г. Ессентуки |
|
11 октября 2011 г. |
Дело N А15-555/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 октября 2011 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Мельникова И.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу (ИНН 2626042723, ОГРН 1102650002212; Республика Дагестан г. Махачкала ул. Буганова 17 "б")
на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.06.2011
по делу N А15-555/2011 (судья Ахмедов Д.А.)
по заявлению ООО "Дербентстрой" (ИНН 0542002833, ОГРН 1020502002730; Республика Дагестан г. Дербент ул. Комарова 8)
об оспаривании постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу (ИНН 6164226375, ОГРН 1046164025951; Ростовская область г. Ростов-на-Дону пр. Стачки 200/1, корп. 3)
о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании: от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу - Ярмолич Н.И., от ООО "Дербентстрой": Курбанмагомедов Ш.Р., Пиров Х.М.
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.06.2011 удовлетворено заявление ООО "Дербентстрой" (далее - общество) о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по ЮФО) от 24.12.2010 N 0098/2/10-5 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьёй 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
В апелляционной жалобе Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу (далее - департамент) просит отменить решение и отказать в удовлетворении требований общества, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела. Заявитель указывает на отсутствие процессуальных нарушений при проведении проверки и доказанность материалами дела недропользования со стороны общества без лицензии.
В отзыве общество возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, просило решение суда оставить без изменения, указав на его законность и обоснованность.
В судебном заседании стороны поддержали позиции, изложенные в жалобе и отзыве на апелляционную жалобу.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ), изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с приказом Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 01.06.2010 N 272 была проведена плановая проверка общества, в ходе которой было выявлено, что обществом используется артезианская скважина без лицензии на право пользования недрами.
Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки и приложении к нему от 29.11.2010, а определением от 29.11.2010 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении N 0098/2/10.
Письмом от 29.11.2010 общество приглашено Департаментом Росприроднадзора по ЮФО на 14.12.2010 на 12-00 час. по адресу: г. Махачкала, ул. Буганова (Озерная), 17б, каб. N 1, 4 этаж для составления протокола об административном правонарушении. Определение и письмо от 29.11.2010 направлены в адрес общества 29.11.2010 заказным письмом с уведомлением.
В связи с неявкой представителя общества протокол об административном правонарушении от 14.12.2010 N 0098/2/10-5 составлен в отсутствие его представителя. В протоколе указано, что рассмотрение материалов по факту нарушения состоится 24.12.2010 в 12-00 час. по адресу: г. Махачкала, ул. Буганова (Озерная), 17б, каб. N 1, 4 этаж.
Протокол направлен в адрес общества 14.12.2010 заказным письмом с уведомлением.
Рассмотрев материалы проверки, главный специалист-эксперт Департамента Росприроднадзора по ЮФО вынес постановление от 24.12.2010 N 0098/2/10-5 о привлечении общества к административной ответственности по статье 7.3 Кодекса в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Удовлетворяя требование общества, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности события правонарушения, а также указал на то, что Департаментом по ЮФО не дана четкая квалификация административного правонарушения по конкретной части статьи 7.3 Кодекса.
Кроме того, суд первой инстанции указал, что Департамент по ЮФО не обеспечил надлежащее уведомление законного представителя общества о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Вместе с тем, суд первой инстанции не дал оценку доводам общества о том, что Департамент по ЮФО не вправе проводить проверки, составлять протоколы об административных правонарушениях и выносить постановления о привлечении к административной ответственности лиц, находящихся на территории Северо-Кавказского Федерального округа.
Согласно части 2 статьи 1.6 Кодекса применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
На основании части 1 статьи 28.3 Кодекса протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные данным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 данного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Приказом Росприроднадзора от 12.10.2010 N 297 утверждено Положение о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу (далее - Положение).
Согласно пункту 1 данного Положения Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу, сокращенное наименование - Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу, является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Северо-Кавказского Федерального округа, с региональным отделом, расположенным в г. Махачкале.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному Федеральному округу, утвержденного Приказом Росприроднадзора от 25.11.2008 N 466 Департамент Росприроднадзора по ЮФО является территориальным органом, осуществляющим отдельные функции на территории Южного Федерального округа с региональными отделами, расположенными в г. Махачкале, г. Астрахани, г. Темрюке, г. Туапсе, г. Новороссийске, г. Таганроге, г. Лагань, г. Ейске, г. Сочи.
В силу пункта 1.5 постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" (в ред. от 28.03.2008) структура и штатное расписание аппарата территориального органа федерального органа исполнительной власти утверждаются руководителем территориального органа.
Таким образом, если структура Департамента Росприроднадзора по ЮФО после 29.11.2010 была разделена, и утверждено штатное расписание, то Департамент Росприроднадзора по ЮФО не вправе от своего имени проводить проверки, составлять протоколы об административных правонарушениях и выносить постановления о привлечении к административной ответственности лиц, находящихся на территории Северо-Кавказского Федерального округа.
В судебном заседании установлено, что штатное расписание Департамента Росприроднадзора по Южному Федеральному округу, в котором отсутствует Махачкалинский отдел по надзору на море, утверждено 30.09.2010, вступило в действие с 01.10.2010. Штатное расписание Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу, в котором предусмотрен Махачкалинский отдел по надзору на море, введено с 14.12.2010. Оспариваемое постановление вынесено 24.12.2010.
Это означает, что на момент проведения проверки, составления протокола и вынесения оспариваемого постановления Департамент Росприроднадзора по ЮФО был не вправе проводить проверки, составлять протоколы об административных правонарушениях и выносить постановления о привлечении к административной ответственности лиц, находящихся на территории Северо-Кавказского Федерального округа.
Кроме того, анализируя представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что административным органом не представлено документальных доказательств, свидетельствующих о событии вменяемого обществу административного правонарушения.
Акт проверки, протокол об административном правонарушении, постановление не содержат никакой информации о скважине (номер, фактическое местонахождение, глубина и пр.). Документов, позволяющих идентифицировать скважину, или сведений о наличии скважины на балансе общества или на каком-либо праве, равно как и доказательств, свидетельствующих о фактическом пользовании обществом недрами (подземными пресными водами) для производственных и бытовых нужд без лицензии, департаментом не представлено.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (статья 270ПК РФ), не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 15.06.2011 по делу N А15-555/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Республики Дагестан.
Председательствующий |
Семёнов М.У. |
Судьи |
Белов Д.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-555/2011
Истец: ОАО "Дербентстрой"
Третье лицо: Департамент Росприроднадзора по Северо-Кавказскому Федеральному округу, Департамент Росприроднадзора по СКФО, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу Махачкалинский отдел по надзору на море, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЮФО
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-2129/11