г. Санкт-Петербург |
|
11 октября 2011 г. |
Дело N А56-34758/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Г. Савицкой, А.Б. Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А. Алыбиной
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 13АП-14604/2011)
ОАО "Сити Сервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.07.2011
по делу N А56-34758/2011 (судья Синицына Е.В.), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Сити Сервис"
к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга
об оспаривании постановления
при участии:
от истца (заявителя): предст. Баянова М.И. - доверенность от 12.07.2011
от ответчика (должника): предст. Ковальская Я.С. - доверенность от 06.06.2011
установил:
Открытое акционерное общество "Сити Сервис" (место нахождения: Санкт-Петербург, улица Стойкости, дом 19, к.3; ОГРН 1037819021459) (далее - ОАО "Сити Сервис", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (далее - инспекция, административный орган) от 01.06.2011 по делу об административном правонарушении N 1714/11 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 22.07.2011 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано. Суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения и не установил нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности.
В апелляционной жалобе ОАО "Сити Сервис", ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда от 22.07.2011 отменить и признать незаконным оспариваемое постановление Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга. По мнению подателя жалобы, в действиях общества отсутствует вина во вменяемом правонарушении, поскольку обществом предприняты все необходимые меры по соблюдению Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (до момента вынесения постановления устранена часть выявленных в ходе проверки нарушений, устранение остальных нарушений включено обществом в адресную программу по заявочному ремонту на 2011-2013 годы). Заявитель также полагает, что отсутствует событие правонарушения, так как на момент рассмотрения материалов данного дела и вынесения постановления 01.06.2011 все допущенные нарушения были устранены. Кроме того, общество ссылается на нарушение процедуры производства по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель Инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 22.04.2011 Инспекцией в присутствии главного инженера общества Борисова С.Л. проведена проверка соблюдения Обществом Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила), по адресам: Санкт-Петербург, Светлановский пр., д. 72, корп. 2; д. 66; ул. Демьяна Бедного, д. 24, корп. 3; д. 24, корп. 1; д. 22, корп. 1; д. 22, корп. 2; д. 22, корп. 3; пр. Просвещения, д. 68, корп. 2; д. 68, корп. 3; пр. Культуры, д. 21, корп. 4.
В ходе проверки выявлены и зафиксированы в акте N 04/26 (2) от 22.04.2011 следующие нарушения Правил:
Санкт-Петербург, Светлановский пр., д. 72, корп. 2:
- в нарушение пункта 4.2.3.9 Правил - не промыт фасад здания (на фасаде имеются объявления, надписи - граффити; над козырьками, при входе в парадные - мох, плесень);
- в нарушение пунктов 4.3.2.1, 4.3.2.2 - не устранены по мере их выявления, не допуская дальнейшего разрушения, местные отслоения и разрушения облицовочного слоя (плитки);
Санкт-Петербург, Светлановский пр., д. 66:
- в нарушение пункта 5.6.1 Правил эксплуатация электрооборудования жилого дома производится не в соответствии с установленными требованиями (в нарушение пункта 2.12.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) отсутствуют защитные плафоны на светильниках и лампы накаливания - закрепленные на фасаде здания у л/к 1, 2, 3, 4;
- в нарушение пунктов 4.2.3.1, 4.2.3.2 Правил не устранены по мере их выявления, не допуская дальнейшего разрушения, местные отслоения и разрушения облицовочного слоя (плитки);
Санкт-Петербург, ул. Демьяна Бедного, д. 24, к. 1:
- в нарушение пункта 4.2.3.9 Правил не промыт фасад здания (на фасаде имеются объявления, надписи - граффити);
- в нарушение пунктов 4.10.2.1, 4.1.7 Правил не осуществлены мероприятия по содержанию в исправном состоянии отмосток (не заделаны просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостке по периметру здания);
Санкт-Петербург, ул. Демьяна Бедного, д. 24, к.3:
- в нарушение пунктов 4.10.2.1, 4.1.7 Правил не осуществлены мероприятия по содержанию в исправном состоянии отмосток (не заделаны просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостке по периметру здания);
- в нарушение пункта 4.2.1.7 Правил нарушена герметичность швов стеновых панелей (множественные трещины и частичное отсутствие герметика в швах стыковки стеновых панелей - с торцевой и лицевой сторон фасада здания);
