город Омск |
|
12 октября 2011 г. |
Дело N А46-4187/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 октября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Бондарь И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 08АП-6975/2011)
Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска
на решение Арбитражного суда Омской области от 14.07.2011
по делу N А46-4187/2011 (судья Беседина Т.И.)
по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Старт" (ОГРН 1035511005617, ИНН 5506051390)
о признании незаконными действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 18.08.2010 за номером 2105543435523
о внесении сведений о промежуточном ликвидационном балансе ООО "Старт"; обязании исключить данную запись
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска - Кулишова Л.Т. (удостоверение, по доверенности от 25.11.2010 сроком действия 1 год);
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области - Лапшова Е.В. (удостоверение, по доверенности от 11.01.2011 сроком действия до 31.12.2011);
от общества с ограниченной ответственностью "Старт" - Сизых О.М. (паспорт, по доверенности от 19.04.2011 сроком действия 1 год);
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу города Омска (далее - ИФНС России по ОАО города Омска, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 12 по Омской области, заинтересованное лицо), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Старт" (далее - ООО "Старт", третье лицо) - о признании недействительной государственной регистрации внесения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о промежуточном ликвидационном балансе ООО "Старт" (ИНН 5506051390) за номером 2105543435523 от 18.08.2010.
Заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил требование, просил признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России N 12 по Омской области по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 18.08.2010 за номером 2105543435523; признать недействительной государственную регистрацию сведений о промежуточном ликвидационном балансе ООО "Старт", внесенными в Единый государственный реестр юридических лиц записью от 18.08.2010 за номером 2105543435523; обязать Межрайонную ИФНС России N 12 по Омской области исключить из Единого государственного реестра юридических лиц запись от 18.08.2010 за номером 2105543435523 о внесении сведений о промежуточном ликвидационном балансе ООО "Старт".
Уточненное заявление судом первой инстанции принято к рассмотрению на основании статьи 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Омской области от 14.07.2011 по делу N А46-4187/2011 в удовлетворении заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу города Омска о признании недействительной государственной регистрации внесения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о промежуточном ликвидационном балансе общества с ограниченной ответственностью "Старт" город Омск за номером 2105543435523 от 18.08.2010 отказано.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемые действия Межрайонной ИФНС России N 12 по Омской области от 18.08.2010 о внесении записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица - ООО "Старт", соответствуют закону и иным нормативным правовым актам. Суд также указал, что совокупность условий, наличие которых необходимо для принятия судом решения о признании их недействительными, отсутствует.
Дополнительным решением Арбитражного суда Омской области от 05.09.2011 по делу N А46-4187/2011 в удовлетворении заявления Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу города Омска о признании незаконными действий Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области по внесению в ЕГРЮЛ записи от 18.08.2010 за номером 2105543435523; обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области исключить из ЕГРЮЛ запись от 18.08.2010 за номером 2105543435523 о внесении сведений о промежуточном ликвидационном балансе ООО "Старт" отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ИФНС России по ОАО города Омска обратилась с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которой просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы ИФНС России по ОАО города Омска указала, что промежуточный ликвидационный баланс, составленный по составлению на 10.08.2010, содержит недостоверные сведения, поскольку активы указаны на ту же сумму, что и пассивы общества, т.е. в сумме 736 429 тыс. руб. Однако, как указывает заявитель, задолженность по налогам и сборам на 10.08.2010 составляет 1 677 тыс. руб., т.е. данные пассивов баланса завышены на 305 тыс. руб., следовательно, и данные активов баланса завышены на ту же сумму. Полагает, что сведения, содержащиеся в промежуточном бухгалтерском балансе, указаны по состоянию на 01.07.2010. Вместе с тем, общество в период с 01.07.2010 по 10.08.2010 реализовывало имущество: основные средства, запасы, в связи с чем данные промежуточного ликвидационного баланса по состоянию на 10.08.2010 являются недостоверными.
Полагает, что с даты начала ликвидации (с 03.03.2010), общество продолжало осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, в том числе приобретало товарно-материальные ценности, реализовывало товар, сдавало в аренду имущество и другое.
