г. Москва |
|
11 октября 2011 г. |
Дело N А41-5638/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.С.,
судей Боровиковой С.В., Диаковской Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Дробышевой А.В.,
при участии в заседании:
от третьего лица ООО "Каскад-С" - Миненков Н.Н. - по доверенности от 31.03.2011 г..,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2011 года
по делу N А41-5638/11, принятое судьей Севостьяновой Н.В.,
по иску Администрации Щелковского муниципального района (ОГРН 1035010204745, ИНН 5050002154)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области с участием третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Общества с ограниченной ответственностью "Каскад-С" (ИНН 5050019670)
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Щелковского муниципального района обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее ТУ Росимущества в Московской области) с участием третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее Управление Росреестра по Московской области) и Общества с ограниченной ответственностью "Каскад-С" (далее ООО "Каскад-С") о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:14:050502:0016, расположенный по адресу: Московская область, гор. Щелково, ул.Краснознаменская, дом 17, стр. 3, общей площадью 3.760кв.м, земли населенных пунктов для строительства 17-этажного 84-квартирного жилого дома (л.д.2-5 т.1).
Решением Арбитражного суда Московской области от 31.05.2011 г. по делу N А41-5638/11 признано отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:14:050502:0016, расположенный по адресу: Московская область, гор.Щелково, ул.Краснознаменская, дом 17, стр.3, общей площадью 3.760кв.м, земли населенных пунктов для строительства 17-этажного 84-квартирного жилого дома (л.д.153-155 т.1).
Не согласившись с указанным судебным актом, ТУ Росимущества по Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права (л.д.7-12 т.2).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.ст.121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ТУ Росимущества в Московской области, Администрации Щелковского муниципального района и Управления Росреестра по Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru (л.д.18-20, 22, 23-24 т.2).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Каскад-С" возражал против доводов апелляционной жалобы по мотивам, указанным в письменных объяснениях (л.д.27-29 т.2), просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителя третьего лица, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, 25.10.2004 г. между Администрацией Щелковского района (арендодатель) и Фондом "Щелковский фонд ипотечного жилищного кредитования" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 16-672/04, согласно условиям которого арендодатель (истец) на основании распоряжений Главы Щелковского района от 19.10.2004 г.. N 1595-р "О проекте договора аренды земельного участка, расположенного в г.Щелково, ул.Краснознаменская, дом 17, стр.3 с Фондом "Щелковский фонд ипотечного жилищного кредитования" предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с учетом ограничений из земель поселений с кадастровым номером 50:14:050502:0016, находящийся по адресу: г.Щелково, ул.Краснознаменская, дом 17, стр.3, для завершения строительства многоквартирного жилого дома, согласно чертежу земельного участка, прилагаемому к договору, общей площадью 3.760кв.м, сроком на 3 года с 25.10.2004 г. по 24.10.2007 г. (л.д.9-13 т.1).
Государственная регистрация вышеназванного договора аренды произведена МОРП 19.11.04 г.
11.12.2006 г. между сторонами заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка от 25.10.2004 г.. N 16-672/04,согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с учетом ограничений, находящийся в государственной собственности, общей площадью 3 760 кв.м., категория земель: земли поселений, с кадастровым номером 50:14:05 05 02:0016, в границах, указанных в кадастровом плане земельного участка (выписке из государственного земельного кадастра), прилагаемой с настоящему договору и являющемся его неотъемлемой частью, расположенный: г. Щелково, ул. Краснознаменская, дом 17, стр. 3 строительства 17-этажного 84 квартирного жилого дома (л.д.69-74 т.1).
16.03.2007 г. УФРС по МО произведена государственная регистрация соглашения от 11.12.2006 г. о внесении изменений в указанный выше договор аренды (л.д.69-73 т.1).
