Эталон оказания услуг
Контролирующие ведомства не перестают совершенствовать процедуры взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков. Так, в конце апреля руководитель ФНС М.П. Мокрецов подписал Приказ N ММ-3-25/267*(1), которым утвержден новый единый стандарт обслуживания налогоплательщиков. Минюст признал документ не нуждающимся в регистрации.
Следует отметить, что единый стандарт обязателен для применения всеми территориальными налоговыми органами, взаимодействующими с налогоплательщиками.
Данный документ оформлен таблицей, состоящей из четырех столбцов. В первом столбце приведены виды услуг, оказываемых налоговыми органами, во втором - срок их реализации, в третьем - формы документов, необходимые для предоставления услуг, в четвертом - перечень нормативных актов, регулирующих данный вопрос.
Следует отметить, что ФНС в едином стандарте удалось затронуть большинство случаев взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками и прописать конкретные сроки оказания услуг, вплоть до времени нахождения налогоплательщиков в очередях. Так, время простоя в очереди в обычных условиях не должно превышать 30 минут, а при наибольших нагрузках (например, в последние дни представления отчетности) - одного часа.
В соответствии с данным стандартом для предоставления большинства услуг контролерам отводится не более пяти дней. Назовем наиболее распространенные услуги:
- государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (срок исчисляется со дня подачи документов);
- представление сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (срок исчисляется со дня получения запроса)*(2).
К сведению: в соответствии с п. 31 Постановления Правительства РФ N 630*(3) плата за представление информации в виде документов об индивидуальном предпринимателе составляет 200 руб. за каждый документ, за срочное представление информации взимается 400 руб. за каждый документ;
- постановка и снятие с учета в налоговом органе;
- рассмотрение заявления и выдача справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
- рассмотрение заявления и выдача свидетельства о регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес.
Вместе с тем для определенных услуг установлены иные сроки их оказания. Так, на рассмотрение заявки индивидуального предпринимателя на применение УСНО на основе патента налоговикам отводится 10 дней, а на письменный запрос налогоплательщика чиновники должны отреагировать в тридцатидневный срок со дня его подачи.
Следует также отметить, что единым стандартом обслуживания налогоплательщиков предусмотрен еще один способ информирования налогоплательщиков - по телефону. В этом случае налоговики обязаны ответить непосредственно при получении запроса по телефону.
У многих читателей может возникнуть вопрос: что делать, если сотрудники налоговых органов явно игнорируют установленные в едином стандарте сроки? По мнению автора, "обиженному" налогоплательщику следует обратиться с соответствующей жалобой в вышестоящий налоговый орган. Приказ ФНС РФ N ММ-3-25/267 с Единым стандартом обслуживания налогоплательщиков разослан в региональные управления и нижестоящие инспекции для использования в работе. В связи с этим подобные жалобы будут взяты на особый контроль, к тому же в соответствии с п. 4 приказа контроль за соблюдением сроков и форм предоставления налогоплательщикам услуг, установленных Единым стандартом обслуживания налогоплательщиков, включая проведение аудиторских и тематических проверок внутреннего аудита организации работы нижестоящих налоговых органов, возложены на руководителей управлений ФНС по субъектам РФ.
Остается только надеяться, что налоговики на местах будут руководствоваться предписанными указаниями. По мнению автора, эффект от рассматриваемого документа был бы больше, если бы им была предусмотрена персональная ответственность контролеров за несоблюдение установленных в едином стандарте сроков и форм оказания услуг. К сожалению, главные налоговики этого не сделали.
С.Н. Кудряшов,
редактор журнала ИП: бухгалтерский учет и налогообложение
"Индивидуальный предприниматель: бухгалтерский учет и налогообложение", N 4, июль-август 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ ФНС РФ от 27.04.2007 N ММ-3-25/267 "Об утверждении Единого стандарта обслуживания налогоплательщиков".
*(2) В случае срочного представления - не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса.
*(3) Постановление Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 и 439".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"