г. Владивосток |
Дело |
11 октября 2011 г. |
N А59-2640/2011 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 октября 2011 года .
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего З.Д. Бац
судей Т.А. Солохиной, Е.Л. Сидорович
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.С. Барановой
при участии
стороны не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГУП "Центральная городская аптека N 5"
апелляционное производство N 05АП-6643/2011
на решение от 17.08.2011
судьи С.О. Кучеренко
по делу N А59-2640/2011 Арбитражного суда Сахалинской области
по заявлению Прокурора города Южно-Сахалинска
к ГУП "Центральная городская аптека N 5"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Южно-Сахалинска (далее - прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении государственного унитарного предприятия "Центральная городская аптека N 5" (далее - Предприятие, ГУП "Центральная городская аптека N 5") к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением суда от 17.08.2011 Предприятие привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40.000 рублей
Не согласившись с принятым решением, Предприятие обратилось в суд с апелляционной жалобой. Так, по мнению заявителя апелляционной жалобы, действующим законодательством закреплено право, а не обязанность организации предусмотреть возможность входа (выхода) инвалидов-колясочников, лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (наличие пандусов). При этом, Предприятие ссылается на отсутствие возможности оборудовать арендуемое помещение пандусами, поскольку отсутствует письменное разрешение арендодателя в лице ДАГУН г. Южно-Сахалинска на осуществление перестройки, достройки и перепланировки объекта или фрагментов фасада и финансирование на реконструкцию здания. Заявитель жалобы указал, что вход в здание аптеки предусматривает возможность входа в здание граждан с ограничениями опорно-двигательного аппарата, в связи с чем, наличие или отсутствие пандуса, по мнению Предприятия, не свидетельствует о невозможности входа в помещение граждан с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.
На основании вышеизложенного Предприятие просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания лица, стороны явку представителей не обеспечили. Жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
В представленном в материалы дела через канцелярию суда письменном отзыве Прокурор на доводы апелляционной жалобы возразил. Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 17.08.2011 считает законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Из материалов дела коллегией установлено следующее.
Государственное унитарное предприятие "Центральная городская аптека N 5" зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной ИФНС России N 1 Сахалинской области 14.09.2000 за основным государственным регистрационным номером 1026500525314, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 28.03.2011 N 1437.
На основании лицензии Департамента здравоохранения Сахалинской области N ЛО-65-02-000075 от 22.12.2009 Предприятию разрешено осуществление фармацевтической деятельности по адресам своих структурных подразделений, в том числе: Аптека N 1 (г. Южно-Сахалинск, ул. Ленина, 285), Аптека N 3 (г. Южно-Сахалинск, с. Синегорск, ул. Коммунистическая, 16), Аптека N 5 (г. Южно-Сахалинск, Коммунистический проспект, 74), Аптека N 44 (г. Южно -Сахалинск, пр. Победы, 41), Аптека N 107 (г. Южно-Сахалинск, ул. Емельянова, 31-б), Аптека (г. Южно-Сахалинск, ул. Сахалинская, 37), Аптечный пункт (г. Южно-Сахалинск, ул. Больничная, 46-б), Аптечный пункт (г. Южно-Сахалинск, ул. Леонова, 40).
22.06.2011 Прокуратурой г. Южно-Сахалинска проведена проверка соблюдения лицензионных требований, предъявляемых к розничной продаже лекарственных средств, а также федерального законодательства о социальной защите прав инвалидов в части свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры при осуществлении фармацевтической деятельности Предприятием в аптеке, расположенной по адресу: Сахалинская область, г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 41, и установлено, что в указанной аптеке не предусмотрена возможность доступа без посторенней помощи к входу и выходу в помещение (из помещения) аптеки людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, а именно: крыльцо, предназначенное для входа в помещение аптеки, состоящее из двух ступенек, не оборудовано устройством плавного ската с перилами - пандусом, что свидетельствует о несоблюдении обществом пункта 3.1 Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях, утвержденных Приказом Минздрава РФ от 04.03.2003 N 80.
Усмотрев в действиях Предприятия признаки правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, 23.06.2011 прокурор в присутствии законного представителя ГУП "Центральная городская аптека N 5" директора Журовой И.Н. вынесен постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ материалы об административном правонарушении переданы по подведомственности на рассмотрение в арбитражный суд с заявлением о привлечении предприятия к административной ответственности.