01.08.2007 г. между арендатором Фондом "Щелковский фонд ипотечного жилищного кредитования" и новым арендатором ООО "Каскад-С" заключен договор N УДА-08/07 уступки прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 16-672/04 от 25.10.04 г., зарегистрированного Московской областной регистрационной палатой 19.11.04 г. за N 50-01/14-47/2004-258, согласно условиям которого по настоящему договору арендатор уступает, а новый арендатор принимает в полном объеме права и обязанности, принадлежащие арендатору по договору аренды земельного участка N 16-672/04 от 25.10.04г., зарегистрирован МОРП 19.11.2004 г. за N 50-01/14-47/2004-258, и соглашению о внесении изменений в указанный договор от 11.12.06г., зарегистрировано Управлением ФРС по Московской области 16.03.07 г. за N 50-5014/005/2007-291, заключенным между арендатором и Администрацией Щелковского муниципального района Московской области (арендодатель) о предоставлении в аренду на срок 50 месяцев с 25.10.2004 г. по 24.12.2008 г., находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 50:14:050502:0016, общей площадью 3.760кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Московская область, г.Щелково, ул.Краснознаменская, дом 17, стр.3, для строительства 17-этажного 84-квартирного жилого дома (л.д.19-22 т.1).
УФРС по МО произведена государственная регистрации вышеназванного договора.
Учитывая разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N RU50510000-51-08, Главой Щелковского муниципального района 17.04.2009 .. издано постановление N 1020 о расторжении договора аренды земельного участка от 25.10.2004 г.. N 16-672/04 с ООО "Каскад-С" по соглашению сторон.
Соглашение о расторжение договора заключено между Администрацией Щелковского муниципального района и ООО "Каскад-С" 06.05.2009 г. (л.д.107-108 т.1).
УФРС по Московской области в государственной регистрации данного соглашения и погашения регистрационной записи об аренде земельного участка отказано (л.д.122 т.1).
Согласно выписке из ЕГРП от 19.10.2010 г. 14/051/2010-516 правообладателем указанного выше земельного участка является Российская Федерация (л.д.23-31 т.1).
Исковые требования заявлены Администрацией Щелковского муниципального района в соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона РФ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ст.ст.2, 21 Федерального закона РФ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ст.2 Федерального закона РФ от 17.07.2001 г.. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", ч.ч.1, 2 ст.2, ч.2 ст.4 Закона Московской области от 07.06.1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области", ст.305 ГК РФ о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 50:14:050502:0016.
Данные требования мотивированы тем, что право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией ошибочно в нарушение действующего законодательства. При этом истец указывает на наличие на спорном земельном участке объекта недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности ООО "Каскад-С", которое обратилось к Администрации с заявлением о выкупе данного земельного участка.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что государственная регистрация оспариваемого права Российской Федерации на земельный участок произведена в отсутствие оснований, установленных ст.17 Закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и в силу п.10 ст.3 Закона N 137-РФ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" земельный участок с кадастровым номером 50:14:050502:0016 является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований. При этом суд исходил из того, что в регистрирующий орган для регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не представлялись как правоустанавливающие документы, так и доказательства факта разграничения права государственной собственности на этот участок в установленном законом порядке. Таких доказательств не представлено и в материалы настоящего дела. При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу, что регистрация права собственности Российской Федерации на вышеупомянутый земельный участок лишает орган местного самоуправления предоставленного ему законом права распоряжения данным земельным участком.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Исходя из анализа вышеназванной нормы материального права, государственная регистрация не затрагивает содержания самого гражданского права, а лишь удостоверяет юридическую силу правоустанавливающих документов.
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности путем признания права, а также иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 ГК РФ и нормам Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ.
Как видно из материалов регистрационного дела (л.д.34-123 т.1 - копия), предоставление вышеназванного земельного участка в аренду впервые произведено Администрацией Щелковского муниципального района в 2004 году. Ранее спорный земельный участок никаким физическим и юридическим лицам предоставлен не был.
