г. Самара |
|
12 октября 2011 г. |
Дело N А65-14321/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Кольберг Н.В., с участием:
от Управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Прикамский отдел) - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от ООО "РЭМА-Транс Авто" - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 октября 2011 года апелляционную жалобу ООО "РЭМА-Транс Авто"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 августа 2011 года по делу N А65-14321/2011, судья Насыров А.Р., принятое по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Прикамский отдел), Республика Татарстан, г.Набережные Челны, к ООО "РЭМА-Транс Авто", ОГРН 1041616071023, Республика Татарстан, г.Набережные Челны,
о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Прикамский отдел) (далее - заявитель, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "РЭМА-Транс Авто" (далее - ООО "РЭМА-Транс Авто", общество) к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Решением суда от 02 августа 2011 года заявленные требования Управления государственного автодорожного надзора по Республике Татарстан Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Прикамский отдел) удовлетворены. ООО "РЭМА-ТрансАвто, привлечено к административной ответственности по ч.3 ст.14.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей на том основании, что материалами дела доказаны факт правонарушения и вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
В апелляционной жалобе ООО "РЭМА-Транс Авто" просит решение суда отменить, ссылаясь на малозначительность совершенного обществом правонарушения, возможность применения к нему административного наказания в виде предупреждения.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявителем в ходе внеплановой инспекторской проверки ООО "РЭМА - Транс Авто" по факту ДТП от 06 мая 2011 года с участием автобуса ПАЗ - 320530, регистрационный номер ВМ 105/16рус, на основании распоряжения N 197-р от 08 июня 2011 года, выявлено, что ООО "РЭМА - Транс Авто" осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) N АСС-16- 187894 от 19 октября 2009 года, выданной УГАДН по РТ ФСНСТ на срок действия до 11 ноября 2014 года. По результатам проверки составлен акт инспекторской проверки N 2405879 от 20 июня 2011 года, в котором отражены допущенные обществом нарушения.
Материалами дела подтверждается, что ООО "РЭМА - Транс Авто" не организовало деятельность по перевозке пассажиров с соблюдением требований, обеспечивающими безопасность перевозок пассажиров и соблюдение требований безопасности дорожного движения. Общество допустило нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных п.4б, 4в, 4г, 4д "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек", утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 года N 637 (далее - Положение о лицензировании).
В частности, обществом не организовано прохождение курса обучения и сдача квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе "Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах РФ" (механик Сахабиев И.А. квалификационным требованиям не соответствует), что свидетельствует о нарушении приказа Минтранса РФ от 22 июня 1998 года .N 75 "Об утверждении квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом", п.4д постановления Правительства РФ от 30 октября 2006 года N 637.
Обществом не организовано проведение обучения и аттестации должностных лиц, ответственных за обеспечение безопасности дорожного движения (механик Сахабиев И.А. по БД не аттестован.), чем нарушены приказ Минтранса и Минтруда РФ от 11 марта 1994 года N 13/11 "Об утверждении положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов", п.4г постановления Правительства РФ от 30 октября 2006 года N 637.
ООО "РЭМА - Транс Авто" не организовало обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работе на маршруте путем проведения инструктажей (журнал учета инструктажей отсутствует) в нарушение п.1 ст. 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п.2.2 приказа Минтранса РФ от 08 января 1997 года N2 "Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами".
ООО "РЭМА - Транс Авто" не организовало проведение ежегодного повышения профессионального мастерства водителей для обеспечения безопасности дорожного движения путем организации занятий необходимой периодичности, но не реже 1 раза в год (водители последнее обучение по соответствующей программе проходили в январе 2008 года). Тем самым обществом нарушены требования ч.1. ст.20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", п.2.2, 2.3.5 приказа Минтранса РФ от 08 января 1997 года N 2 "Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами".
Обществом не организовано своевременное техническое обслуживание автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами, (учет ТО не ведется, документы подтверждающих проведение ТО и Р отсутствуют) в нарушение ст.18 Федерального закона РФ от 10. декабря 1995 года N 196-ФЗ, п.3.2 приказа Минтранса РФ от 08 января 1997 года N 2 "Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами".
