Встанем на место инспектора
Реформа налогового администрирования продолжает "радовать" налогоплательщиков. Очередной сюрприз - общедоступные критерии, которые позволят организациям самостоятельно оценить свои шансы стать объектом выездной налоговой проверки, взглянуть на свой бизнес глазами инспекторов. Руководство ФНС связывает с ними большие надежды - поднять культуру налогоплательщиков, укрепить налоговую дисциплину и, соответственно, обеспечить рост налоговых поступлений за счет добровольного исполнения обязанностей налогоплательщиками. Сегодня мы рассмотрим эти 11 критериев.
Документ, которым утверждены критерии, - это концепция системы планирования выездных налоговых проверок (далее - Концепция), утвержденная Приказом ФНС РФ от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. В нем критерии только названы, а конкретизированы в цифрах*(1) - на сайте ФНС. Итак, к вам скоро придут инспекторы, если...
...Налоговая нагрузка ниже...
...Ее среднего уровня по виду экономической деятельности. В частности, для гостиниц и ресторанов налоговая нагрузка рассчитана налоговиками в размере 10,7%. Определить ее просто: достаточно разделить сумму уплаченных налогов на выручку организаций (по данным, представляемым в Росстат).
...Показываете убытки
Один из критериев - отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков в течение двух и более календарных лет. Налоговики признают, что убыточность деятельности в определенный период может быть вызвана объективными причинами. Более того, доля убыточных организаций на настоящий момент превышает 20%. Вместе с тем чиновники исходят из того, что цель деятельности коммерческой фирмы - извлечение прибыли. Деятельность с убытком лишена смысла. Поэтому они расценивают наличие убытка как признак сокрытия дохода, отношения организации к "теневому" сектору. Это уже повод более пристально изучить документы в рамках выездной проверки.
...Вычеты по НДС превышают...
...89% от суммы начисленного налога. Этот показатель нужно считать за 12 календарных месяцев. Таким образом, автоматически на мушку попадают организации, которые возмещают НДС из бюджета. Подобное усреднение (89%), и это признают налоговики, весьма формально. Предполагается, что в дальнейшем значение критерия будет дифференцировано по отраслям.
...Расходы растут быстрее доходов
В Концепции в качестве четвертого критерия назван опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). В уточненном виде (на сайте ФНС) он звучит иначе и (внимание!) применяется в отношении плательщиков налога на прибыль: несоответствие темпов роста расходов по сравнению с темпом роста доходов по данным налоговой отчетности с темпами роста расходов по сравнению с темпом роста доходов, отраженными в финансовой отчетности. Получается, организация должна сначала соотнести темпы роста расходов и доходов отдельно по данным налогового и бухгалтерского учета, а затем их сравнить. По задумке налоговиков, они должны совпасть. Если нет - ваши показатели соответствуют данному критерию и нужно готовиться к визиту инспекторов.
...Экономите на "зарплатных" налогах
В Концепции "узаконено" нарушение, за которое налогоплательщики уже давно негласно наказываются, - выплата низкой заработной платы. При этом чиновники не стали мелочиться и установили в качестве предельной величины не прожиточный минимум, а среднемесячную зарплату на одного работника по виду экономической деятельности в субъекте РФ. Это, по их мнению, станет дополнительным стимулом "обелить" зарплату работников. Узнать ее средний размер предлагается из нескольких источников:
- на сайтах территориальных органов Росстата (однако там размещена информация без детализации по видам деятельности);
- в статистических бюллетенях или по запросу в территориальном органе Росстата (это платное удовольствие);
- на сайтах управлений ФНС (например, на сайте УФНС по Москве мы нашли показатели за январь 2007 года - для московских гостиниц и ресторанов он составил 15 059,2 руб.).
...Применяете спецрежимы и находитесь "на грани"
Налоговым кодексом установлен ряд ограничений, только при соблюдении которых возможно применение специальных налоговых режимов. Например, для УСНО это доля участия других организаций (каждой - не более 25%), средняя численность работников (не более 100 чел.), остаточная стоимость ОС (не более 100 млн. руб.) и размер доходов (в 2007 году - не более 24,8 млн. руб.). Если контролируемый показатель несколько раз (два и более) в году приближается к минимально установленному размеру (на 5%), налоговики находят это подозрительным. Критичное приближение для доли участия - 23,75%, для численности - 95 чел., для стоимости ОС - 95 млн. руб., для дохода - 23,56 млн. руб. Однако неоднократность приближения показателей к предусмотренному пределу вряд ли можно применить к размеру доходов (так как он рассчитывается нарастающим итогом в течение года).
