г. Хабаровск |
|
12 октября 2011 г. |
N 06АП-4085/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т. Д.
судей Логвиненко С.А., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Тулучи-лес": Медведева Елена Алексеевна, представитель по доверенности от 03.02.2011 б/н;
от Управления лесами Правительства Хабаровского края: Ищенко Наталья Сергеевна, представитель по доверенности от 29.03.2011 N 10-30/2171
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления лесами Правительства Хабаровского края
на решение от 05.08.2011
по делу N А73-6667/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Ж.Г.Шестак
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Тулучи-лес"
к Управлению лесами Правительства Хабаровского края
об оспаривании постановления от 02.06.2011 N 80/40-11
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Тулучи-лес" (далее - общество, ООО "Тулучи-лес") обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с требованием признать незаконным и отменить постановление Управления лесами Правительства Хабаровского края (далее - административный орган, Управление) от 02.06.2011 N 80/40-11 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 05.08.2011 требование общества удовлетворено, постановление Управления лесами Правительства Хабаровского края от 02.06.2011 N 80/40-11 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с судебным актом, Управление обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указало на то, что административным органом приняты все меры для надлежащего извещения ООО "Тулучи-лес" о дате и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Управления поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Тулучи-лес" отклонила доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что Общество с ограниченной ответственностью "Тулучи-лес" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1022700711648, ИНН-2709008518.
25.10.2010 лесничим Тулучинского участкового лесничества КГУ "Тумнинское лесничество" была проведена проверка соблюдения ООО "Тулучи-лес" договорных обязательств (проверка текущей разработки лесосеки), в результате которой лесничим был составлен акт 18-Т от 25.10.2010, в котором отражены нарушения требований лесного законодательства, выразившиеся в том, что при разработке лесосеки ООО "Тулучи-лес" на основании договора аренды от 25.12.2008 N 0071/2008, лесной декларации от 09.12.2009 в квартале 122 выделах 18,19 деляне N 2 площадью 40 га Тулучинского участкового лесничества Тумнинского лесничества волока N 1, N 2, по которым осуществлялась трелевка древесины, фактически устроены в направлении с юго-востока на северо-запад, что не соответствует схеме расположения волоков, указанной в технологической карте, ширина магистрального волока "В" составила 14 м, ширина пасеки "С" составила 20 м.
Проверка проводилась в отсутствие представителя ООО "Тулучи-лес", который извещался о месте и времени проведения проверки извещением от 13.10.2010 по адресу: г. Хабаровск, ул. Постышева, д. 22, оф. 204. Согласно почтовой карточке о вручении, указанное извещение получено адресатом 19.10.2010.
По результатам проверки составлен акт проверки N 18-Т от 25.10.2010. Протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий в соответствии со статьей 27.8 КоАП РФ в присутствии двух понятых и представителя юридического лица при проведении проверки не составлялся.
11.05.2011 главным специалистом сектора административной работы отдела лесного контроля и надзора Коврежниковым А.В. на основании акта 18-Т от 25.10.2010 проверки соблюдения договорных обязательств (проверки текущей разработки лесосеки) в отношении ООО "Тулучи-лес", в присутствии представителя по доверенности Першина Н.П., составлен протокол N 81/59 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
02.06.2011 заместителем начальника отдела лесного контроля и надзора Степановым К.Ю. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в присутствии представителя ООО "Тулучи-лес" Першина Н.П., действующего на основании общей доверенности, вынесено постановление N 80/40-11 о привлечении ООО "Тулучи-лес" к административной ответственности по части 1 статьи 8.25 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд первой инстанции исходил из допущенных административным органом существенных нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, выразившихся в не извещении законного представителя общества о месте и времени составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 1.6. КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В силу положений части 1 статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные, прежде всего, устанавливаются протоколом об административном правонарушении. Использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
Частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ установлено обязательное составление протокола о совершении административного правонарушения (за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 КоАП РФ).
На основании положений частей 3, 4, 5 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе; им должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к нему. Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Сам по себе факт совершения административного правонарушения не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если в ходе производства по делу об административном правонарушении допущены существенные нарушения процессуальных требований.
Данная правовая позиция закреплена в положениях части 2 статьи 211 АПК РФ, а также нашла свое отражение в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
В частности, Пленум разъяснил, что при выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Такое процессуальное требование призвано обеспечить ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, так как именно при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, а также предоставляется право давать объяснения и делать замечания по содержанию протокола.
