можно было согласиться, если бы вывеска была поскромнее (например, организатор ограничился только надписью "Зал игровых автоматов"). В данной же ситуации нельзя отрицать, что размещенная на игорном заведении информация адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к основанным на риске играм. Все изображения являются атрибутами игорного бизнеса и ассоциируются с рекламируемым залом игровых автоматов, что дало основания арбитрам отнести размещенную на вывеске информацию к рекламе.
Судьи указали на то, что реклама основанных на риске игр не должна создавать впечатление, что участие в играх является дополнительным заработком (п. 2 ч. 1 ст. 27 Закона о рекламе). Заметим, размещенные на вывеске изображения не позволяют категорично утверждать, что данное требование законодательства нарушено. То, что на вывеске изображены денежные купюры, вполне логично, в зале игровых автоматов играют на деньги, а не "на интерес". Этот атрибут больше раскрывает правила игры, чем создает впечатление получения гарантированного дохода.
Но есть еще одно требование законодательства. Реклама основанных на риске игр допускается только в зданиях, строениях, сооружениях, в которых проводятся азартные игры. Разместив рекламу на здании, организатор игорного бизнеса нарушил это требование, за что был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.3 КоАП РФ. Такую же позицию заняли судьи другого округа (Постановление ФАС ПО от 10.04.2007 N А12-19317/06). Изображения монет, часть из которых установлена в столбик, а часть сыплется в кошелек, подпадают под понятие рекламы. Ее размещение на внешней стороне зданий является нарушением Закона о рекламе.
Сделанный судами вывод вовсе не означает, что организатору азартных игр нельзя разместить вывеску снаружи игорного заведения. Важно, что на ней изображено. Если на вывеске размещена информация об игорном заведении, режиме его работы и предоставляемых услугах, то это не реклама, а лишь сведения об игорном заведении. Они распространяются в обязательном порядке, как того требуют обычаи делового оборота и Закон о защите прав потребителей*(2). В отношении такой информации не действуют ограничения Закона о рекламе, установленные для размещения рекламы азартных игр и пари.
Реклама в прессе
Из решения, представленного в Постановлении ФАС УО от 01.03.2007 N Ф09-1062/07-С1, можно сделать два вывода. Во-первых, в рекламе азартных игр, в том числе проводимых на телевидении, не должны использоваться образы людей (телеведущих азартного шоу). Во-вторых, при размещении такой рекламы в печатном издании нужно указать на ограничение участия в азартных играх несовершеннолетних. Данные требования установлены как в прежнем Законе о рекламе*(3), так и в ныне действующем. Действия организации, не уделившей должного внимания этим ограничениям, образуют состав административного правонарушения. В такой ситуации не уйти от ответственности, но можно попробовать снизить сумму штрафа. Организация этим воспользовалась, судьи учли ее финансовые трудности, а также осуществление ею благотворительной и иной общественно-полезной деятельности. В результате сумма штрафа была снижена в шесть раз, что, согласитесь, тоже неплохо.
Рекламная пауза в радиоэфире
К размещению информации об азартных играх на радио Закон о рекламе предъявляет следующие требования. Время выхода в эфир рекламных роликов только с 22.00 до 7.00, а их содержание не должно выходить за рамки ограничений, установленных к рекламе азартных игр. Не так сложно соблюсти временной интервал. Однако как избежать "перебора" с содержанием азартной звуковой рекламы? Она не должна создавать впечатление, что азартные игры гарантируют успех их участникам. Организация сознательно нарушила это требование, считая, что распространяемая ею информация направлена на привлечение внимания к стимулирующей лотерее, а не к игорному заведению, в котором она проводится. Напомним, реклама лотерей законодателем не так ограничена, как реклама азартных игр и пари. На организатора лотерей не распространяются требования к размещению рекламы, установленные ч. 2 ст. 27 Закона о рекламе. К проводимой лотерее можно привлечь внимание, используя образы людей, что не допускается в рекламе азартных игр и пари. Эти "льготы" дают организаторам лотерей больше свободы в рекламе своей деятельности.
