г. Самара |
|
03 октября 2011 г. |
Дело N А49-3003/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 26 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 03 октября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Степановой Ю.В.,
с участием:
от Прокуратуры Пензенской области - Белякова Л.Н., служебное удостоверение ТО N 087978 от 21 апреля 2009 года,
от ОАО Научно-производственное предприятие "Химмаш-Старт" - Казина О.Н., доверенность от 11 января 2011 года N 40/д,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 2, дело по апелляционной жалобе Прокуратуры Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 05.08.2011
по делу N А49-3003/2011 (судья Мещеряков А.А.), принятое
по заявлению прокурора Первомайского района г.Пензы, г.Пенза,
к открытому акционерному обществу Научно-производственное предприятие "Химмаш-Старт" (ИНН 5836615711, ОГРН 1025801357075), г.Пенза,
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Первомайского района г. Пензы (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о привлечении открытого акционерного общества Научно-производственное предприятие "Химмаш-Старт" (далее - ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 05.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом Арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что ОАО НИИ "Химмаш-Старт" по постановлению прокурора уже было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.7.14 КоАП РФ. Доказательств того, что спорный объект культурного наследия регионального значения исключен из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации в связи с его утратой, прокурором не представлено. Министерством культуры и архива Пензенской области выдано разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. Поскольку Федеральный закон N 73-ФЗ является специальным законом, и каких-либо работ в отношении объектов культурного наследия кроме как сохранение, реставрацию и приспособление для современного использования не предусматривает. Получение разрешения на строительство при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия в порядке статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ до внесения 22.07.2011 г. изменений не требовалось. Проверка проводилась только с участием Инспекции государственного строительного надзора, сотрудники Министерства культуры и архива Пензенской области как уполномоченного органа в рассматриваемой сфере не привлекались. Указанные обстоятельства привели к вынесению прокурором необоснованного постановления о возбуждении административного дела. Событие административного правонарушения отсутствует.
Не согласившись с принятым судебным актом, прокуратура обратилась в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новый судебный акт.
В судебном заседании представитель прокуратуры уточнил апелляционную жалобу, просит изменить мотивировочную часть решения суда. По мнению подателя жалобы полностью доказан состав вмененного ОАО Научно-производственное предприятие "Химмаш-Старт" правонарушения.
Представитель общества в судебном заседании просил оставить жалобу без удовлетворения, обжалуемое решение- без изменения.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Пензенской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
Как видно из материалов дела, по договору купли-продажи недвижимого имущества от 14.07.2009 ответчик приобрел в собственность объект недвижимости - нежилое здание по адресу: г. Пенза, ул. Куйбышева, 3, общей площадью 535,3 кв.м., кадастровый номер 58:29:03 000 000:0000:008798, лит. АА1, расположенное на земельном участке площадью 863 кв.м. с кадастровым номером 58:29:03003001:19 (л.д. 90).
Право собственности на указанное здание зарегистрировано в установленном порядке 26.08.2009 Управлением Федеральной регистрационной службы по Пензенской области (л.д. 90, оборот).
В п. 1.3 договора указано, что приобретенное обществом нежилое здание имеет ограничение, а именно - является объектом культурного наследия регионального значения.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Пензенской области выдано свидетельство о государственной регистрации права от 02.09.2009 N 58АА 636716 (л.д. 81), в котором отражено, что это здание является объектом культурного наследия.
26.05.2011 старшим помощником прокурора Первомайского района г.Пензы был произведен осмотр строительной площадки на месте объекта культурного наследия регионального значения по адресу г. Пенза,ул. Куйбышева, 3, принадлежащего на праве собственности ответчику и установлено, что выполнены работы по строительству монолитных железобетонных стен цокольного этажа. На момент проверки велись работы по установке опалубки и по устройству гидроизоляции. Работы велись с отступлением от проектной документации.
Протокол осмотра подписан начальником участка ФГУП СУ N 505 при Спецстрое России, старшим помощником прокурора района, главным специалистом экспертом инспекции Государственного строительного надзора Госжилстройтехинспекции, а также начальником отдела охраны объектов культурного наследия Министерства культуры и архива Пензенской области.
02.09.2010 ответчик (заказчик) заключил с ФГУП "СУ N 505 при Спецстрое России" (подрядчик) договор на выполнение подрядных работ от N 34-04/10, предметом которого, согласно пункту 1.1 договора, являются общестроительные работы на объекте "Дом, в котором родился Герой Советского Союза, писатель К.С. Бадигин" по адресу: г. Пенза, ул. Куйбышева, 3 (л.д. 75- 78).
Из представленного в материалы дела общего журнала работ ФГУП СУ N 505 "Дом музей по ул. Куйбышева, г. Пензы" видно, что в период со 2 октября 2010 года по 20 октября 2010 года осуществлялась разработка котлована с последующим вывозом грунта на 15 км., со строительной площадки вывезено 3540 тонн мусора, образовавшегося от разбора памятника, 10 и 16 ноября 2010 г. велись подготовительные бетонные работы, с 1 по 5 марта 2011 г. велось армирование монолитной плиты. После очистки площадки от снега работы по армированию монолитной плиты продолжились, а затем проводится армирование силовой плиты, бетонирование силовой плиты и т.д.
Факт выполнения перечисленных работ подтверждается фотографиями, приложенными к протоколу осмотра.
Таким образом, проверяющими установлено, что здание было разобрано полностью, строительный мусор вывезен, площадка очищена, ведутся работы по возведению объекта капитального строительства-здания кредитно-финансовое и админисративно-офисное, разрешение на которые получено не было.