Санкт-Петербург, ул. Демьяна Бедного, д. 22, корп. 1:
- в нарушение пункта 4.2.3.9 Правил не промыт фасад здания (на фасаде имеются объявления, надписи - граффити);
- в нарушение пункта 4.2.1.7 Правил нарушена герметичность швов стеновых панелей (множественные трещины и частичное отсутствие герметика в швах стыковки стеновых панелей - с торцевой и лицевой сторон фасада здания);
- в нарушение пунктов 4.7, 4.7.1 Правил неисправное состояние дверей и окон (со стороны ул. Демьяна Бедного, с торцевой стороны фасада, двери и окна запасного выхода заколочены фанерой);
- в нарушение пункта 3.7.15 Правил не обеспечено складирование КГМ на специально отведенной площадке (на отмостке, с торцевой стороны дома, допущено размещение строительного мусора - труб);
Санкт-Петербург, ул. Демьяна Бедного, д. 22, к. 2:
- в нарушение пунктов 4.10.2.1, 4.1.7 Правил не осуществлены мероприятия по содержанию в исправном состоянии отмосток (не заделаны просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостке по периметру здания; с торцевой стороны дома, после проведения ремонтных работ не восстановлена отмостка);
- в нарушение пунктов 4.2.3.1, 4.2.3.2 Правил не устранены по мере их выявления, не допуская дальнейшего разрушения местные отслоения и разрушения облицовочного слоя (с торцевой стороны фасада здания, между 1, 2 эт. отсутствует облицовочная плитка S-6 кв.м);
Санкт-Петербург, ул. Демьяна Бедного, д. 22, к. 3:
- в нарушение пункта 4.2.3.9 Правил не промыт фасад здания (на фасаде имеются объявления, надписи - граффити);
- в нарушение пунктов 4.10.2.1, 4.1.7 Правил не осуществлены мероприятия по содержанию в исправном состоянии отмосток (не заделаны просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостке по периметру здания);
- в нарушение пункта 4.2.1.7 Правил нарушена герметичность швов стеновых панелей (множественные трещины и частичное отсутствие герметика в швах стыковки стеновых панелей - с торцевой и лицевой сторон фасада здания; л/к N N 1, 2, 3, 5 - полностью отсутствует герметизация между стеновыми панелями);
Санкт-Петербург, пр. Просвещения, д. 68, к. 2:
- в нарушение пункта 4.2.1.7 Правил нарушена герметичность швов стеновых панелей (множественные трещины и частичное отсутствие герметика в швах стыковки стеновых панелей - с торцевой и лицевой сторон фасада здания);
- в нарушение пунктов 4.10.2.1, 4.1.7 Правил не осуществлены мероприятия по содержанию в исправном состоянии отмосток (не заделаны просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостке по периметру здания);
Санкт-Петербург, пр. Просвещения, д. 68, к. 3:
- в нарушение пунктов 4.10.2.1, 4.1.7 Правил не осуществлены мероприятия по содержанию в исправном состоянии отмосток (не заделаны просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостке по периметру здания);
- в нарушение пунктов 4.10.2.1, 4.1.7 Правил не осуществлены мероприятия по содержанию в исправном состоянии отмосток (не заделаны просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостке по периметру здания; с лицевой стороны фасада здания, между л/к N N 1, 2 - 5 метров отмостки отсутствуют);
Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 21, корп. 4:
- в нарушение пунктов 4.2.1.7 Правил нарушена герметичность швов стеновых панелей (множественные трещины и частичное отсутствие герметика в швах стыковки стеновых панелей - с торцевой и лицевой сторон фасада здания).
25.04.2011 должностным лицом Инспекции в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
01.06.2011 заместителем начальника Государственной жилищной инстанции Санкт-Петербурга вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 1714/11, которым ОАО "Сити Сервис" привлечено к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы общества в связи со следующим.
Статьей 7.22 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений
Субъектом указанного административного правонарушения является управляющая организация в тех случаях, если ей согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договорами управления многоквартирным домом (том 1 л.д. 109-221, том 2 л.д. 1-78) жилые дома, расположенные по адресам: Санкт-Петербург, Светлановский пр., д. 72, корп. 2; д. 66; ул. Демьяна Бедного, д. 24, корп. 3; д. 24, корп. 1; д. 22, корп. 1; д. 22, корп. 2; д. 22, корп. 3; пр. Просвещения, д. 68, корп. 2; д. 68, корп. 3; пр. Культуры, д. 21, корп. 4., находятся в управлении ОАО "Сити Сервис". Согласно указанным договорам заявитель обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в том числе, услуги по содержанию придомовой территории.
