г. Самара |
|
12 октября 2011 г. |
Дело N А55-9197/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2011 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Кольберг Н.В., с участием:
от ООО "Электронная касса" - представителя Неретиной В.В. (доверенность от 13 июля 2011 года),
от Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области - представителей Косолапова И.Н. (доверенность от 13 июля 2011 года N 04-06/11374), Андреева Н.П. (доверенность от 20 мая 2011 года N 04-06/08266),
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 октября 2011 года апелляционную жалобу ООО "Электронная касса"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 августа 2011 года
по делу N А55-9197/2011, судья Селиваткин В.П.,
принятое по заявлению ООО "Электронная касса", ИНН 6318182995, г.Самара, к Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 28 апреля 2011 года N 14 о назначении административного наказания по ст.15.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Электронная касса" (далее - ООО "Электронная касса", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области (далее - налоговый орган) от 28 апреля 2011 года N 14 о назначении административного наказания по ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Решением суда от 18 августа 2011 года в удовлетворении заявленных требований ООО "Электронная касса" отказано в связи с тем, что в действиях общества содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст.15.1 КоАП РФ, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
В апелляционной жалобе ООО "Электронная касса" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на недоказанность факта совершения правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представители налогового органа возражали против удовлетворения апелляционной жалобы и просили оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области была проведена проверка ООО "Электронная касса" по вопросу полноты учета выручки, полученной с применением ККТ за период с 15 марта 2011 года по 31 марта 2011 года. В ходе проверки установлено нарушение обществом порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании за проверяемый период денежной наличности в сумме 80810 руб. По данному факту налоговым органом в отношении заявителя были составлены акт проверки N 144 от 19 апреля 2011 года, протокол об административном правонарушении N 14 от 19 апреля 2011 года по ст.15.1 КоАП РФ.
Согласно статье 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден решением Совета директоров Центрального Банка России от 22 сентября 1993 года N 40 (далее - Порядок).
В соответствии с п.13 Порядка прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.
Исходя из п.19 Порядка прием и выдача денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления.
Согласно п.3 Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятия должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Записи в кассовой книге ведутся в двух экземплярах через копировальную бумагу чернилами или триковой ручкой. Вторые экземпляры листов должны быть отрывными и служить отчетом кассира. Первые экземпляры листов остаются в кассовой книге. Первые и вторые экземпляры листов нумеруются одинаковыми номерами.
Пунктами 22 и 24 Порядка предусмотрено, что все поступления и выдача наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Таким образом, требования к порядку работы с денежной наличностью и к ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу поступивших денежных средств при надлежащем документальном оформлении каждой операции.
Основным критерием для установления факта неоприходования (неполного оприходования) денежной наличности в кассу является превышение фискальных данных отчетов контрольно-кассовых машин над данными бухгалтерского учета. Моментом начала и окончания совершения административного правонарушения в подобном случае является день получения выручки и неоприходование ее в кассу.
Из материалов дела следует, что в проверяемый период с 15 марта 2011 года по 31 марта 2011 года в конце каждого дня обществом не полностью оприходовалась в кассу денежная наличность, поскольку соответствующие суммы не отражены в бухгалтерских документах.
Согласно данным фискальных отчетов сумма выручки за проверяемый период составила 395 150 рублей. По данным кассовой книги сумма выручки, оприходованной в кассу, составила 314 340 рублей. В ходе сверки данных фискальных отчетов с данными приходных кассовых ордеров выявлено, что в кассу предприятия ежедневно оприходовалась выручка, не соответствующая фактическому поступлению. За проверяемый период в кассу предприятия не оприходована выручка в сумме 80 810 рублей.
Допущенное заявителем деяние образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ст.15.1 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что в его действиях отсутствует вина, так как неоприходование в кассу предприятия денежных средств произошло вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работником общества, не могут быть приняты, поскольку ответственность юридического лица является самостоятельной и не зависит от привлечения к административной ответственности его работника.
Вопреки требованиям пунктов 22 и 24 Порядка заявителем не были учтены все поступления и выдача наличных денег предприятия кассовой книге. Учитывая требования вышеуказанных пунктов, кассир общества ежедневно в конце рабочего дня должен был подсчитывать итоги операций за день, выводить остаток денег в кассе на следующее число и передаем в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Между тем факт неоприходования в кассу общества денежных средств был установлен налоговым органом в ходе проверки. Неоприходование в кассу предприятия денежных средств вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работником общества не является обстоятельством, освобождающим само общество от ответственности за административное правонарушение по ст.15.1 КоАП РФ.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства того, что заявитель принял все необходимые меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, в материалах дела отсутствуют.
Доводы заявителя о поломке терминала и перемещении сломанного терминала с находящимися в нем денежными средствами, в связи с чем они не могли быть оприходованы кассиром, не принимаются. Данное обстоятельство не снимает с общества обязанности по надлежащему оприходованию всех денежных средств, поступивших за операционный день, в том числе и тех, которые оказались в сломанных терминалах.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что представленные налоговым органом доказательства доказывают наличие в действиях заявителя административного правонарушения, предусмотренного ст.15.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Наказание в виде административного штрафа назначено обществу по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным.
Ссылка в апелляционной жалобе на решение Самарского районного суда г.Самара, принятое по жалобе директора ООО "ЭЛКА" на постановление налогового органа о назначении административного наказания, не принимается, поскольку данный судебный акт не имеет преюдициального значения для настоящего дела: предмет судебного разбирательства по этим делам различен, круг лиц, участвующих в деле, также разный.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 18 августа 2011 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Исходя из положений ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 августа 2011 года по делу N А55-9197/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Электронная касса" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-9197/2011
Истец: ООО "Электронная касса"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10250/11