г. Санкт-Петербург |
|
10 октября 2011 г. |
Дело N А56-20478/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Абакумовой И.Д., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 13АП-11982/2011)
ООО "Центр уничтожения опасных отходов"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 июня 2011 года
по делу N А56-20478/2011 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по заявлению ООО "Центр уничтожения опасных отходов"
к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу
об оспаривании акта проверки и решения
при участии:
от заявителя: Овчинников С.А., доверенность от 21.05.2011 N 21/05/11, Кулагина О.Н., доверенность от 01.06.2011 N 01/06/11.
от ответчика: Агеева Е.А., доверенность от 10.12.2010 N 01/12726, Сокорнова Т.В., доверенность от 30.08.2011 N 01-19/8031.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр уничтожения опасных отходов" (197110 Санкт-Петербург, ул.Большая Зеленина, д.24, ОГРН 1097847099514, далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, в котором просило признать недействительными акты Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу (далее - Департамент):
- акт проверки N ЛВ-67/13 от 15.03.2011;
- решение N 67 от 24.03.2011 и действия Департамента об отказе Обществу в предоставлении лицензии на осуществление вида деятельности: "Сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение отходов 1-IV класса опасности".
Решением от 16 июня 2011 года суд прекратил производство по делу в части оспаривания акта проверки от 15.03.2011 N ЛВ-67/13 на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в остальной части в удовлетворении заявленного требования отказал.
Не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении заявления, ООО "Центр уничтожения опасных отходов" заявило и поддержало в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель указывает, что в ходе проверки от Общества, как соискателя лицензии, Департаментом неправомерно истребовались документы, не входящие в перечень обязательных для получения лицензии.
Общество также обращает внимание, что в решении суда не изложены заявленные требования, а также возражения на отзыв Департамента, объяснения представителя Общества и его работника Кулагиной О.Н., не отражены заявленные ходатайства.
В судебном заседании апелляционным судом отказано Обществу в удовлетворении ходатайства о приобщении к материалам дела постановления прокуратуры Центрального района Санкт-Петербурга об отмене постановления СУ МВД России об отказе в возбуждении уголовного дела, а также самого постановления СУ МВД России об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку названные документы в силу положений главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не являются доказательствами по делу.
Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, доводы которого поддержаны представителями Департамента в судебном заседании.
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 09.08.2011 Департаментом зарегистрировано заявление Общества о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности (в части обезвреживания отходов I-IV классов опасности).
17.02.2011 Департаментом издано распоряжение N ЛВ-67/13 о проведении проверки возможности выполнения соискателем лицензионных требований и условий с целью принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии по указанному выше виду деятельности.
По результатам проверки, проведенной в период с 24.02.2011 по 15.03.2011, уполномоченными должностными лицами Департамента составлен акт от 15.03.2011 N ЛВ-67/13.
24.03.2011 исх. N 02-27/1882 в адрес Общества направлено уведомление N 67, согласно которому по итогам рассмотрения заявления соискателя лицензии Департаментом принято решение об отказе в предоставлении лицензии на осуществление вида деятельности: сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, размещение отходов I-IV классов опасности. Причиной отказа является: невозможность выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, в части обезвреживания отходов I-IV классов опасности, на основании акта проверки N ЛВ-67/13 от 15.03.2011.
Не согласившись с решением N 67 и действиями Департамента об отказе ООО "Центр уничтожения опасных отходов" в предоставлении лицензии, Общество обратилось в арбитражный суд.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, определен в Положении о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524 (далее - Положение о лицензировании).
Согласно пункту 5 Положения о лицензировании для получения лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (далее - лицензия) соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности";
б) перечень отходов I - IV класса опасности, с которыми предполагается осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению (с указанием наименования отхода согласно федеральному классификационному каталогу отходов, вида и класса опасности, а также сведений о составе отходов);
в) копия положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - IV класса опасности, в случае, если соискатель лицензии предполагает использовать такие объекты для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности, за исключением тех объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу настоящего Постановления;
г) копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I - IV класса опасности, подтверждающих профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности;
д) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;
е) копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности.
Требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения, не допускается (пункт 7 Положения о лицензировании).
05.04.2011 Департаментом по заявлению Общества о конкретизации причин отказа в выдаче лицензии составлено разъяснение исх.N 02-27/2350, согласно которому по результатам проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, выявлены четыре нарушения:
1. не представлена копия положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объекта, связанного с обезвреживанием отходов I-IV класса опасности, что не соответствует п.5 "в" Положения о лицензировании.