Но организации не удалось доказать, что реклама направлена на привлечение интереса только к проводимой стимулирующей лотерее, судьи посчитали обоснованными претензии антимонопольной службы к фирме и привлечение ее к ответственности (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2007 N 09АП-2585/2007-АК). Начать следует с того, что если заведение относится к игорным и организует азартные игры, то любая информация о проведении денежного розыгрыша вызывает интерес к данному игорному заведению. Поэтому указание в рекламе одновременно наименования игорного заведения и стимулирующей лотереи без конкретизации условий проведения последней не дает оснований считать такую информацию не связанной с проведением азартных игр. Не в пользу организации и нормы ч. 3 ст. 27 Закона о рекламе: ограничения основанных на риске игр распространяются на рекламу их организатора и на рекламу мест проведения игр и пари, если ими являются игорные заведения (в том числе игровые залы и казино).
В завершение судьи указали на положения ст. 5 Закона о рекламе. В ней дано определение недобросовестной рекламы. Это информация о товаре, реклама которого запрещена данным способом, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, в отношении которого установлены ограничения. Тем самым арбитры недвусмысленно дали понять, что реклама игорного заведения под видом рекламы проводимой в ней стимулирующей лотереи только уменьшает "баллы" добросовестности организации. Размещение в радиоэфире информации о предоставляемых услугах (проведении лотереи) способствует повышению интереса потребителей к видам деятельности игорного заведения. Такая информация должна рассматриваться как реклама азартных игр с применением установленных законодательством о рекламе ограничений.
Аналогичные аргументы приведены этим же судом ранее в Постановлении от 31.10.2006 N 09АП-13717/2006. Предмет разногласий - расклейки с изображением элементов игорного бизнеса, расположенные вне помещения игорного заведения. Суд принял во внимание, что расклейка с изображением игровых автоматов и рулетки может быть товарным знаком игорного заведения. Но из п. 5 Закона о рекламе следует, что законодателем установлено ограничение на использование товарного знака, если он содержит изображение элементов, сходных с товаром, реклама которого запрещена используемым организацией способом. Ошибочно считать, что в данной ситуации организатор азартных игр, следуя Закону о защите прав потребителей, доводит необходимую информацию о деятельности игорного заведения. Размещение на здании изображений рулетки и игровых автоматов формирует интерес к азартным играм именно как рекламная информация. В итоге у организации, не выполнившей требования Закона о рекламе к размещению соответствующей информации, не осталось шансов на положительное решение судебного спора.
В заключение
Ограничений по рекламе азартных игр и пари установлено предостаточно, но это не останавливает депутатов ГД РФ. В первом чтении ими одобрен законопроект*(4), вносящий уточнение в положения Закона о рекламе, которые касаются организаторов азартных игр. Авторы законопроекта предлагают распространить требования закона о рекламе не только на азартную деятельность, но и на сопутствующие игорному бизнесу услуги. Если обратиться к Закону об игорном бизнесе*(5), то сопутствующими следует считать гостиничные услуги, услуги общественного питания и в сфере зрелищно-развлекательных мероприятий. Рекламу этих услуг по аналогии с азартными играми можно ограничить размещением. Но как применять требования по содержанию рекламы, касающиеся выигрышей, к гостиничным услугам и услугам общественного питания, пока не ясно. Очевидно только одно: если ограничения на рекламу сопутствующих азартным играм услуг будут введены, то организаторы игорного бизнеса в очередной раз будут ограничены в рекламе своей деятельности, а насколько - покажет время.
М.В. Семенов
"Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
*(2) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
*(3) Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" утратил силу с 01.07.2006.
*(4) Проект Федерального закона N 290941-4 "О внесении изменений в статью 27 Федерального закона "О рекламе" принят ГД РФ в первом чтении 18.05.2007.
*(5) Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"