г. Санкт-Петербург |
|
13 сентября 2011 г. |
Дело N А56-8930/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Савицкой И.Г., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Алыбиной Ж.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
(регистрационный номер 13АП-12740/2011)
ООО "СЕВЗАПТРАНС"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2011
по делу N А56-8930/2011 (судья Ульянова М.Н.), принятое
по заявлению ООО "СЕВЗАПТРАНС"
к Балтийской таможне
о признании незаконным решения об отказе в выпуске
при участии:
от заявителя: Шпак С.Ю. по доверенности от 11.01.2011,
от ответчика: Голубев А.А. по доверенности от 07.04.2011 N 0419/11767
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "СЕВЗАПТРАНС" (191036, г. Санкт-Петербург, Греческий проспект, 17, литер А, помещение 8Н, ОГРН 1089847175550, далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Балтийской таможни (198184, г. Санкт-Петербург, Канонерский остров, 32-А, ОГРН 1037811015879, далее - таможня, таможенный орган) от отказе в выпуске товаров, предъявленных к таможенному оформлению по декларации на товары N 10216100/250111/0005352.
Решением суда от 06.06.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить принятое по делу решение, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на то, что суд в нарушение статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ не дал оценку представленным заявителем доказательствам. Общество считает, что в материалы дела представлены доказательства, свидетельствующие о незаконности решения Таможни.
В судебном заседании представитель Общества доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель таможни возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 25.01.2011 в целях помещения товара "отходы и лом легированной стали в виде пластин, обломков, прутков, листов с фрагментами ржавчины" под таможенную процедуру экспорта, Общество подало в таможню декларацию на товары (далее - ДТ) N 10216100/250111/0005352.
В ходе проверки заявленных в ДТ сведений с использованием системы управления рисками таможенным органом выявлены признаки возможного правонарушения по информации Северо-Западной оперативной таможни, о чем Общество уведомлено 26.01.2011 (т. 1, л.д. 65).
В целях соблюдения условий выпуска товаров Обществу предложено представить обеспечение уплаты таможенных платежей в сумме 1 637 415,16 руб. (т. 1, л.д. 66).
Согласно докладным запискам от 26.01.2011 исполняющим обязанности начальника Турухтанного таможенного поста 26.01.2011 приняты два решения о продлении срока выпуска товара на 10 дней: "в соответствии со статьей 110 ТК ТС для проведения таможенного досмотра в соответствии с ПР 55/10000/110608/00230" и "в соответствии со статей 110 ТК ТС , п.п. 2 статьи 220 ФЗ 311-ФЗ от 27.11.2010 с целью определения классификации товара по ТН ВЭД". Постановлением от 28.01.2011 N 9/280111 таможней назначено проведение комплексной экспертизы. Таможенный досмотр и отбор проб товара с участием представителя Общества проведены 29.01.2011.
Поскольку Общество не исполнило требование о представлении обеспечения уплаты таможенных платежей, 04.02.2011 таможней в выпуске товара отказано на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 195 Таможенного кодекса Таможенного Союза (графа "С" спорной ДТ).
Полагая решение таможни об отказе в выпуске товаров по ДТ N 10216100/250111/0005352 незаконным, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что у таможни отсутствовали предусмотренные ТК ТС основания для выпуска товара.
Заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд апелляционной находит решение суда подлежащим отмене ввиду следующего.
Пунктом 1 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) установлено, что выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу пункта 4 статьи 196 ТК ТС сроки выпуска товаров могут быть продлены на время, необходимое для проведения или завершения форм таможенного контроля, с письменного разрешения руководителя (начальника) таможенного органа, уполномоченного им заместителя руководителя (начальника) таможенного органа либо лиц, их замещающих, и не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
Статьей 220 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что если иное не предусмотрено частью 9 статьи 232, частью 8 статьи 279 и частью 6 статьи 283 настоящего Федерального закона, выпуск товаров осуществляется в максимально короткие сроки, но не позднее установленных пунктом 1 статьи 196 Таможенного кодекса Таможенного союза. В указанные сроки таможенные органы при необходимости осуществляют проверку таможенной декларации, товаров и документов на них.