В рамках оформленного с Министерством культуры и архива Пензенской области охранного обязательства собственника объекта культурного наследия от 20.07.2009 N 07-01-09р ОА ПНН "Химмаш-Старт" проводило работы по сохранению памятника истории и культуры, предусмотренные актом технического состояния.
01.08.2009 г. Министерством согласовывался перечень работ по консервации объекта, которые били выполнены 30.11.2009 г.
12.02.2010 г. ОАО НПП "Химмаш-Старт" представил материалы обследований технического состояния памятника, на основании которых 15 апреля 2010 г. Министерством выдано разрешение на демонтаж аварийных и неподлежащих использованию участков конструкций объекта.
01.04.2010 г. Министерством согласована эскизная документация по сохранению объекта, а 3 июня 2010 года выдано задание на разработку научно-проектной документации по приспособлению объекта культурного наследия.
Однако, ответчиком демонтированы не аварийные участки, а все здание целиком, что подтверждено протоколом осмотра, журналом выполненных подрядной организацией работ, договором подряда.
!
Согласно разрешению на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 17.06.2011 N 02-06-11р, выданному после проведения прокурорской проверки Министерством культуры и архивов Пензенской области, к обязательствам организации, производящей работы в соответствии с данным разрешением относятся: не допускать отступлений и изменений проекта в натуре без надлежащего разрешения организаций, утвердивших и согласовавших проект; проведение систематических научно-исследовательских работ в процессе производства работ; обеспечение научной фиксации памятника в процессе производства работ, дополнительные обмеры, фотографирование до начала работ, в процессе их производства и после окончания работ; обеспечение сохранения всех элементов памятника в процессе исследований и производства работ на памятнике.
Таким образом, Министерство не исключило памятник из реестра, в связи с его утратой, а дало свое согласие на воспроизведение облика памятника истории и культуры с сохранением всех элементов памятника.
Согласно ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ строительство - это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В соответствии с частью 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Частью 4 статьи 36 Градостроительного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, в том числе в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.
В силу части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки), разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
Таким образом, согласно ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектом капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
В соответствие с ч.1 ст. 40 Федерального Закона N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народом Российской Федерации" сохранение объекта культурного наследия в целям настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно- исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Таким образом, из анализа указанной нормы следует, что указанный Федеральный закон предусматривает реставрацию, ремонт, сохранение объекта культурного наследия, но не их строительство.
Согласно статье 34 Федерального закона N 73-ФЗ, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки, хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Поскольку нормы Федерального закона предусматривают возможность проведения, в том числе, ремонта объектов культурного наследия, а вопросы строительства объектов капитального строительства, реконструкции объекта, если затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов, в данном случае культурного наследия, полностью регламентированы Градостроительным Кодексом РФ, то в силу прямого указания п.3 ст.4 Градостроительного Кодекса РФ, подлежат применению нормы статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, в соответствии с которой необходимо получение разрешения на строительство (реконструкцию).
Согласно части 1 статьи 45 вышеуказанного федерального закона N 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, а также согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с разграничением полномочий, предусмотренным в статьях 9 и 9.1 настоящего Федерального закона; в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия - в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.
Таким образом, выдача разрешений на проведение работ проводится лишь в целях сохранения объектов культурного наследия, в то время как выдача разрешений на строительство, реконструкцию, а также капитальный ремонт объектов капитального строительства, являющихся объектами культурного наследия, предусматривает возможность их дальнейшей эксплуатации.
До внесения изменений в Градостроительный Кодекс РФ Федеральным законом от 18.08.2011 г. N 224-ФЗ (вступил в силу со 02.08.2011 г.) разрешение на строительство объектов культурного наследия выдавалось органом местного самоуправления. Со 2 августа 2011 г. разрешение на строительство объектов культурного наследия в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, выдается исполнительными органами государственной власти, осуществляющими функции в области охраны объектов культурного наследия.
Прокуратурой Первомайского района проверка проведена с привлечением специалистов инспекции Государственного строительного надзора Госжилстройтехинспекции, Министерства культуры и архива Пензенской области и установлено, что ОАО НПП "Химмаш Старт" памятник полностью демонтирован и ведется строительство нового объекта капитального строительства административно-офисного здания по облику и подобию старого памятника, при этом разрешение на строительство (реконструкцию) отсутствует, что свидетельствует о наличии в действиях открытого акционерного общества НПП "Химмаш Старт" состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения арбитражного суда первой инстанции в его резолютивной части, поскольку в силу ст. 4.5 КоАП РФ истек срок давности привлечения ОАО НПП "Химмаш Старт" к административной ответственности по части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
В силу п. 6 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Материалами дела подтверждается, что постановление о возбуждении производства об административном правонарушении вынесено Прокурором 27.07.2011 года, то есть на данный момент срок привлечения к административной ответственности истек.
В соответствии с частью 2 пункта 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", в случае несогласия суда только с мотивировочной частью обжалуемого судебного акта, которая, однако, не повлекла принятия неправильного решения, суд апелляционной инстанции на основании пункта 2 статьи 269 Кодекса, не отменяя обжалуемый судебный акт, приводит иную мотивировочную часть.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 05.08.2011 по делу N А49-3003/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-3003/2011
Истец: Прокурор Первомайского района г. Пензы
Ответчик: ОАО Научно-производственное предприятие "Химмаш-Старт", ОАО НПП "Химмаш-Старт"
Третье лицо: Прокуратура Пензенской области, Прокуратура Первомайского района г. Пензы
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9866/11