Суд удовлетворяя требование прокурора и привлекая Предприятие к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ в виде взыскания 40.000 рублей, правомерно руководствовался пунктом 47 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статьей 34 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон о лекарственных средствах), в силу которых фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Согласно статье 4 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, отпуск, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, изготовление лекарственных препаратов.
Примечанием к статье 14.1 КоАП РФ определение понятия грубого нарушения в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Условия и требования, предъявляемые к осуществлению фармацевтической деятельности, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определены Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2006 N 416 (далее - Положение).
Пунктом 5 Положения предусмотрено, что осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 Положения.
Подпунктами "а" и "в" пункта 4 Положения к числу лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности отнесены, в том числе, наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании помещений и оборудования, необходимых для осуществления фармацевтической деятельности и соответствующих установленным к ним требованиям, и соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Закона о лекарственных средствах и Правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80 утвержден отраслевой стандарт ОСТ 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения" (далее - Отраслевой стандарт), который является обязательным для всех организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.
Пунктом 3.1 Отраслевого стандарта установлено, что все помещения аптечной организации должны быть расположены в здании (строении) и функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций. Допускается вход (выход) в аптечную организацию через помещение другой организации. Аптечной организации следует при этом предусмотреть возможность входа (выхода) людям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Согласно пункту 1.2 Отраслевого стандарта, статье 46 Закона Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Руководству по разработке и внедрению стандартов по проекту "Надлежащая Аптечная Практика в Новых Независимых Государствах", разработанному Всемирной организацией по Фармации в СНГ совместно с сотрудничающим Центром Всемирной Организации Здравоохранения по лекарственной политике и развитию Фармацевтической Практики, ОСТ 91500.05.007-2003 распространяется и является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и подлежит обязательному исполнению в части защиты жизни и здоровья граждан, обеспечения непосредственного доступа к широким массам населения для инструктирования, консультирования и пр.
В СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 N 73, в соответствии со статьями 2, 3, 6, пунктом 1 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" предусмотрены технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Согласно пунктам 3.9, 3.13, 3.14, 3.32 СНиП 3501-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0.4 метра, высоте подъемов ступеней - не более 0.12 метров. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должен быть в пределах 1-2 %. Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп подземного и надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0.45 метров необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0.7 и 0.9 метров, у лестниц - на высоте 0.9 метров, а в дошкольных учреждениях также на высоте 0.5 метров.
Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Коллегией установлено, что факт нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности подтвержден имеющимися в материалах дела актом проверки от 22.06.2010, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 23.06.2011.
Вывод суда о несоответствии используемого Предприятием в своей хозяйственной деятельности помещения вышеуказанным требованиям основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в материалах дела доказательств.
В связи с вышеизложенным, довод заявителя апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством закреплено право, а не обязанность организации предусмотреть возможность входа (выхода) инвалидов-колясочников, лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (наличие пандусов), коллегией отклоняется, как основанный на неверном толковании норм права.
Не могут быть приняты во внимание и доводы Предприятия об отсутствии его вины в совершении вменяемого правонарушения со ссылками на отсутствие письменного разрешения арендодателя в лице ДАГУН г. Южно-Сахалинска на осуществление перестройки, достройки и перепланировки объекта или фрагментов фасада и финансирования, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В части 2 упомянутой статьи установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае, получив лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, ГУП "Центральная городская аптека N 5" приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности. Одним из данных требований является соблюдение правил продажи лекарственных средств
Как установлено в ходе судебного разбирательства и подтверждается материалами дела, Предприятие не выполнило возложенную на него законодательством Российской Федерации обязанность предусмотреть возможность входа (выхода) инвалидов-колясочников, лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, поэтому суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ГУП "Центральная городская аптека N 5" признаков административного правонарушения, ответственность за которое установлена в части 1 статьи 14.1 КоАП РФ.
Всем имеющимся доказательствам судом дана надлежащая оценка в порядке ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 17.08.2011 по делу N А59-2640/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
З.Д. Бац |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А59-2640/2011
Истец: Прокурор г. Южно-Сахалинска, Прокурор города Южно-Сахалинска
Ответчик: ГУП "Центральная городская аптека N 5", ГУП "Центральная городская аптека N5"
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2011 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-6643/11