город Ростов-на-Дону |
дело N А53-8116/2011 |
05 октября 2011 г. |
15АП-9145/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 октября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Н.Н. Ивановой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.
при участии:
от администрации: Кожухарь Д.В. (доверенность от 14.01.11г. N ПР-52, сроком до 31.12.11г., удостоверение N 35 от 01.09.10г.);
от МЧС: начальника отделения Фролина О.В. (доверенность от 26.05.11г. N 5786, удостоверение N 55936, сроком до 11.01.16г.);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 20.07.2011
по делу N А53-8116/2011
по заявлению Администрации Пролетарского района г. Ростова-на-Дону
к заинтересованному лицу главному управлению МЧС России по Ростовской области
о признании постановления незаконным
принятое в составе судьи Комурджиевой И.П.
УСТАНОВИЛ:
администрация Пролетарского района г. Ростова-на-Дону (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к главному управлению МЧС России по Ростовской области (далее - управление) о признании постановления от 25.04.11г. N 5-29-2011/3 незаконным и его отмене, о прекращении производства по делу.
Решением суда от 20.07.11г. постановление признано незаконным и отменено в части назначения административного штрафа в размере 5 000 рублей. В удовлетворении остальной части требований администрации отказано. Судебный акт мотивирован тем, что в действиях администрации имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Жалоба мотивирована тем, что управлением в материалы дела не представлено доказательств наличия какого-либо документа, в котором надлежащим образом было бы зафиксировано вменённое администрации в вину правонарушение.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ. В судебном заседании на основании ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 21.09.11г. 13 час. 35 мин. до 28.10.11г. 09 час. 40 мин., о чём на сайте суда было размещено извещение. После перерыва судебное заседание продолжено.
Представитель администрации поддержал изложенные в апелляционной жалобы доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Представитель управления возражал против отмены решения суда первой инстанции, сославшись на доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, изучив отзыв на апелляционную жалобу, выслушав представителей администрации и управления, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 26.01.11 N 6 административного органа в отношении администрации проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности на территории Пролетарского района города Ростова-на-Дону.
По мнению управления, администрация нарушила требования пожарной безопасности, а именно: перегорожен проезд (подъезд) к зданию, расположенному по адресу: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, пр. 40 лет Победы, 37 "г", используемый для целей пожаротушения (ППБ 01-03 п.23); перегорожен проезд (подъезд) к зданию, расположенному по адресу: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, пр. 40 лет Победы, 37 "ж", используемый для целей пожаротушения (ППБ 01-03 п.23); перегорожен проезд (подъезд) к зданию, расположенному по адресу: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, пр. 40 лет Победы, 53 "ж", используемый для целей пожаротушения ( ППБ 01-03 п.23); перегорожен проезд (подъезд) к зданию, расположенному по адресу: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, пр. 40 лет Победы,55 "е", используемый для целей пожаротушения (ППБ 01-03 п.23); перегорожена дорога к зданиям по адресу: 7. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, угол ул. 28 линия и ул. Тюхряева, используемая для целей пожаротушения (ППБ 01-03 п. 23); отсутствует возможность проезда пожарных машин к жилым зданиям, расположенным по адресам: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, ул. Герцена, с N 29 по N 59 (СНиП 2.07.01-89* Приложение 1* п.2*); отсутствует возможность проезда пожарных машин к жилым зданиям, расположенным по адресам: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, ул. Краеведческая, с N 16 по N 30 (СНиП 2.07.01-89* Приложение 1* п.2*); отсутствует возможность проезда пожарных машин к жилым зданиям, расположенным по адресам: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, ул. Гарибальди С N 1 по N 33 (СНиП 2.07.01-89* Приложение 1* п.2*);отсутствует возможность проезда пожарных машин к жилым зданиям, расположенным по адресам: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, пер. Молочный с N 1 30 N 33 (СНиП 2.07.01-89* Приложение 1* п.2*); отсутствует возможность проезда пожарных машин к жилым зданиям, расположенным по адресам: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, ул. Ударников, с N 1 по N 26 (СНиП 2.07.01-89* Приложение 1* п.2*); отсутствует возможность проезда пожарных машин к жилым зданиям, расположенным по адресам: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, ул. Коновалова, с N 1 по N 23 (СНиП 2.07.01-89* Приложение 1* п.2*); отсутствует возможность проезда пожарных машин к жилым зданиям, расположенным по адресам: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, ул. Гранитная, с N 53 по N 74 (СНиП 2.07.01-89* Приложение 1* п.2*); отсутствует возможность проезда пожарных машин к жилым зданиям, расположенным по адресам: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, ул. Сквозная, с N 56 по N 87 (СНиП 2.07.01-89* Приложение 1* п.2*); отсутствует возможность проезда пожарных машин к жилым зданиям, расположенным по адресам: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, ул. Пулковская с N 53 по N 78 (СНиП 2.07.01-89* Приложение 1* п.2*); отсутствует возможность проезда пожарных машин и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение в жилом здании, расположенным по адресам: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, ул. 16 линия, 30 (СНиП 2.07.01-89* Приложение 1* п.2*).