По выявленным нарушениям в отношении ООО "РЭМА - Транс Авто" уполномоченным должностным лицом Управления составлен протокол N 001877 от 20 июня 2011 года об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Согласно ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Руководствуясь ст.23.1 КоАП РФ, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое административным законом установлена ответственность.
Применительно к лицензируемым видам деятельности правила, указанные в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, определяются требованиями и условиями лицензирования, установленными конкретными положениями о лицензировании, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации. Неисполнение, ненадлежащее исполнение лицензиатом требований и условий лицензирования квалифицируются в качестве административного правонарушения в случаях, если ответственность за нарушение указанных требований и условий установлена КоАП РФ.
Согласно ст.2 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в редакции от 31 декабря 2005 года) лицензия - это специальное разрешение, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий.
Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В силу подпункта 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (не связанная с обеспечением собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В соответствии с подпунктами "б", "в", "г", "д" пункта 4 вышеозначенного Положения о лицензировании лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются: б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации.
На основании ч.1 ст.20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения; обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Как указано в п.2.2 Положения о обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами (утв. приказом Минтранса РФ от 08 января 1997 года N 2) к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей.
На основании п.2.3.5 данного Положения владельцы автобусов организуют проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства, включающие проверку знаний Правил дорожного движения, правил перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспорте, изучение типичных дорожно-транспортных ситуаций повышенной опасности, основ безопасного управления автобусом в сложных дорожных и метеорологических условиях, приемов оказания доврачебной помощи пострадавшим, порядка эвакуации пассажиров при дорожно-транспортном происшествии.
В соответствии с п.3.2 Положения владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
Материалами дела подтверждено осуществление обществом деятельности по перевозке пассажиров с нарушением условий и требований, установленных указанными выше законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для данного вида деятельности.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как видно из материалов дела, общество имело возможность для соблюдения лицензионных требований, однако не приняло необходимых мер для их выполнения.
При таких обстоятельствах в действиях ООО "РЭМА-Транс Авто" содержатся признаки вменяемого административного правонарушения.
С учетом того факт совершения административного правонарушения и вина общества материалами дела доказаны, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен с участием законного представителя ООО "РЭМА-Транс Авто". Срок давности привлечения к административной ответственности на момент привлечения к административной ответственности не истек.
При назначении административного наказания в соответствии с требованиями ст.4.1 и ч.2 ст.4.4 КоАП РФ суд первой инстанции учел характер совершенного административного правонарушения, то, что ранее ООО "РЭМА-Транс Авто" к административной ответственности не привлекалось. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не усмотрено.
Довод апелляционной жалобы о применении к нему административного наказания в виде предупреждения не принимается, поскольку данный вид наказания (предупреждение) не будет соответствовать совершенному обществом правонарушению, его характеру и степени общественной опасности. Суд первой инстанции назначил обществу наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.3 сит.14.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы о малозначительности допущенного им правонарушения отклоняются.
В соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из разъяснений п.18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Между тем доказательств того, что нарушение, допущенное обществом, носило исключительный характер, в материалы дела не представлено.
В соответствии с п.18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае в результате совершения обществом административного правонарушения возникла существенная угроза охраняемым общественным отношениям в области безопасности дорожного движения.
Добровольное устранение допущенных нарушений, на которое ссылается общество, не является обстоятельством, исключающим административную ответственность. В силу ч.1 ст.4.2 КоАП РФ данное обстоятельство может быть признано смягчающим административную ответственность. При назначении административного наказания оно учтено, поскольку штраф назначен в минимальном размере.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 02 августа 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Исходя из положений статей 204, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 августа 2011 года по делу N А65-14321/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "РЭМА-Транс Авто" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-14321/2011
Истец: Управление государственного автодорожного надзора по РТ ФСНСТ (Прикамский отдел), Управление государственного автодорожного надзора по РТ ФСНСТ (Прикамский отдел), г. Набережные Челны
Ответчик: ООО "РЭМА-Транс Авто", г. Набережные Челны
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10192/11