Податель жалобы также утверждает, что представленный баланс не соответствует требованиям закона: не содержит сведений о перечне (описи) имущества должника, перечне предъявленных требований, реестр требований кредиторов с их расшифровкой, сумму предъявленных каждым кредитором требований, а также результаты рассмотрения требований кредиторов.
Кроме того, ИФНС России по ОАО города Омска считает, что судом первой инстанции неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания в связи с необходимостью представления дополнительных документов. Указывает, что решением от 16.03.2011 N 442/1 назначена выездная налоговая проверка ООО "Старт" за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, а в случае установления инспекцией задолженности ООО "Старт" по налогам перед бюджетом, данные промежуточного ликвидационного баланса будут являться недостоверными.
От Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области, ООО "Старт" поступили письменные отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
От Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска поступили дополнения к апелляционной жалобе.
Представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска в заседании суда апелляционной инстанции поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области пояснила, что был представлен промежуточный ликвидационный баланс в регистрирующий орган и соответствующие документы, на основании данных документов были произведены регистрационные записи, те действия, которые совершенны налоговым органом, законны.
Представитель ООО "Старт" с доводами апелляционной жалобы не согласна, поддержала доводы отзыва.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на неё, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, что ООО "Старт" зарегистрировано в качестве юридического лица 25.04.2003 ИФНС России по ОАО города Омска за основным государственным регистрационным номером 1035511005617.
Единственным участником ООО "Старт" - Федотовым Валерием Николаевичем - 24.02.2010 принято решение ликвидировать общество с ограниченной ответственностью "Старт", ликвидатором назначен Шинкоренко Валерий Николаевич.
По заявлению ООО "Старт" в Единый государственный реестр юридических лиц Межрайонной ИФНС России N 12 по Омской области 03.03.2010 внесена запись о начале процедуры ликвидации за государственным регистрационным номером 2105543120241, выданы свидетельства о регистрации начала ликвидации общества серии 55 N 003488033 от 03.03.2010 и о формировании ликвидационной комиссии серии 55 N 003488034 от 03.03.2010.
Сообщение о принятии решения о ликвидации ООО "Старт" опубликовано в журнале "Вестник Государственной Регистрации" N 9 (265) от 10.03.2010.
Решением единственного участника ООО "Старт" от 10.08.2010 утвержден промежуточный ликвидационный баланс общества от 10.08.2008, согласно которому долгосрочные обязательства на конец отчетного периода отсутствуют (строка 590), краткосрочные обязательства (кредиторская задолженность) составляют 705 114 000 рублей.
На основании заявления ликвидатора и приложенных к нему документов Межрайонной ИФНС России N 12 по Омской области в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица - ООО "Старт" - от 18.08.2010 за государственным регистрационным номером 2105543435523, выдано свидетельство о государственной регистрации серии 55 N 003456999 от 18.08.2010.
Полагая, что указанные действия Межрайонной ИФНС России N 12 по Омской области по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 18.08.2010 за государственным регистрационным номером 2105543435523 не соответствует закону, поскольку нарушен порядок ликвидации, ИФНС России по ОАО города Омска обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
14.07.2011 Арбитражным судом Омской области принято решение, которое обжаловано заявителем в порядке апелляционного производства.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
В соответствии с частью 2 статьи 198 АПК РФ прокурор, а также органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенной нормы права следует, что для удовлетворения заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решения и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимы два обязательных условия: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) должны нарушать права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из пункта 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
В пункте 2 статьи 63 ГК РФ указано, что после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Согласно пункту 5 указанной статьи ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией и утверждается учредителями (участниками) юридического лица лишь после завершения расчетов с кредиторами.
В силу пункта 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен статьями 20-22 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Так, пунктом 1 статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
- документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Суд первой инстанции правомерно указал, что ООО "Старт" представило в регистрирующий орган полный пакет документов, необходимый для государственной регистрации прекращения деятельности общества и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи. Указанное обстоятельство заявителем не оспаривается.
В связи с этим основания для отказа в государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией, предусмотренные статьей 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", у Межрайонной ИФНС России N 12 по Омской области отсутствовали.