Таким образом, ОАО "Сити Сервис" является надлежащим субъектом ответственности, установленной статьей 7.22 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), пунктом 10 которых предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе законодательства о техническом регулировании, в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170). Указанные Правила изданы с целью обеспечения выполнения установленных нормативов собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда, и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В соответствии с пунктом 4.1.7 Правил N 170 просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
Согласно пункту 4.2.1.7 Правил N 170 стыки панелей должны отвечать трем требованиям: водозащиты за счет герметизирующих мастик с соблюдением технологии их нанесения, обеспечив подготовку поверхности; воздухозащиты за счет уплотняющих прокладок из пороизола, гернита, вилатерма, пакли, смоляного каната или др. материалов с обязательным обжатием не менее 30 - 50%; теплозащиты за счет установки утепляющих пакетов.
Стыковые соединения, имеющие протечки, должны быть заделаны с наружной стороны эффективными герметизирующими материалами (упругими прокладками и мастиками) силами специалистов в кратчайшие сроки (в малых объемах в период подготовки домов к зиме).
В силу пунктов 4.2.3.1 и 4.2.3.2 Правил N 170 местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. С появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией.
Фасады зданий следует очищать и промывать в сроки, установленные в зависимости от материала, состояния поверхностей зданий (степень загрязнения, наличие выколов, разрушение покрытия) и условий эксплуатации (пункт 4.2.3.9 Правил N 170).
В соответствии с пунктом 4.7.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон, дверей и световых фонарей; нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей.
Согласно пункту 4.10.2.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций, в том числе содержание в исправном состоянии санитарно-технических систем, кровли и внутренних водостоков, гидро- и пароизоляционных слоев стен, перекрытий, покрытий и пола, герметизации стыков и швов полносборных зданий, содержание в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств.
Согласно пункту 5.6.1 Правил N 170 эксплуатация электрооборудования жилых зданий должна производиться в соответствии с установленными требованиями. Пунктом 2.12.7 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. Приказом Министерства энергетики от 13.01.2003 N6, установлено, что установка в светильники сети рабочего и аварийного освещения ламп, мощность или цветность излучения которых не соответствует проектной, а также снятие рассеивателей, экранирующих и защитных решеток светильников не допускается.
Согласно пункту 3.7.15 Правил N 170 крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
Факт нарушения обществом пунктов 3.7.15, 4.1.7, 4.2.1.7, 4.2.3.1-.4.2.3.2, 4.2.3.9, 4.7.1, 4.10.2.1, 5.6.1 Правил N 170 установлен Инспекцией в ходе проверки, подтверждается материалами дела и фактически не оспаривается обществом.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению требований Правил N 170 либо невозможности соблюдения указанных Правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины общества во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП. В материалы дела не представлены доказательства включения работ по восстановлению разрушенной отмостки зданий и нарушений герметизации швов стеновых панелей (пункты 7 и 8 справки от 01.06.2011, том 1 л.д.52-53) в адресную программу на 2011 год. Направление после проведения проверки заявок в ГУ ЖА Калининского района на проведение капитального ремонта не может быть признано достаточной мерой по соблюдению требований Правил N 170. Устранение обществом части выявленных нарушений на момент рассмотрения дела об административном правонарушении не является основанием для освобождения от административной ответственности, установленной за указанные нарушения, и не свидетельствует об отсутствии вины общества во вменяемом правонарушении.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Судом также не установлено нарушения административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, общество было уведомлено о проведении 22.04.2011 мероприятий по государственному контролю по адресам, находящимся в управлении ОАО "Сити Сервис", по вопросу соблюдения, в том числе, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (уведомление N 04-26 от 20.04.2011, том 1 л.д.62). При проведении проверки присутствовал представитель общества Борисов С.Л., подписавший акт N 04/26 (2) от 22.04.2011 (том 1 л.д.60-61).
Протокол по делу об административном правонарушении от 25.04.2011 составлен в присутствии представителя общества Борисова С.Л., действовавшего на основании доверенности от 11.04.2011 на представление интересов общества в мероприятиях по контролю, проводимых Государственной жилищной инспекцией, в том числе, с правом дачи объяснений, подписи необходимых документов и участия в оформлении протоколов об административных правонарушениях (том 1 л.д.64).
Общество было извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (определение от 27.05.2011, том 1 л.д.56), однако на рассмотрение дела своих представителей не направило.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ. Наказание назначено в пределах санкции статьи 7.22 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, отсутствуют основания для признания незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 1714/11 от 01.06.2011.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, государственная пошлина в размере 1000 руб., излишне уплаченная обществом платежным поручением N 2134 от 15.07.2011 при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату заявителю на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22 июля 2011 года по делу N А56-34758/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Сити Сервис" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Сити Сервис" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей, уплаченную за подачу апелляционной жалобы платежным поручением N 2134 от 15.07.2011.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-34758/2011
Истец: ОАО "Сити Сервис"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
Третье лицо: Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14604/11