15.04.11 на основании выявленных фактов заместителем главного государственного инспектора по пожарному надзору составлен протокол N 5-29/2011/1 об административном правонарушении.
25.05.11 управлением вынесено постановление о назначении административного наказания N 5-29/2011/3, предусмотренного ч. 6 ст. 20.4. КоАП РФ.
Не согласившись с вынесенным постановлением администрация обратилась в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения) несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц -от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
На основании ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожаром является неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (ст. 38 Закона N 69-ФЗ).
Требования пожарной безопасности содержатся, в частности в ППБ 01-03, в Федеральном законом от 22.07.08 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Статьей 26.1 КоАП РФ установлено, что по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 23 ППБ 01-03 ( Приказ МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (вместе с "ППБ 01-03...")) дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны. На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.
Судом первой инстанции правильно установлено, что администрация нарушила требования пожарной безопасности, а именно: перегорожен проезд (подъезд) к зданию, расположенному по адресу: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, пр. 40 лет Победы, 37 "г", используемый для целей пожаротушения (ППБ 01-03 п.23); перегорожен проезд (подъезд) к зданию, расположенному по адресу: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, пр. 40 лет Победы, 37 "ж", используемый для целей пожаротушения (ППБ 01-03 п.23); перегорожен проезд (подъезд) к зданию, расположенному по адресу: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, пр. 40 лет Победы, 53 "ж", используемый для целей пожаротушения ( ППБ 01-03 п.23); перегорожен проезд (подъезд) к зданию, расположенному по адресу: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, пр. 40 лет Победы,55 "е", используемый для целей пожаротушения (ППБ 01-03 п.23); перегорожена дорога к зданиям по адресу: 7. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, угол ул. 28 линия и ул. Тюхряева, используемая для целей пожаротушения (ППБ 01-03 п. 23); отсутствует возможность проезда пожарных машин к жилым зданиям, расположенным по адресам: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, ул. Герцена, с N 29 по N 59 (СНиП 2.07.01-89* Приложение 1* п.2*); отсутствует возможность проезда пожарных машин к жилым зданиям, расположенным по адресам: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, ул. Краеведческая, с N 16 по N 30 (СНиП 2.07.01-89* Приложение 1* п.2*); отсутствует возможность проезда пожарных машин к жилым зданиям, расположенным по адресам: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, ул. Гарибальди С N 1 по N 33 (СНиП 2.07.01-89* Приложение 1* п.2*);отсутствует возможность проезда пожарных машин к жилым зданиям, расположенным по адресам: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, пер. Молочный с N 1 30 N 33 (СНиП 2.07.01-89* Приложение 1* п.2*); отсутствует возможность проезда пожарных машин к жилым зданиям, расположенным по адресам: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, ул. Ударников, с N 1 по N 26 (СНиП 2.07.01-89* Приложение 1* п.2*); отсутствует возможность проезда пожарных машин к жилым зданиям, расположенным по адресам: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, ул. Коновалова, с N 1 по N 23 (СНиП 2.07.01-89* Приложение 1* п.2*); отсутствует возможность проезда пожарных машин к жилым зданиям, расположенным по адресам: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, ул. Гранитная, с N 53 по N 74 (СНиП 2.07.01-89* Приложение 1* п.2*); отсутствует возможность проезда пожарных машин к жилым зданиям, расположенным по адресам: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, ул. Сквозная, с N 56 по N 87 (СНиП 2.07.01-89* Приложение 1* п.2*); отсутствует возможность проезда пожарных машин к жилым зданиям, расположенным по адресам: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, ул. Пулковская с N 53 по N 78 (СНиП 2.07.01-89* Приложение 1* п.2*); отсутствует возможность проезда пожарных машин и доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение в жилом здании, расположенным по адресам: г. Ростов-на-Дону, Пролетарский район, ул. 16 линия, 30 (СНиП 2.07.01-89* Приложение 1* п.2*).
Следовательно, перегораживание проезда, используемого для целей пожаротушения, является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 20.4. КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Выявленные управлением нарушения зафиксированы в протоколе осмотра от 28.03.11г.
Вина администрации в данном случае выразилась в непринятии всех необходимых мер для обеспечения соблюдения правил пожарной безопасности, в то время как такая возможность у неё имелась.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы администрации о том, что администрация не является субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.4. КоАП РФ, так как административный орган привлек к административной ответственности не за отсутствие работ по восстановлению наружного освещения либо его нового строительства и ремонт дорожного покрытия, а за несанкционированное перекрытие проездов к зданиям и сооружениям, установленных для пожарных машин и техники.
