Налог на имущество организаций.
На что налогоплательщикам нужно обратить внимание при проверке?
Проводимая в настоящее время налоговая реформа затрагивает в первую очередь систему имущественных налогов. Это связано с тем, что администрирование данных налогов по сравнению с другими намного проще, а следовательно, эффективнее. Более того, налог на имущество организаций зачисляется в региональные бюджеты, что в значительной степени обеспечивает формирование доходной части бюджетов субъектов РФ. Поэтому интерес к указанному налогу на местах повышенный.
Полнота и своевременность поступлений в бюджет налога на имущество организаций обеспечиваются посредством налогового контроля, в том числе камеральных и выездных проверок. При этом следует отметить, что внесенные с 1 января 2007 года поправки в часть первую Налогового кодекса изменили также порядок проведения проверок по всем налогам, следовательно, и по налогу на имущество организаций. Эти моменты мы и рассмотрим в данной статье.
Камеральная налоговая проверка налога на имущество организаций
Камеральная налоговая проверка проводится в несколько этапов. Во-первых, происходит визуальная проверка правильности оформления документов и проверка налоговой отчетности, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, на предмет полноты представленных документов. Во-вторых, осуществляется проверка своевременности представления налоговой отчетности.
Затем, налоговые инспекторы проверяют правильность арифметического подсчета итоговых сумм. При этом налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров бухгалтерского учета, а также иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Кроме того, под пристальное внимание проверяющих подпадают обоснованность примененных налогоплательщиком ставок налога, льгот и их соответствие действующему законодательству. В соответствии со ст. 381 НК РФ освобождаются от налогообложения, в частности:
- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления уставной деятельности;
- организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда, в свою очередь, не менее 25%, - в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
- учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
- организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
- организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством РФ порядке;
- имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий;
- имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций.
Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 372 НК РФ при установлении налога на имущество организаций субъекты РФ могут также предусмотреть дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Так, Законом г. Москвы от 05.11.2003 N 64 установлено, что налог на имущество организаций не уплачивается, например, организациями городского пассажирского транспорта общего пользования (кроме такси, в том числе маршрутного) и метрополитена, получающими ассигнования из бюджета Москвы; организациями - в отношении многоэтажных гаражей-стоянок, объектов жилищного фонда; жилищными кооперативами, жилищно-строительными кооперативами, товариществами собственников жилья, действующими в соответствии с жилищным законодательством РФ; организациями, получившими Паспорт благотворительной организации в соответствии с Законом г. Москвы от 05.07.1995 N 11-46 "О благотворительной деятельности". При этом, если имущество не используется по назначению (например, сдается в аренду и применяется для других целей), льгота по налогу на имущество организаций не применяется.
В связи с этим налоговые органы тщательно проверяют целевой характер использования льготируемого имущества.
Проверке подвергается и правильность исчисления налоговой базы. В соответствии с п. 4 ст. 376 НК РФ среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу. То есть среднегодовая стоимость имущества рассчитывается по следующим формулам.
За I квартал:
СГСИ I кв. = (ОСИ1 + ОСИ2 + ОСИ3 + ОСИ4) / 4,
где: ОСИ - остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца.
За полугодие:
СГСИ 6 мес. = (ОСИ1 + ОСИ2 + ОСИ3 + ОСИ4 + ОСИ5 + ОСИ6 + ОСИ7) / 7.
За 9 месяцев:
СГСИ 9 мес. = (ОСИ1 + ОСИ2 + ОСИ3 + ОСИ4 + ОСИ5 + ОСИ6 + ОСИ7 + ОСИ8 + ОСИ9 + ОСИ10) / 10.
За год:
СГСИ год = (ОСИ1 + ОСИ2 + ОСИ3 + ОСИ4 + ОСИ5 + ОСИ6 + ОСИ7 + ОСИ8 + ОСИ9 + ОСИ10 + ОСИ11 + ОСИ12 + ОСИ13) / 13.
Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества.
Расчет авансовых платежей с учетом налоговой ставки 2,2% осуществляется следующим образом.
За I квартал:
АП I кв. = 1/4 x СГСИ I кв. x 2,2%.
За полугодие:
АП 6 мес. = 1/4 x СГСИ 6 мес. x 2,2%.