Общество не согласно с данным выводом Департамента, указывая, что в соответствии с требованиями пункта 5 "в" Положения о лицензировании не требуется представление положительного заключения государственной экологической экспертизы в отношении тех объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу настоящего Постановления. Общество утверждает, что здание, в котором расположена установка для термического уничтожения (обезвреживания) отходов - инсинераторная установка ИН-50, введено в эксплуатацию до вступления в силу постановления Правительства N 524.
Между тем, доказательства, подтверждающие данное утверждение и, соответственно, подтверждающие право Общества не представлять положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в соответствии с подп."в" пункта 5 Положения о лицензировании, ООО "Центр уничтожения опасных отходов" не представлены ни лицензирующему органу, ни суду.
Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов технологии высокотемпературного обезвреживания отходов на установках Инсинератор ИН-50 от 26.06.2006, утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.06.2006 N 663, обоснованно не принято Департаментом, который в письме "О разъяснении причин отказа" обратил внимание, что в пункте 3 раздела "Рекомендации и предложения" оговорено следующее: проект размещения инсинераторных установок ИН-50 в каждом конкретном случае должен проходить государственную экологическую экспертизу в соответствующих территориальных органах Ростехнадзора (т.1 л.д.81).
Таким образом, поскольку соискателем лицензии в составе комплекта документов для предоставления лицензии не представлены документы, свидетельствующие, что объекты, связанные с размещением и обезвреживанием отходов I-IV класса опасности введены в эксплуатацию или разрешение на их строительство выдано до вступления в силу постановления Правительства N 524, вывод Департамента о необходимости представления Обществом положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-IV класса опасности, признается апелляционным судом правомерным.
В письме Департамента Росприроднадзора от 05.04.2011 N 02-27/2350 "О разъяснении причин отказа" в качестве второго выявленного нарушения указано на следующее: в документах, представленных соискателем лицензии, выявлено наличие недостоверной информации.
Недостоверность представленной информации выразилась в следующем.
Обществом представлена копия санитарно-эпидемиологического заключения N 78.01.05.000.М.000971.09.10 от 02.09.2010, выданного Управлением Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу, о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования для осуществления деятельности по обезвреживанию отходов I-IV класса опасности санитарным нормам и правилам - СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления".
Однако в соответствии с заявлением о предоставлении лицензии, в представленном перечне отходов, с которыми соискатель лицензии намечает осуществление деятельности, указаны отходы, относящиеся в соответствии с СанПиН 2.1.7.728-99 к отходам лечебно-профилактических учреждений, и которые в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" не являются отходами производства и потребления.
Санитарно-эпидемиологическое заключение N 78.01.05.000М.000971.09.10 не содержит сведений о соответствии зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления лицензируемой деятельности, требованиям СанПиН 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений".
В отзыве на заявление, представленном в суд первой инстанции, Департамент Росприроднадзора указал, что для медицинских отходов нужны специальные контейнеры и помещения. Ничего этого у соискателя лицензии нет, что отмечено в акте проверки. Поскольку здания, строения, сооружения, оборудование и иное имущество не соответствуют установленным сан-эпид. требованиям по обращению с медицинскими отходами, соответствующее заключение не было выдано органами санэпиднадзора (т.1 л.д.40).
Между тем, Обществом в материалы дела представлено письмо Управления Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу от 13.05.2011 N 78-00-05/45-8661-11 (т.1 л.д.116), согласно которому оформление санитарно-эпидемиологических заключений на деятельность с отходами лечебно-профилактических учреждений и биологическими отходами Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии человека" не предусмотрено.
Апелляционная коллегия признает правомерным вывод Департамента о том, что согласно договору аренду оборудования N 27/7, установка "Инсинератор ИН-50.02" расположена по адресу: Санкт-Петербург, 3-й Рыбацкий проезд, д.5, литера Е, а санитарно-эпидемиологическое заключение N 78.01.05.000М.000971.09.10 выдано на объект, расположенный по адресу "литера А".
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Оценивая представленные Департаментом Росприроднадзора доказательства правомерности изложенного в пункте 2 письма Департамента Росприроднадзора от 05.04.2011 N 02-27/2350 "О разъяснении причин отказа" основания отказа в выдаче лицензии, апелляционная коллегия находит правомерным вывод о доказанности Департаментом факта представления заявителем недостоверной информации.