В обоснование заявленных требований ИФНС по ОАО города Омска указывает, что оспариваемое решение вынесено на основании документов (промежуточного бухгалтерского баланса), содержащих недостоверные сведения, поскольку в них имеются расхождения по платежам в бюджет, недостоверные сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, дебиторской и кредиторской задолженности, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Отклоняя указанный довод подателя жалобы, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ИФНС России по ОАО города Омска пояснила, что в представленном балансе кредиторская задолженность указана в размере 705 114 тыс. руб., в том числе 1 914 тыс. руб. - по налогам. На 10 августа задолженность составляла 1 677 тыс. руб., на эту дату сведений об иной задолженности налоговый орган не имел. Данная задолженность подтверждается представленными в суд документами, а именно формой N 39-1.
Таким образом, налоговый орган указал, что вся имеющаяся задолженность была отражена в промежуточном ликвидационном балансе, что исключает нарушение их прав как кредитора.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает, что и само утверждение о налоговой задолженности является предположительным.
В материалах дела имеется справка N 102170 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 10.08.2010 формы N 39-1 (т.д. 1, л.д. 14-15).
Согласно Методическим указаниям по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1, действующим на момент её составления (приложение 7 к приказу Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению") справка о состоянии расчетов для юридических лиц формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем кодам бюджетной классификации.
Как следует из пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (пункт 2 статьи 44 НК РФ).
В силу статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1).
Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 45 НК РФ).
Как следует из пункта 1 статьи 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) (пункт 2 статьи 88 НК РФ).
В силу пункта 5 статьи 88 НК РФ лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.
Из статей 54, 80, 101 НК РФ следует, что факт и размер налогового обязательства устанавливается на основании налоговой декларации, представленной налогоплательщиком, или решения, вынесенного налоговым органом по результатам налоговой проверки, и подтверждается первичными документами, в том числе регистрами бухгалтерского учета, материалами проверки и иными документальными данными.
Таким образом, обязанность по уплате налогоплательщиком налога вытекает из поданной налоговой декларации или решения по результатам акта проверки и не может вытекать из справки налогового органа формы N 39-1.
Однако, как следует из материалов дела, ни одного из указанных документов, инспекцией не представлено ни в суд первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции, в связи с чем оснований полагать, что представленный промежуточный ликвидационный баланс содержит недостоверные сведения, не имеется.
На вопрос суда, на основании каких первичных документов возникла задолженность, на которую ссылается податель жалобы, представитель ИФНС России по ОАО города Омска ответить не смогла.
Кроме того, как пояснил представитель ООО "Старт" в заседании суда апелляционной инстанции, что на день подачи налоговым органом заявления в суд у общества не имелось задолженности перед бюджетом.
Действительно в материалах дела (т.д. 10, л.д. 37-38) имеется справка N 103064 по состоянию на 12.04.2011, свидетельствующая об отсутствии задолженности ООО "Старт" по уплате налогов, сборов, взносов, пени в бюджет и внебюджетные фонды. Более того, имеется переплата по таким платежам.
Податель жалобы ссылается на то, что задолженность по налогам и сборам на 10.08.2010 составляет 1 677 тыс. руб., а не 1 914 тыс. руб., т.е. данные пассивов баланса завышены на 305 тыс. руб., следовательно, и данные активов баланса завышены на ту же сумму.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что отражение в балансе суммы задолженности перед бюджетом большей, чем предполагает инспекция, не нарушает её прав и интересов.
В дополнении к апелляционной жалобе, ИФНС по ОАО города Омска указала, что в отношении ООО "Старт" проводилась выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт N 14/45 от 15.09.2011. Из акта следует, что инспекцией установлена неполная уплата налога на прибыль за 2010 год в сумме 726 176 руб., 778 941 руб., 739 367 руб., 739 366 руб., 28 457 929 руб., 7 669 007 руб., в связи с чем полагает, что выездной налоговой проверкой дополнительно установлены налоговые обязательства на вышеуказанные суммы, что свидетельствует о значительно большей сумме задолженности и недостоверности сведений, содержащихся в промежуточном ликвидационном балансе по состоянию на 10.08.2010.
