г. Вологда |
|
07 октября 2011 г. |
Дело N А05-2391/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 октября 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Шадриной А.Н.,
судей Зайцевой А.Я. и Носач Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Масловой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 июля 2011 года
по делу N А05-2391/2011 (судья Бунькова Е.В.),
установил
администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (ОГРН 1028301646779; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (РФ в лице Минфина РФ) о взыскании 2 031 000 руб. расходов, связанных с предоставлением жилья участковому уполномоченному УВД Ненецкого автономного округа Шитикову Максиму Александровичу во исполнение Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции), и 3000 руб. расходов, связанных с оплатой услуг независимого эксперта по оценке рыночной стоимости квартиры.
Определением суда от 26 апреля 2011 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Решением суда от 07 июля 2011 года исковые требования удовлетворены частично. С РФ в лице Минфина РФ за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" в лице Администрации взыскано 1 145 243 руб. убытков. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Администрация с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме. Апеллянт считает несостоятельным вывод суда о необходимости определения размера убытков по состоянию на 13.01.2010, т.е. на момент прекращения права муниципальной собственности на квартиру. Предъявление Администрацией к взысканию убытков в размере рыночной стоимости квартиры на 01.12.2010 связано с тем, что жилое помещение, предоставленное участковому уполномоченному милиции Шитикову М.А., выбыло из муниципальной собственности, следовательно, для исполнения своих основных обязательств Администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости в настоящий момент.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, определением Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 26.05.2008 по делу N 2-160/2008, вступившим в законную силу, утверждено мировое соглашение между Администрацией и Шитиковым Максимом Александровичем, в соответствии с которым Администрация на основании статьи 30 Закона о милиции обязуется предоставить трехкомнатную квартиру N 12 в доме N 18 по улице Хатанзейского в городе Нарьян-Маре на условиях договора социального найма.
В целях исполнения судебного акта на основании постановления Администрации от 02.06.2008 N 886 Шитикову Максиму Александровичу по договору социального найма от 03.06.2008 предоставлена трехкомнатная квартира N 12 в доме N 18 по улице Хатанзейского в городе Нарьян-Маре, общей площадью 52 кв.м, на семью из трех человек.
На основании договора от 14.12.2009 N 260, заключенного Администрацией с Шитиковым М.А., квартира, предоставленная по договору социального найма от 03.06.2008, была передана в собственность указанному гражданину и выбыла из собственности муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар". Данное обстоятельство подтверждается записью от 13.01.2010 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за номером 83-29-19/016/2009-339.
Согласно отчету об определении рыночной стоимости квартиры N 280/10 стоимость квартиры, предоставленной Шитикову М.А., по состоянию на 01.12.2010 составляет 2 031 000 руб.
Иск мотивирован тем, что в результате выбытия квартиры из муниципальной собственности истец понес убытки в размере ее рыночной стоимости.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные исковые требования, признал их обоснованными по праву и частично по размеру.
Апелляционная инстанция считает принятое решение законным и обоснованным в связи со следующим.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 30 Закона о милиции сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Законом о милиции, иными нормативными актами не установлен порядок предоставления жилых помещений участковым уполномоченным милиции. В связи с этим таким гражданам возможно предоставление помещений по договорам социального найма.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений сотрудникам милиции по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации). Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона о милиции", часть 1 статьи 30 Закона о милиции, обязывающая органы местного самоуправления обеспечивать работников милиции жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и, следовательно, как противоречащая Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает компенсацию соответствующих расходов. Эта правовая позиция сохраняет свою силу и в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", является обязательной для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц.
Положения статьи 30 Закона о милиции в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, и федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Возмещение расходов органов местного самоуправления на обеспечение жильем участковых уполномоченных милиции не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения участковому уполномоченному милиции, относящемуся к иной (дополнительной) категории граждан, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования.
Как правильно указал суд первой инстанции, в связи с тем, что механизм и источники финансирования расходов на федеральном уровне не разработаны, осуществление спорных выплат за счет бюджета муниципального образования повлекло возникновение у последнего убытков.
Поэтому суд сделал правильный вывод о том, что расходы, понесенные Администрацией, подлежат возмещению за счет средств казны Российской Федерации.
Вместе с тем суд посчитал исковые требования подлежащими удовлетворению частично - в сумме 1 145 243 руб., поскольку пришел к выводу, что при взыскании убытков следует исходить из рыночной стоимости квартиры, определенной отчетом оценщика N 459/27/06 на дату прекращения права собственности муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на спорную квартиру, т.е. на 13.01.2010.
С данным выводом суда первой инстанции апелляционная инстанция согласна.
Так, жилое помещение было предоставлено Шитикову Максиму Александровичу по договору социального найма от 03.06.2008.
Исполнить собственные обязательства за счет жилого помещения, которое обременено жилищными правами граждан, Администрация не может. Поэтому именно с этого момента о нарушении своего права свободно распоряжаться этой квартирой Администрация и узнала, поскольку утратила его в силу жилищного законодательства.
Таким образом, с момента передачи квартиры по договору социального найма жилого помещения у истца возникло право на предъявление требований по возмещению стоимости данного предоставленного жилого помещения из федерального бюджета.
Аналогичный вывод содержится в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2011 N ВАС-7776/11 по делу N А50-13837/2010.
Следовательно, убытки судом первой инстанции обоснованно взысканы исходя из расчета рыночной стоимости квартиры на дату, максимально приближенную к дате выбытия спорной квартиры из муниципальной собственности.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 июля 2011 года по делу N А05-2391/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-2391/2011
Истец: Администрация МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
Ответчик: в лице Министерства Финансов Российской Федерации, МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Третье лицо: Министерство внутренних дел Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
07.10.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6283/11
16.08.2011 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5760/11
01.08.2011 Определение Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5339/11
07.07.2011 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-2391/11