В соответствии с подпунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 г.. N 131-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относятся к вопросам местного значения поселения.
В соответствии с положением об администрации Пролетарского района города Ростова-на-Дону, утвержденного решением Ростовской-на-Дону Городской думы от 22.02.11 N 72 администрация является территориальным органом Администрации Ростова-на-Дону, осуществляющим отдельные исполнительно-распорядительные функции Администрации города в районе города Ростова-на-Дону.
Территория муниципального образования подразделяется на восемь районов города: Ворошиловский, Железнодорожный, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Первомайский, Пролетарский, Советский. Границы районов определены актами об образовании этих районов и фиксируются в плане города.
Согласно пункту 11 статьи 21 Устава города Ростова-на-Дону к вопросам местного значения муниципального образования относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах города.
В силу статьи 51 Устава города Ростова-на-Дону районы в городе Ростове-на-Дону являются территориальными подразделениями единого городского муниципального образования. Администрация района, являясь территориальным органом Администрации города, осуществляющим отдельные исполнительно-распорядительные функции
Администрации города, обладает собственной компетенцией. Руководителем районной администрации является ее глава. Администрация района имеет статус юридического лица, обладает правами по созданию собственных структурных подразделений. Структура районной администрации разрабатывается на базе типовой городской структуры главой районной администрации и утверждается Мэром города.
Согласно статье 53 Устава города Ростова-на-Дону Администрация района как территориальный орган Администрации города осуществляет отдельные исполнительно- распорядительные функции Администрации города, закрепленные за районной администрацией настоящим Уставом, нормативно-правовыми актами городской Думы и Мэра города, Положением об администрации района.
Администрация района города обладает следующими полномочиями по решению вопросов местного значения: содержание и благоустройство дорог местного значения и территорий районов, обеспечение санитарного благополучия населения (пункт 2.7); выдача разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов индивидуального жилищного строительства (пункт 2.9); осуществление контроля за эксплуатацией и ремонтными работами в жилых и нежилых помещениях муниципальной собственности; благоустроительными и дорожными работами (пункт 2.17); решение в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления вопросов об установке павильонов, гаражей, других малых архитектурных форм и демонтаже незаконно установленных временных сооружений (пункт 2.19); осуществление контроля за соблюдением гражданами, предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от форм собственности, ведомственной подчиненности, законодательства Российской Федерации, решений городской и районных администраций в части содержания в надлежащем состоянии внешнего благоустройства, санитарии, озеленения, строительных площадок, предприятий мелкорозничной торговли, общепита, бытового и коммунального обслуживания, фасадов зданий и элементов художественного оформления (пункт 2.20).
Постановлением Мэра г.Ростова-на-Дону от 08.04.2005 г.. N 455 (в действующей редакции) утверждены разграничения полномочий между администрацией города и администрациями районов города г.Ростова-на-Дону.
В соответствии с указанным постановлением к полномочиям администраций районов г. Ростова-на-Дону отнесены в том числе: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа: в жилом фонде, образовательных учреждениях и на районных объектах, предприятиях, учреждениях; на городских объектах здравоохранения, образования, культуры и др. (п. 10 ст. 16); содержание автомобильных дорог общего пользования, текущий ремонт городских дорог районного подчинения, капитальный ремонт внутриквартальных проездов, содержание городских дорог (п. 5 ст. 16); обеспечение соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации (зимнее и летнее содержание) установленным правилам, стандартам, техническим нормам_(п. 38 приложения 2).
Таким образом, администрация будучи юридическим лицом, в ведении которого находится состояние, содержание и ремонт дорог в границах поселения, а также отвечающее за обеспечение первичных мер пожарной безопасности является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Администрация не представила доказательств того, что она обращалась к управлению о закрытии дорог и проездов, администрацией не установлены указатели объезда в целях устранения препятствий деятельности пожарных подразделений.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности администрацией не представлено судам первой и апелляционной инстанциям.
Порядок привлечения администрации к административной ответственности управлением не нарушен.
Вместе с тем, одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
Как верно установлено судом первой инстанции, обстоятельства отягчающие ответственность, отсутствуют.
Ответственность за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ), предусмотрена в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. При назначении административного наказания административный орган в оспариваемом постановлении не обосновал применение к администрации административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 10000 рублей.
Учитывая альтернативный характер санкции ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ), принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о целесообразности применения к администрации административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей. С учетом изложенного, суд первой инстанции правильно признал незаконным оспариваемое постановление от 25.04.2011 N 5-29-2011/3 в части назначения административного штрафа в размере 5 000 рублей и применил административную ответственность в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы администрации и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-8116/2011
Истец: Администрация Пролетарского района г. Ростова-на-Дону
Ответчик: Главное управление МЧС России по Ростовской области, ГУ МЧС по РО