За 9 месяцев:
АП 9 мес. = 1/4 x СГСИ 9 мес. x 2,2%.
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.
Таким образом доплата по налогу на имущество за год составит:
ДН год = СГСИ год х 2,2% - (АП I кв. + АП 6 мес. + АП 9 мес.).
Если организация начала хозяйственную деятельность в календарном году или приобрела (реализовала) имущество в течение года, может возникнуть вопрос о том, какой показатель должен приводиться в знаменателе формулы расчета среднегодовой стоимости имущества. В соответствии с письмами Минфина РФ от 16.09.2004 N 03-06-01-04/32 и от 30.12.2004 N 03-06-01-02/26 в знаменателе приводится общее количество месяцев в календарном году ввиду того, что налоговой базой по налогу на имущество организаций является среднегодовая стоимость имущества организации, то есть средняя стоимость имущества за год, а не за все время деятельности организации или за период нахождения у нее основного средства.
Кроме того, при проверке правильности определения налоговой базы налоговыми органами принимаются во внимание основные положения учетной политики, которые влияют на расчет налога на имущество. Прежде всего речь идет о способе начисления амортизации, закрепленном в учетной политике в целях бухгалтерского учета, который влияет на расчет остаточной стоимости имущества. Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н, определяет четыре способа расчета бухгалтерской амортизации - линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Далее рассматривается определенный налогоплательщиком срок полезного использования основных средств, оценивается правильность применения специальных коэффициентов амортизации, которые могут изменять сумму начисленной амортизации (например, повышающие коэффициенты увеличивают эту сумму).
Налоговые инспекторы обращают особое внимание на своевременность начала включения стоимости вновь вводимого основного средства в налоговую базу по налогу на имущество организаций. В соответствии с ПБУ 6/01 актив принимается к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, установленные п. 4 ПБУ 6/01:
- объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
- объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
- организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
- объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Согласно п. 41 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, к незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами (включая документы, подтверждающие государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях) затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и др.).
Пунктом 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н, предусмотрено, что по объектам недвижимости, фактически эксплуатируемым и по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию, амортизация начисляется в общем порядке с 1-го числа месяца, следующего за месяцем введения объекта в эксплуатацию. Допускается объекты недвижимости, фактически эксплуатируемые и по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные учетные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию, принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств.
Данная норма во взаимодействии с п. 38 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств устанавливает право для руководителя организации принимать решение принятия указанных выше объектов недвижимости к бухгалтерскому учету в качестве основных средств. В то же время установленные нормы также определяют, что объект недвижимого имущества уже сформирован в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета в качестве объекта основных средств (окончательно сформирована первоначальная стоимость объекта), что является основанием для его учета в бухгалтерском учете на счете 01 "Основные средства" и, следовательно, для признания его объектом обложения налогом на имущество организаций в соответствии со ст. 374 НК РФ.
Поэтому в случае, если объект капитального строительства, первоначальная стоимость которого сформирована на дату передачи документов на государственную регистрацию прав собственности, передан по акту приема-передачи в эксплуатацию и организацией на объекте фактически ведется хозяйственная деятельность, Минфин считает, что данный объект недвижимого имущества обладает всеми признаками основного средства, установленными п. 4 ПБУ 6/01. При этом в соответствии с п. 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств указанные объекты также классифицируются как основные средства, следовательно, вопрос об учете их в составе бухгалтерского счета 01 "Основные средства" и включении в объект налогообложения по налогу на имущество организаций не должен зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а определяется экономической сущностью объекта - такой вывод содержится в Письме Минфина РФ от 06.09.2006 N 03-06-01-02/35 "О налоге на имущество организаций".
У налогоплательщиков часто возникают вопросы о том моменте, когда они могут списать объект недвижимости с баланса и не учитывать его стоимость при исчислении налога на имущество организаций. Для ответа на них нужно учесть следующее. По сделкам купли-продажи объектов недвижимого имущества следует иметь в виду, что согласно Положению по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99), утвержденному Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 N 32н, поступления от продажи основных средств признаются в бухгалтерском учете в порядке, аналогичном порядку признания в бухгалтерском учете выручки, то есть при наличии следующих условий:
а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
б) сумма выручки может быть определена;
в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;
г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю, или работа принята заказчиком (услуга оказана);
д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
При этом вопрос о переходе права собственности решается исходя из норм гражданского законодательства.