Продление сроков выпуска товаров в пределах 10 рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, на основании пункта 4 статьи 196 ТК ТС допускается исключительно в случаях:
- если в соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза и настоящего Федерального закона выпуск может быть осуществлен при условии предоставления декларантом обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов - до предоставления указанного обеспечения;
- если декларантом не представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений - до представления декларантом указанных документов либо письменного обращения в соответствии с частью 1 статьи 219 настоящего Федерального закона;
- проведения дополнительной проверки с целью определения классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности в соответствии с частями 9 и 10 статьи 106 настоящего Федерального закона - до окончания проверки;
- проведения дополнительной проверки в соответствии со статьей 69 Таможенного кодекса Таможенного союза - до предоставления соответствующего обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;
- запроса дополнительных документов и сведений в отношении товаров, сведения о которых заявлены в таможенной декларации, или проверки товаров в форме их таможенного досмотра в случаях выявления несоответствия сведений о декларируемых товарах в таможенной декларации сведениям, содержащимся в представленных документах, и (или) маркировке или другим сведениям на упаковке товаров, и (или) внешнему виду товаров, наличия предварительной информации о возможных нарушениях при таможенном декларировании, полученной от других контролирующих или надзирающих органов, а также в случае идентификации товаров как товаров, ввозимых в Российскую Федерацию или вывозимых из Российской Федерации с возможными нарушениями таможенного законодательства Таможенного союза, а также законодательства Российской Федерации о таможенном деле, указанными в части 1 статьи 162 настоящего Федерального закона - до получения запрошенных дополнительных документов или завершения таможенного досмотра товаров;
- представления письменного заявления декларанта о продлении срока выпуска товара в связи с необходимостью уплаты таможенных пошлин, паюсов, дополнительно начисленных в соответствии с решением таможенного органа - до уплаты таможенных пошлин, налогов.
Таможенный орган вправе продлить срок выпуска товаров по основаниям, указанным в пункте 4 части 2 настоящей статьи, если Таможенным кодексом Таможенного союза прямо не установлено, что выпуск товаров не осуществляется до проверки дополнительных документов и сведений, либо если предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары. Продление срока проверки товаров осуществляется при условии, что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них. Срок проверки товаров продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары.
В соответствии с требованиями подпункта 5 пункта 2 статьи 220 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" товар должен быть выпущен таможенном органом по окончании последнего таможенного досмотра, то есть не позднее 29.01.2011. Этот факт подтверждается отметками должностного лица таможни на акте таможенного досмотра и поручении на досмотр о времени начала и окончания таможенного досмотра.
26.01.2011 Обществу направлено уведомление со ссылкой выявленные признаки возможного правонарушения по информации СЗОТ и расчет суммы обеспечения уплаты таможенных платежей.
Действия должностных лиц таможенных органов регламентированы в Приказе ГТК РФ от 28.11.2003 N 1356 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров" (далее - Приказ N 1356).
Согласно пункту 45 Инструкции, если при проведении документального контроля выявлено несоответствие условиям выпуска товаров, уполномоченное должностное лицо выполняет действия, предусмотренные разделом V Инструкции. Уполномоченное должностное лицо по результатам проведения документального контроля и в случае выявления рисков докладывает начальнику таможенного поста либо лицу, им уполномоченному, о необходимости проведения таможенного досмотра (осмотра) товаров (если указание о проведении такого досмотра содержится в профиле риска) с указанием причин, его вида и объема, являющихся адекватными для проверки сведений, заявленных в таможенной декларации.
В разделе V Инструкции перечислены действия, которые должно совершить уполномоченное должностное лицо при несоблюдении условий выпуска товаров.
Так, согласно пункту 46 Инструкции при выявлении в результате проведения документального или фактического контроля несоблюдения условий выпуска товаров уполномоченное должностное лицо, проводящее документальный контроль, незамедлительно составляет и направляет декларанту уведомление в порядке и по форме, установленной иным нормативным правовым актом ГТК России. В уведомлении указывается, какие именно условия выпуска не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска.
В материалах дела имеются две докладные записки от 26.01.2011 о необходимости продления срока выпуска товаров с различными основаниями в одном случае, профиль риска 55/10000/110608/00230 (том 1 л.д. 64), в другом - определение классификационного кода по ТН ВЭД (том 2 л.д. 86).