Соответствующие правила относятся и к плательщикам ЕНВД. Для предприятий общественного питания интересно одно из них - площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту организации общепита не должна превышать 150 кв. м. Неоднократное в течение года превышение площади показателя в 142,5 кв. м привлечет внимание налоговиков и послужит поводом для включения налогоплательщика в план выездных проверок. Особенно это нужно иметь в виду арендаторам помещений. Причем следует учесть и подход Минфина, согласно которому площадь расположенных рядом (в одном здании) залов обслуживания посетителей нужно суммировать (для исчисления ЕНВД), независимо от того, сколько договоров аренды заключено - один общий или на каждое помещение в отдельности*(2).
...Вы - ИП и показываете большие расходы
Седьмой критерий относится только к индивидуальным предпринимателям и ограничивает их профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ 83% от заявленных доходов. Фактически это ограничение минимальной рентабельности деятельности предпринимателя в 13,25%. Аналогичный критерий предусмотрен и для юридических лиц, причем по видам экономической деятельности. Чиновники обещают так же дифференцировать показатель и для предпринимателей.
...Вы используете "цепочки контрагентов", не имея деловой цели
Еще один критерий - построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без разумных экономических или иных причин. В этом случае налоговики будут руководствоваться Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53. В числе подозрительных операций чиновники называют, например, закупку ТМЦ у поставщика не напрямую, а через цепочку посредников-"однодневок". Заметим, что оценивать обоснованность налоговой выгоды налоговикам следует при анализе каждого из одиннадцати критериев - так предписано Концепцией.
...Вы не даете пояснений
Налогоплательщик попадет в поле зрения налоговиков, если не откликнется на письменное уведомление о вызове, которое направляется по результатам камеральной проверки, в случае если нужны пояснения по выявленным противоречиям, несоответствиям. Очевидно, включая в список этот критерий, налоговики преследовали цель "воспитать" налогоплательщиков, не желающих "идти на контакт" с инспекцией.
...Вы "мигрируете" между инспекциями
Налоговики заподозрят, что организация пытается уклониться от выездной проверки и от уплаты налогов, если при проведении такой проверки она представляет в регистрирующий орган заявление о госрегистрации изменений в учредительных документах, касающихся ее места нахождения, если это повлечет снятие с налогового учета и постановку на учет в другой инспекции. Беспрепятственно осуществить такой маневр можно только один раз за всю "жизнь" фирмы. Если применить его несколько раз, выездную проверку проведут обязательно.
...Рентабельность мала
Данный критерий касается плательщиков налога на прибыль и ограничивает минимальный размер рентабельности продаж и активов организации по видам экономической деятельности. По результатам 2006 года, на которые нужно ориентироваться в 2007 году, рентабельность продаж для гостиниц и ресторанов составляет 16,3%, активов - 12,6%. В качестве критичного принимается отклонение в сторону уменьшения от среднеотраслевого показателя на 10% и более.
Итак, если налогоплательщик внял словам налоговиков, проанализировал свою деятельность на предмет соответствия названным критериям и выявил, что соблюдал все предписания, он может считать себя застрахованным от визита инспекторов. Однако это не совсем так. Анализ общедоступных критериев - это лишь этап процедуры отбора налогоплательщиков для включения их в план выездных проверок. Важнейшей составляющей является анализ всей имеющейся информации о налогоплательщике (данные от органов власти и местного самоуправления, сведения, полученные в процессе налогового контроля). Как указано в Концепции, в первую очередь включаются в план проверок налогоплательщики, в отношении которых есть сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения и минимизации налоговых обязательств. В документе также названы уровни анализа, который будут проводить чиновники: начиная с мониторинга динамики налоговых начислений и полноты уплаты налогов, заканчивая анализом факторов формирования налоговой базы.
Если по результатам собственно исследования налогоплательщик попал в зону риска, у него есть возможность исправить ситуацию, скорректировав налоговые обязательства (показав доход, повысив зарплату) и почувствовав преимущества самостоятельного выявления и исправления допущенных ошибок. Именно на такой эффект рассчитывали налоговики, разрабатывая Концепцию.
Если же налогоплательщик не идет навстречу чиновникам и не исправляет свою отчетность, налоговики, скорее всего, посетят его, но несоответствие критериям вовсе не означает, что налоги будут гарантированно доначислены. Как успокаивает руководство ФНС, критерии нельзя расценивать как основания для доначисления налогов. Единственная причина для этого - нарушение налогового законодательства.
И.В. Емельянова
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 7, июль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) По сообщению ФНС, числовые показатели разработаны на основе статистических данных и результатов налогового контроля последних лет. Предполагается, что они будут ежегодно обновляться.
*(2) Письмо Минфина РФ от 22.05.2007 N 03-11-04/3/167.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"