В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ).
Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим, судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является и его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Вместе с тем, КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания полномочий по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Как видно из Устава и решения единственного участника ООО "Тулучи-лес" от 22.02.2011, генеральным директором общества является Савчук Павел Анатольевич со сроком полномочий 1 год.
Между тем, при составлении протокола об административном правонарушении от 11.05.2011 N 81/59 присутствовал не законный представитель общества - генеральный директор Савчук П.А., а представитель общества Першин Н.П., действующий на основании общей доверенности от 11.05.2011.
Следовательно, не может быть признано надлежащим извещением и наличие доверенности у присутствовавшего при составлении протокола представителя Першина Н.П., поскольку доверенность носит общий характер и не позволяет убедиться в том, что генеральный директор общества направил своего представителя на участие именно в данном конкретном деле.
При этом судом первой инстанции установлено, что ООО "Тулучи-лес" о месте и времени составления протокола об административном правонарушении извещалось определением от 05.05.2011 о назначении времени и места составления протокола об административном правонарушении, направленным обществу по факсу 45-00-01. Однако, из пояснений представителя общества, данных в судебном заседании суда первой инстанции, следует, что на момент составления протокола данный факс обществу не принадлежал, а принадлежал ЗАО "Смена Трейдинг".
Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением, поэтому в зависимости от конкретных обстоятельств дела оно может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.).
Согласно части 3 статьи 75 АПК РФ документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также документы, подписанные электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или договором либо определены в пределах своих полномочий Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 75 АПК РФ письменные доказательства должны быть выполнены в такой форме, которая позволяет установить их достоверность.
Из материалов дела усматривается, что факсимильные отчеты об отправке не содержат информации о направляемом документе, а также не содержат сведений о лице, его передавшем и лице, его получившем, в связи с чем, данные отчеты правомерно признаны судом первой инстанции ненадлежащим доказательством извещения общества о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
ООО "Тулучи-лес", в свою очередь, отрицает факт получения извещения о дате и времени составления протокола об административном правонарушении по факсу.
В случае если заявитель утверждает, что не получил факсимильного уведомления, суд не имеет процессуальной возможности установить достоверность доказательств, представленных Управлением для подтверждения факта извещения общества о дате и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела об административном правонарушении.
Кроме того, доказательств извещения ООО "Тулучи-лес" о времени и месте совершения вышеуказанных процессуальных действий по его юридическому адресу (Хабаровский край, Ванинский район, п. Ванино, ул. Железнодорожная, д. 1), административным органом, в соответствии с требованием части 4 статьи 210 АПК РФ, в материалы дела не представлено.
Ссылка представителя административного органа на письмо ООО "Тулучи-лес" N 17 от 31.03.2011, в котором указаны сведения о юридическом лице, в том числе номер факса (42-12) 45-00-01, обоснованно не принят судом первой инстанции во внимание, поскольку предоставление обществом указанных сведений не освобождает административный орган от обязанности принимать все необходимые и достаточные меры для извещения лица о времени и месте совершения соответствующих процессуальных действий. Кроме того, данные сведения были представлены в административный орган 31.03.2011, то есть до изменения обществом юридического адреса.
Следовательно, административным органом не представлено ни одного надлежащим образом оформленного доказательства, бесспорно свидетельствующего о получении обществом информации о дате и времени составления протокола об административном правонарушении.
Поскольку протокол об административном правонарушении составлен с нарушением требований статьи 28.2 КоАП РФ, он не может быть принят во внимание в качестве доказательства правонарушения и, соответственно, не может служить основанием для привлечения общества к административной ответственности.
В связи с этим, суд апелляционной инстанции находит обоснованным вывод суда первой инстанции, что административным органом допущено существенное нарушение порядка привлечения общества к административной ответственности, которое является безусловным основанием для признания такого привлечения незаконным.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, пришел к обоснованному выводу о неправомерности привлечения общества к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.25 КоАП РФ.
При наличии таких обстоятельств у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.08.2011 по делу N А73-6667/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
С.А. Логвиненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6667/2011
Истец: ООО "Тулучи-лес"
Ответчик: Управление лесами Правительства Хабаровского края
Хронология рассмотрения дела:
12.10.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4085/11