Одновременно следует учитывать, что ПБУ 9/99 предусмотрено следующее. Продавец не может списать данный объект с баланса и признать выручку от его реализации в бухгалтерском учете до перехода прав на объект недвижимого имущества, следовательно, факт государственной регистрации прав является основанием для перевода покупателем в состав основных средств объекта недвижимого имущества при условии сформированной первоначальной стоимости основного средства (в том числе объектов незавершенного строительства, объектов недвижимого имущества, требующих капитальных вложений на реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение).
Относительно государственной регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества, предусмотренной Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", необходимо иметь в виду, что государственная регистрация соответствующих прав на объекты недвижимого имущества является обязательной. Однако она носит заявительный характер, в связи с чем, если учитываемые на счете бухгалтерского учета 08 объекты недвижимого имущества, права на которые длительное время не регистрируются в соответствии с законодательством, фактически используются организацией для производства продукции, оказания услуг или управленческих нужд, указанное имущество должно подлежать обложению налогом на имущество организаций, поскольку такие факты, в соответствии с действующим законодательством, должны рассматриваться как уклонение от налогообложения.
Основываясь на этих нормах, в Письме N 03-06-01-02/35 Минфин указал, что при установлении фактов неуплаты налога на имущество организаций в связи с уклонением от государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества при проведении контрольных мероприятий налоговым органам следует путем обращения в суд привлекать таких налогоплательщиков к уплате налога на имущество организаций и применять предусмотренные статьей 122 Кодекса меры ответственности при совершении умышленного (по неосторожности) налогового правонарушения.
Оформление результатов проверки
Если в ходе камеральной налоговой проверки были выявлены ошибки налогоплательщика в оформлении документов или противоречия между сведениями в представленных документах, то налоговый орган сообщает об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в течение пяти рабочих дней. Следует отметить, что с 1 января 2007 года предусмотрено составление акта проверки в соответствии со ст. 100 НК РФ, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика установлен факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах. Акт должен быть составлен в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней с момента получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по этому акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Акт и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по акту налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в п. 6 ст. 100 НК РФ. Вышеуказанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Указанное лицо вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов данной проверки лично и (или) через своего представителя. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются: обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие вышеуказанные обстоятельства; доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов; решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих правонарушения, совершенные налогоплательщиком, и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки, соответствующих пеней и подлежащий уплате штраф.
В решении об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства, послужившие основанием для такого отказа. Также в нем могут быть приведены размер недоимки, если она была выявлена в ходе проверки, и сумма соответствующих пеней.
В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено решение, вправе его обжаловать, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его место нахождения и другие необходимые сведения.
Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня их вручения лицу (его представителю), в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
Что и как проверяют инспекторы во время выездной
налоговой проверки по налогу на имущество организаций?
При проведении выездной налоговой проверки по налогу на имущество организаций объектами контроля являются:
а) учредительные документы (договор, устав);
б) свидетельство о постановке на налоговый учет;
в) бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу и т.д.;
г) данные по счетам 01, 02, 03 и 08 бухгалтерского учета;
д) налоговые декларации (расчеты) по налогу на имущество организаций;
е) договоры купли-продажи, о сдаче имущества в аренду, в том числе финансовой аренды (лизинга);
ж) платежные банковские поручения, приходные и расходные кассовые ордеры;
з) унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств (в соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7):
- N ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)";
- N ОС-1а "Акт о приеме-передаче здания (сооружения)";
- N ОС-1б "Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)";
- N ОС-2 "Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств";
- N ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств";
- N ОС-4 "Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)";
- N ОС-4а "Акт о списании автотранспортных средств";
- N ОС-4б "Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств)";
- N ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств";
- N ОС-6а "Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств";
- N ОС-6б "Инвентарная книга учета объектов основных средств";
- N ОС-14 "Акт о приеме (поступлении) оборудования";
- N ОС-15 "Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж";
- N ОС-16 "Акт о выявленных дефектах оборудования";
и) счета-фактуры;
к) учетные регистры (например, Главная книга, оборотные ведомости, журналы-ордеры).
