г. Пермь |
|
22 декабря 2009 г. |
Дело N А50-30984/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 декабря 2009 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Мещеряковой Т.И.,
судей Ясиковой Е.Ю., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя Открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение горного и нефтяного машиностроения": не явились,
от ответчика Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе: не явились,
(лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в заседании суда апелляционную жалобу ответчика Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе
на решение Арбитражного суда Пермского края от 26 октября 2009 года
по делу N А50-30984/2009,
принятое судьей А.В. Дубовым
по заявлению Открытого акционерного общества "Научно-производственное объединение горного и нефтяного машиностроения"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
установил:
Открытое акционерное общество "Научно-производственное объединение горного и нефтяного машиностроения" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе (далее - отделение, административный орган) от 18.08.2009 г.. N 11-09-462/ПН о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 700 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 26.10.2009 г.. (резолютивная часть решения объявлена 26.10.2009 г..) заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, отделение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на не соответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела, а также неправильное применение норм материального права.
В обоснование жалобы административный орган указывает на доказанность наличия в действиях общества состава правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ, соблюдение административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности, а так же отсутствие оснований для применения положений ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ, поскольку обязанность эмитентов представлять в уполномоченный орган списки аффилированных лиц отменена с 01.07.2009 г.., в то время как вменяемое обществу правонарушение совершено им 16.05.2009 г.., то есть до отмены соответствующей обязанности.
Общество письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)
Законность и обоснованность оспариваемого решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения и соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, при осуществлении контроля за исполнением эмитентами эмиссионных ценных бумаг порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, отделением установлено, что в нарушение п. 8.5.1, 8.5.2, 8.5.3 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 г.. N 06-117/пз-н, обществом не обеспечено раскрытие информации в форме списка аффилированных за 1 квартал 2009 г.., указанная информация по состоянию на 17.06.2009 г.. в административный орган не представлена.
По результатам проверки отделением составлены служебная записка от 17.06.2009 г.. (л.д.55) и протокол об административном правонарушении от 04.08.2009 г.. N 11-09-654/пр-ап (л.д. 12-14) по факту наличия в действиях общества признаков административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, выразившегося в нарушении эмитентом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.
На основании вышеуказанных документов 18.08.2009 г.. уполномоченным лицом отделения вынесено постановление о назначении административного наказания N 11-09-462/ПН, согласно которому общество признано виновным в совершении административного правонарушения по ч.2 ст.15.19 коАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, при этом, посчитав, что при привлечении общества к административной ответственности отделение нарушены положения ст. 1.7 КоАП РФ, освободил общество от привлечения к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ является порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 317 "Об утверждении Положения о федеральной службе по финансовым рынкам" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности), является федеральная служба по финансовым рынкам.
На основании ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество обязано, в частности, раскрывать сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Субъектом административного правонарушения является юридическое лицо - открытое акционерное общество.
Объективная сторона, выявленного правонарушения состоит в несоблюдении порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Статьей 30 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено, что состав, порядок и сроки раскрытия информации, а также представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Порядок раскрытия информации установлен Положением о раскрытии информации, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 г.. N 06-117/пз-н.
В силу п. 8.5.1, 8.5.2, 8.5.3 данного Положения (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц. Список аффилированных лиц акционерного общества должен быть составлен по форме согласно Приложению 26 к настоящему Положению. Акционерное общество обязано представлять в регистрирующий орган список его аффилированных лиц, составленный на дату окончания отчетного квартала, не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала.
Несоблюдение указанных сроков является нарушением порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.
Факт несвоевременного представления обществом административному органу списка аффилированных лиц общества за 1 квартал 2009 года установлен судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и обществом по существу не оспаривается (при сроке до 15.05.2009 г.., список представлен 08.07.2009 г..), в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества события вменяемого административного правонарушения на момент его совершения.
Вместе с тем суд первой инстанции обоснованно отметил следующее.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам N 09-14/пз-н от 23.04.2009 г.. в раздел 8.5 Положения внесены изменения. Раздел 8.5 Положения в новой редакции не предусматривает обязанности акционерных обществ представлять в регистрирующий орган список аффилированных лиц. Указанные изменения вступили в силу с 01.07.2009 г..
В соответствии с ч.1 ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ и п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 г.. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношение которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Из приведенных норм права следует, что на дату рассмотрения административного дела обязанность, за нарушение которой общество привлечено к административной ответственности, отменена, в связи с чем судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что вышеуказанная норма (Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам N 09-14/пз-н от 23.04.2009 г..) в силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ имеет обратную силу.
При этом, поскольку согласно ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии, в частности, такого обстоятельства, как отмена закона, установившего административную ответственность, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое постановление является незаконным.
Доводы жалобы о невозможности применения в рассматриваемой ситуации положений ст. 1.7 КоАП РФ судом апелляционной инстанции отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Суд апелляционной инстанции отмечает так же, что оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом, в рамках установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности. Существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено (о времени и месте составления протокола и вынесения оспариваемого постановления законный представитель общества был извещен надлежащим образом - л.д.56-57, 64-67).
Вместе с тем, указанные обстоятельства, а так же доводы административного органа о наличии вины общества в совершении вменяемого административного правонарушения, с учетом отсутствия оснований для привлечения общества к административной ответственности правового значения не имеют, в связи с чем соответствующие доводы жалобы подлежат отклонению.
Таким образом, суд первой инстанции в целом полно и всесторонне исследовал материалы дела, доказательства получили надлежащую оценку, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 26 октября 2009 года по делу N А50-30984/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Волго-Камском регионе без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru
Председательствующий |
Т.И. Мещерякова |
Судьи |
Е.Ю. Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-30984/2009
Истец: ОАО "Научно-производственное объединение горного и нефтяного машиностроения", ОАО НПО "Горнефтемаш"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе
Хронология рассмотрения дела:
22.12.2009 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12082/09