В письме Департамента Росприроднадзора от 05.04.2011 N 02-27/2350 "О разъяснении причин отказа" в качестве третьего выявленного нарушения указано на следующее: не представлен приказ и иные документы о назначении лиц, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности, в части обезвреживания отходов IV класса опасности (ст.15 Федерального закона N 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Обязательность представления в лицензирующий орган копий свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами I - IV класса опасности, подтверждающих профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, для получение лицензии предусмотрено подп."г" п.5 Положения лицензировании.
Представление приказа и иных документов о назначении лиц, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности пунктом 5 Положения о лицензировании не предусмотрено.
В отзыве на заявление Департамент указал на следующее (т.1 л.д.41).. Обращение с отходами в данном случае подразумевает их "обезвреживание" (других видов деятельности не заявлено), т.е сжигание на электроустановке Инсинератор ИН-50.02, с "поддувкой" топливом.
Температура сжигания 750-950 єС, температура дожигания 1100-1200 єС. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ это опасный производственный объект. В соответствии с представленными материалами соискателя (Технические условия 4853-001-65933174-2010), п.2.12 раздела "Требования безопасности" предусматривает в обязательном порядке специальный допуск работников (возраст, удостоверение, экзамен и пр.) к работам с электроустановкам до 1000 В, к которым в соответствии с данными ТУ относится Инсинератор ИН-50.02.
Департамент обращает внимание, что им не запрашивались свидетельства работников о прохождении квалификационных экзаменов на право работы с электроустановками, поскольку это не является лицензионным требованием. "Лицензионным требованием является сам факт допуска к работам" (пункт 4а Положения о лицензировании).
Оценивая приведенные доводы лицензирующего органа, апелляционная коллегия отмечает следующее.
Право Департамента проводить проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 5 Положения о лицензировании заявлении и документах, а также проверку возможности соблюдения соискателем лицензии лицензионных требований и условий предусмотрено пунктом 9 Положения о лицензировании.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 4 Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся: допуск к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности лиц, не имеющих профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Каким образом наличие допуска специалиста к работе с опасным производственным объектом (в данном случае - Инсинератором ИН-50.02) соотносится с профессиональной подготовкой на право работы с отходами I - IV класса опасности, из отзыва Департамента Росприроднадзора не видно.
Учитывая изложенное, отказ в выдаче лицензии по основанию, указанному в пункте 3 письма Департамента Росприроднадзора от 05.04.2011 N 02-27/2350 "О разъяснении причин отказа", противоречит Положению о лицензировании, а потому признается апелляционным судом незаконным.
В письме Департамента Росприроднадзора от 05.04.2011 N 02-27/2350 "О разъяснении причин отказа" в качестве четвертого выявленного нарушения указано на следующее: отсутствует оборудование, необходимое для временного хранения (складирования) отходов. Предприятием планировалась закупка только одного контейнера для временного хранения всех отходов, в том числе отходов лечебно-профилактических учреждений классов Б, В, в смеси с остальными видами отходов. До закупки накопление отходов могло осуществляться на открытой асфальтовой площадке в климатических условиях Санкт-Петербурга (дождь, снег, ветер и пр.) с вероятностью нахождения случайных лиц вблизи данной площадки.
Между тем, с заявлением о предоставлении лицензии на такие виды деятельности в области обращения с отходами, как хранение, накопление отходов Общество не обращалось. На данное обстоятельство обращено внимание в письме Федеральной службе по надзору в сфере природопользования от 20.06.2011 N КТ-08-3-31/7703.
При изложенных обстоятельствах отказ Департамента в выдаче лицензии по изложенному основанию признается апелляционным судом несоответствующим Положению о лицензировании.
Между тем, выводы лицензирующего органа о нарушении Обществом подпункта "в" пункта 5 Положения о лицензировании, в части непредставления копии положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объекта, связанного с размещением и обезвреживанием отходов I-IV класса опасности, а также в части представления недостоверной информации являются обоснованными, а потому оснований для отмены решения арбитражного суда в обжалуемой части не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 июня 2011 года по делу N А56-20478/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Центр уничтожения опасных отходов" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
И.Д. Абакумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-20478/2011
Истец: ООО "Центр уничтожения опасных отходов"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
10.10.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11982/11