Налоговая проверка может осуществляться сплошным либо выборочным методом. В ходе проверки учетной документации контролируются:
1) полнота устранения выявленных предыдущей проверкой нарушений налогового законодательства;
2) соответствие показателей, отраженных в налоговой декларации, данным бухгалтерской отчетности с учетом их корректировки в целях налогообложения;
3) соответствие показателей налоговой и бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета;
4) полнота и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование налоговой базы. Проверка начинается с изучения данных Главной книги. Далее контролируется корреспонденция счетов с целью выявления неправильной или нетипичной корреспонденции. Затем проверяется соответствие данных учета первичным документам;
5) обоснованность применения предусмотренных законодательством налоговых ставок, льгот, а также правильность исчисления сумм налогов.
Проверка документов, подтверждающих осуществление хозяйственной операции, включает:
- формальную проверку (наличие реквизитов);
- арифметическую проверку;
- правовую проверку.
При контроле уплаты налога на имущество организаций налоговые инспекторы проверяют имущество, учитываемое на счете 01 "Основные средства", а также удостоверяются в том, что на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы" не числится имущество, которое введено в эксплуатацию.
К наиболее характерным нарушениям порядка формирования налоговой базы, выявляемым при проведении выездной налоговой проверки, относится занижение среднегодовой стоимости имущества вследствие снятия с учета основных средств до момента их фактической реализации. Так, в ходе изучения договоров на продажу имущества может быть установлено, что организация при расчете среднегодовой стоимости имущества не учла стоимость основных средств, которые были сняты с учета ввиду предполагаемой реализации, но фактически не были реализованы. Согласно договорам неотъемлемым условием перехода права владения имуществом является наличие акта приемки-передачи имущества, который на момент проверки может отсутствовать у обеих сторон.
В ходе проверки может быть выявлено занижение среднегодовой стоимости имущества на сумму несписанного износа по выбывшему имуществу, например, по имуществу, переданному в уставный фонд дочернего предприятия.
В отношении расчета налога на имущество организаций также проверяется ведение учета имущества на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности", на котором учитывается имущество, приобретенное организацией изначально для сдачи в лизинг, аренду или прокат.
Следует отметить, что с 2006 года основными средствами признаются доходные вложения в материальные ценности, до этого времени не облагавшиеся налогом на имущество организаций, так как они не учитывались в бухгалтерском учете в качестве основных средств. Поэтому в настоящее время не является актуальной схема оптимизации налога на имущество организаций с использованием договора лизинга. Например, ранее организация могла продавать основное средство, а затем получать его обратно по договору финансовой аренды, или она могла покупать основное средство через зависимую фирму, а потом получать его в лизинг. Ввиду того, что лизингодатель учитывал такие активы на счете 03, в расчет по налогу на имущество организаций они не включались. С 2006 года стоимость такого имущества учитывается при расчете среднегодовой стоимости имущества.
Налоговые инспекторы обращают внимание при проверке на то, ведется ли раздельный учет основных средств, если налогоплательщики перешли на уплату ЕНВД по отдельным видам деятельности. Именно раздельный учет показывает, какое имущество используется в деятельности, переведенной на уплату ЕНВД, а какое - нет. Соответственно, налог на имущество организаций начисляется на стоимость имущества, используемого в деятельности, не подпадающей под обложение ЕНВД. В случае если имущество, подлежащее обложению налогом на имущество организаций, фактически используется как в предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, так и в иной предпринимательской деятельности, указанное имущество облагается налогом на имущество организаций в части, пропорциональной сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации.
В ходе выездной налоговой проверки по налогу на имущество организаций может осуществляться выемка документов, если налогоплательщик отказывается представить запрашиваемые документы или не представляет их в установленный срок, а также если у проверяющих имеются достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. Выемка документов проводится в присутствии понятых и оформляется протоколом (при необходимости могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел). Об этом сказано в ст. 94 НК РФ.
При проведении выездной налоговой проверки может производиться осмотр территорий и помещений, которые используются для осуществления предпринимательской деятельности и получения дохода. Также может осуществляться инвентаризация имущества налогоплательщика с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для проверки, и т.д. Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке утверждено Приказом Минфина РФ и МНС РФ от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39.
Н.В. Карпова,
эксперт журнала "Налоговая проверка"
"Налоговая проверка", N 4, июль-август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"