Как следует из пункта 1.1 Приказа ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении и оформлении налоговых проверок; оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки; порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов; требований к составлению Акта налоговой проверки" в соответствии со статьей 100 НК РФ в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной (повторной выездной) налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налогового органа должен быть составлен акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки.
Акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений законодательства о налогах и сборах и иных имеющих значение обстоятельств, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Кодекса, предусматривающие ответственность за выявленные налоговые правонарушения.
При проверке организации, включая ее филиалы и представительства, акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом фактов, установленных в ходе проверки филиалов и представительств, изложенных в Разделах акта. Раздел акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства) оформляется в общеустановленном порядке и подписывается должностными лицами налогового органа, проводивших проверку филиала (представительства), и руководителем (уполномоченным им лицом или представителем организации) филиала (представительства).
В силу пункта 1 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 НК РФ.
Таким образом, основанием для уплаты налога могут являться мероприятия, но как следует из статьи 101 НК РФ, после вынесения решения и вступления его в законную силу.
Вместе с тем, на данный момент, налоговым органом составлен только акт налоговой проверки, который не является основанием для уплаты налогоплательщиком налога и тем, более не может подтверждать недостоверность сведений, содержащихся в промежуточном ликвидационном балансе по состоянию на 10.08.2010.
ИФНС России по ОАО города Омска в апелляционной жалобе указало, что судом первой инстанции неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания в связи с необходимостью представления дополнительных документов.
Суд апелляционной инстанции отклоняет указанный довод подателя жалобы на основании следующего.
Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 158 АПК РФ, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
По смыслу названной нормы права, причина для отложения рассмотрения дела должна быть уважительной.
Податель жалобы указывает, что решением от 16.03.2011 N 442/1 назначена выездная налоговая проверка ООО "Старт" за период с 01.01.2010 по 31.12.2010, а в случае установления инспекцией задолженности ООО "Старт" по налогам перед бюджетом, данные промежуточного ликвидационного баланса будут являться недостоверными.
Указанные обстоятельства не могут являться уважительной причиной для отложения судебного заседания, так как в силу статьи 101 НК РФ налоговым органом может быть вынесено любое решение, а не только о наказании общества.
Кроме того, такое решение может быть обжаловано, в связи с чем вопрос о вступлении решения налогового органа в законную силу, неопределенный.
Более того, даже если налоговым органом будет принято решение о взыскании с общества налогов и оно вступит в законную силу, то срок уплаты наступит в будущем, следовательно, при составлении промежуточного баланса по состоянию на 10.08.2010 такие данные не могли учитываться.
Кроме того, из смысла законодательства о регистрации и ГК РФ следует, что сдача промежуточного ликвидационного баланса в Межрайонную ИФНС России N 12 по Омской области носит осведомительный характер и такой баланс инспекция не должна проверять.
При этом сдача промежуточного ликвидационного баланса не влечет ликвидацию организации, а само по себе выявление задолженности не ведет к ликвидации общества.
Кроме того, если кредиторы посчитают, что у общества недостаточно активов, то они могут обратиться с заявлением о ликвидации, в том числе и налоговый орган не лишен права обратиться с таким заявлением.
Иные доводы апелляционной жалобы, также отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку в обязанности налогового органа входит контроль за регистрацией, которые как указано ранее возложен на Межрайонную ИФНС России N 12 по Омской области. В то время как на ИФНС России по ОАО города Омска такие обязательства не возлагаются, в связи с чем она не имела права контролировать представление обществом промежуточного ликвидационного баланса, а именно правильность отражения имущества, оборотов и т.д.
Податель жалобы ссылается на защиту публичных интересов, однако ни в одном из федеральных законов не закреплено право ИФНС России по ОАО города Омска обращаться с подобными заявлениями в защиту публичных интересов, как предполагает статья 53 АПК РФ.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что, отказав в удовлетворении заявления ИФНС России по ОАО города Омска, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба ИФНС России по ОАО города Омска удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 14.07.2011 по делу N А46-4187/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шиндлер |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4187/2011
Истец: Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому административному округу г. Омска
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Омской области
Третье лицо: ООО "Старт"
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6975/11