г. Пермь |
N 17АП-12469/10 |
28 декабря 2010 г. |
Дело N А50-19993/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 декабря 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 декабря 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Васевой Е.Е.
Судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляковой М.В.
при участии:
от заявителя - Открытого акционерного общества "Пермский мукомольный завод": Морозюк В.В. по доверенности от 20.01.2010
от ответчика - Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе: не явились
Лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица,
Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе,
на решение Арбитражного суда Пермского края от 25 октября 2010 года
по делу N А50-19993/2010, принятое судьей Швецовой О.А.
по заявлению Открытого акционерного общества "Пермский мукомольный завод"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
об отмене постановления о назначении административного наказания
УСТАНОВИЛ,
Открытое акционерное общество "Пермский мукомольный завод" (далее - ОАО "Пермский мукомольный завод", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 11.08.2010 N 11-10-255/пн, вынесенного Региональным отделением Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (далее - РО ФСФР России ВКР, административный орган, заинтересованное лицо) в отношении ОАО "Пермский мукомольный завод".
Решением Арбитражного суда Пермского края от 25 октября 2010 года по делу N А50-19993/2010, принятым судьей Швецовой О.А., признано незаконным и отменено постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе от 11.08.2010 N11-10-255/пн о привлечении к административной ответственности ОАО "Пермский мукомольный завод".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, РО ФСФР России ВКР обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт. Заинтересованное лицо ссылается на то, что положение о раскрытии информации предусматривает обязанность акционерного общества не только составить ежеквартальный отчет, но и произвести действия по его раскрытию, в том числе представить в установленный срок в регистрирующий орган, чего сделано не было. ОАО "Пермский мукомольный завод" проявило пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в ненадлежащем отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Непредставление информации о деятельности предприятия влечет угрозу охраняемым законом общественных отношениям в сфере рынка ценных бумаг. Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился.
ОАО "Пермский мукомольный завод" в письменном отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывает на то, что судом первой инстанции правомерно применены положения ст.2.9 КоАП РФ. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд первой инстанции исходил из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным интересам, а также доказательств пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей, административным органом в материалы дела не представлено. Представитель заявителя в судебном заедании поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, 29.07.2010 административным органом в отношении ОАО "Пермский мукомольный завод" составлен протокол об административном правонарушении N 11-10-274/пр-ап. В протоколе отражено, что в ходе работы РО ФСФР России в ВКР обнаружено, что ОАО "Пермский мукомольный завод" не выполнило требования законодательства РФ по раскрытию информации, а именно не обеспечило предоставление ежеквартального отчета за 1 квартал 2010 года в установленный срок в РО ФСФР России в ВКР. Указанный отчет был предоставлен 28.05.2010 (направлен почтой 21.05.2010). Исходя из изложенного административным органом сделан вывод о наличии в действиях заявителя признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст.15.19 КоАП РФ.
11.08.2010 РО ФСФР России в ВКР вынесено постановление N 11-10-255/пн, которым на ОАО "Пермский мукомольный завод" за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, в виде нарушения порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации, наложен штраф в размере 700 000 руб.
Полагая, что при вынесении указанного постановления административным органом не применены положения ч.2.9 КоАП РФ, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением об отмене постановления о назначении административного наказания.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что административное наказание в виде штрафа в размере 700 000 руб. несоразмерно характеру допущенного правонарушения, применил ст.2.9 КоАП РФ, признал постановление незаконным и отменил его.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является федеральная служба по финансовым рынкам.
Частью 1 ст.92 Федерального закона "Об акционерных обществах" предусмотрено, что открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Согласно ст.30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет), который должен содержать информацию, состав и объем которой соответствуют требованиям Закона, предъявляемым к проспекту ценных бумаг, за исключением информации о порядке и об условиях размещения эмиссионных ценных бумаг. Ежеквартальный отчет представляется в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней со дня окончания отчетного квартала. Состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Порядок раскрытия информации в форме ежеквартальных отчетов установлен Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/пз-н.
Согласно п. 5.6 Положения эмитент эмиссионных ценных бумаг обязан предоставлять в регистрирующий орган ежеквартальный отчет не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ является порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Объективная сторона, правонарушения состоит в несоблюдении порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Из материалов дела следует, что основанием для и привлечения ОАО "Пермский мукомольный завод" к административной ответственности послужил факт нарушения обществом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, которое выразилось в не представлении в РО ФСФР России в ВКР в установленный срок ежеквартального отчета за 1 квартал 2010 года.
Факт представления ОАО "Пермский мукомольный завод" в регистрирующий орган ежеквартального отчета за 1 квартал 2010 года с нарушением предусмотренного вышеназванными нормами срока судом первой инстанции установлен, материалами дела подтвержден и заявителем по существу не оспаривается.
Указанные обстоятельства свидетельствует о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции признал совершенное заявителем правонарушение малозначительным.
По смыслу ст.2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В данном случае по указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п.18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Степень общественной опасности является оценочной категорией и определяется с учетом всех обстоятельств, являющихся предпосылками и последствиями выявленного нарушения, степени и формы вины, осознания лицом своей обязанности по соблюдению нарушенной нормы закона.
Оценивая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения и учитывая при этом, что заявитель не отрицает свою вину, не имел намерения скрыть информацию, нарушения устранены в кратчайшие сроки, жалоб и претензий со стороны инвесторов, иных участников рынка ценных бумаг, а также акционеров не поступало, отягчающих обстоятельств в виде повторного совершения аналогичного правонарушения административным органом не было установлено (что следует из оспариваемого постановления), доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, пренебрежительного отношения общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права административным органом в материалы дела не представлено, суд апелляционной инстанции считает, что правонарушение судом первой инстанции обоснованно признано малозначительным. Причины несвоевременного представления отчета вызваны проблемой технического характера, о которой административный орган был извещен.
На основании вышеизложенного доводы административного органа об отсутствии оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ судом апелляционной инстанции не принимаются.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Согласно ч.4 ст.208 АПК РФ, ч.5 ст.30.2 КоАП РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и жалобы на принятые по таким заявлениям судебные акты государственной пошлиной не оплачиваются.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 25 октября 2010 года по делу N А50-19993/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа "www.fasuo.arbitr.ru".
Председательствующий |
Е.Е. Васева |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-19993/2010
Истец: ОАО "Пермский мукомольный завод"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе, РО ФСФР РФ в Волго-Камском регионе
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12469/10