Как пояснил представитель таможенного органа, в данном случае продление срока выпуска товара осуществлено с целью определения классификационного кода по ТН ВЭД.
Между тем, расчет размера уплаты таможенных платежей произведен по заявленному Обществом в спорной ДТ коду ТН ВЭД (7204290000) и ставке таможенной пошлины (15 %). Источник ценовой информации, а именно ГТД N 10216/221210/0047784, таможенным органом не представлен. При этом из расчета суммы обеспечения видно, что в качестве основы начисления указана сумма 12342924 руб., в то время, как Обществом заявлена таможенная стоимость 1426822,90 руб. Решение о корректировке таможенной стоимости таможней не принималось такое решение в материалах дела отсутствует.
Оценивая уведомление о предоставлении обеспечения уплаты таможенных платежей и расчет суммы обеспечения суд апелляционной инстанции усматривает, что таможенный орган не обосновал, обнаружение каких именно сведений или признаков, следующих из каких профилей риска (сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, признаков указывающих на то, что заявленные при декларировании товаров сведения, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов или на применение к товарам запретов или ограничений, а также мер валютного контроля, могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены), послужило основанием для проведения дополнительной проверки спорной ДТ и какие именно дополнительно запрошенные сведения были необходимы для соблюдения условий выпуска товаров.
Отказ в выпуске товаров по ДТ N 10216100/250111/0005352 формализован таможней путем записи должностного лица таможни в графе "C" указанной декларации, заверенных личной номерной печатью.
Пунктом 1 статьи 201 ТК ТС установлено, что при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 настоящего Кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 6 статьи 193 настоящего Кодекса и в пункте 2 настоящей статьи, таможенный орган не позднее истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Порядок оформления отказа в выпуске товаров определяется решением Комиссии Таможенного союза. Таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза, за исключением случаев, если, выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждении административного или уголовного дела, устранены; выявленные нарушения устранены, а декларируемые товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
В пункте 2 Инструкции о порядке оформления отказа в выпуске товаров, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 262 "О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров", прямо установлено, что при несоблюдении условий выпуска товаров, установленных пунктом 1 статьи 195 Кодекса, а также в случаях, указанных в пункте 2 статьи 201 Кодекса, должностное лицо таможенного органа не позднее истечения срока выпуска товаров, установленного пунктом 2 статьи 196 Кодекса, отказывает в выпуске товаров в письменной форме с указанием всех причин, послуживших основанием для такого отказа, и рекомендаций по их устранению.
Между тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо конкретные рекомендации Обществу по устранению нарушений таможенного законодательства, в нарушение указанных норм Таможенного кодекса Таможенного союза и Инструкции таможенным органом в решении об отказе в выпуске не приведены.
Материалами дела подтверждается, что предусмотренные статьей 201 Таможенного кодекса Таможенного союза основания для отказа Обществу в выпуске товаров отсутствовали, а потому решение таможенного органа, выраженное в виде записи "отказано в выпуске" в графе "C" ДТ N 10216100/250111/0005352, незаконно.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине, понесенные Обществом по платежным поручениям от 24.02.2011 N 55 на сумму 2000 руб. и от 29.06.2011 N 188 на сумму 1000 руб., за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций подлежат взысканию с Балтийской таможни.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 110, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.06.2011 по делу N А56-8930/2011 отменить.
Признать незаконным решение Балтийской таможни (198184, г. Санкт-Петербург, Канонерский остров, 32-А, ОГРН 1037811015879) об отказе в выпуске товаров, предъявленных обществом с ограниченной ответственностью "СЕВЗАПТРАНС" (191036, г. Санкт-Петербург, Греческий пр-кт, 17, литер А, помещение 8Н, ОГРН 1089847175550) по ДТ 10216100/250111/0005352.
Взыскать с Балтийской таможни (198184, г. Санкт-Петербург, Канонерский остров, 32-А, ОГРН 1037811015879) в пользу общества с ограниченной ответственностью "СЕВЗАПТРАНС" (191036, г. Санкт-Петербург, Греческий пр-кт, 17, литер А, помещение 8Н, ОГРН 1089847175550) расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций в размере 3000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8930/2011
Истец: ООО "СЕВЗАПТРАНС"
Ответчик: ГУ Балтийская таможня
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12740/11