Согласно справке Комитета архитектуры и градостроительного регулирования Администрации Щелковского района Московской области от 09.11.2004 г. N 5/5-304 земельный участок с кадастровым номером 50:14:050502:0016 в соответствии с Генеральным планом г. Щелково, утвержденным решением Совета депутатов Щелковского района от 27.04.04 г. N 267/50, находится в зоне многоэтажной жилой застройки (л.д.48 т.1).
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17.07.2001 г.. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", согласно которому основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (часть 2 статьи 2).
В статьях 3, 4 и 5 названного Федерального закона указаны основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 г. N 140.
Статьями 17, 19 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакциях, действовавших до 01.07.2006 г.) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Согласно ст.17 ЗК РФ право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием собственности Российской Федерации на земельные участки федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.
17.04.2006 г. принят Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который вступил в силу с 01.07.2006 (статья 5).
Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" признан утратившим силу.
При этом с 01.07.2006 г. законодателем пересмотрены принципиальные подходы к разграничению государственной собственности на землю и установлены критерии, по которым земли относятся к тому или иному уровню собственности в силу прямого указания закона, а органам местного самоуправления предоставлено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одним из критериев, позволяющих отнести такие земельные участки к соответствующему уровню собственности.
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 г.) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню собственности.
Пункт 10 статьи 3 названного Федерального закона изложен в новой редакции, согласно которой осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в статье 3.1, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в пункте 3.1.
Таким образом, с 01.07.2006 г. государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной, и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно.
В пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пункты 2 и 3 статьи 3.1 указанного Федерального закона содержат подобные критерии, позволяющие отнести земельные участки к собственности субъектов Российской Федерации и к собственности муниципальных образований.
По смыслу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче земельных участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 50:14:050502:0016, не имевший в своих границах объектов недвижимого имущества, первоначально был предоставлен Администрацией Щелковского муниципального района в аренду третьему лицу и ранее распоряжение указанным земельным участком никем не осуществлялось.
Доказательств его предоставления органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти, в материалы дела не представлено (ст.65 АПК РФ).
К иным предусмотренным федеральными законами земельным участкам и предусмотренным федеральными законами землям спорный земельный участок не относится.
В настоящее время на земельном участке с кадастровым номером 50:14:050502:0016 ООО "Каскад-С" завершено строительство секции жилого дома и данный объект введен в эксплуатацию.
В соответствии с п.1 ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Между тем, оспаривая решение суда первой инстанции, ТУ Росимущества по Московской области не представило доказательств наличия законных оснований для возникновения права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок и не указывает на то, что земельный участок может быть отнесен к федеральной собственности в силу требований закона применительно к статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Доказательства обращения Территориального управления к регистрирующему органу с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на спорный земельный участок суду не представлено, в материалах регистрационного дела такие сведения также не содержатся.
Спорный земельный участок не отвечает ни одному из критериев, позволяющих отнести его к соответствующему уровню собственности, не был передан в собственность Российской Федерации в соответствии с ранее действовавшим законодательством (Федеральный закон от 17.07.2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю) и не может быть отнесен к собственности Российской Федерации применительно к статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, спорный земельный участок не относится к федеральной собственности, государственная регистрация права собственности Российской Федерации на спорный участок была произведена в отсутствие какого-либо акта Правительства Российской Федерации в отношении этого земельного участка и заявления уполномоченного на осуществление соответствующих регистрационных действий государственного органа Российской Федерации.
Следовательно, регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером с кадастровым номером 50:14:050502:0016, расположенный по адресу: Московская область, гор.Щелково, ул.Краснознаменская, дом 17, стр.3, произведена ошибочно в нарушение действующего законодательства и государственная собственность на данный земельный участок является неразграниченной.
При таких обстоятельствах исковые требования Администрации Щелковского муниципального района являются правомерными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит. Доводы, указанные в ней, являются несостоятельными.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-5638/11 от 31 мая 2011 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.С. Юдина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-5638/2011
Истец: Администрация Щёлковского муниципального района Московской области, Администрация Щелковского района
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области
Третье лицо: ООО "Каскад-С", Управление Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ТУ ФАУГИ в МО
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-7255/11