Страховое обеспечение при несчастных случаях на производстве
В организациях с работниками могут происходить несчастные случаи на производстве. Эти события подлежат расследованию, а работнику полагается страховое обеспечение. В статье рассмотрены виды обеспечения, порядок их расчета, источники финансирования, а также роль работодателя в страховом обеспечении пострадавшего сотрудника.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных данным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Согласно ст. 8 данного закона пострадавший от несчастного случая на производстве может рассчитывать на следующие обеспечения по страхованию:
- пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи с наступлением страхового случая;
- единовременные и ежемесячные страховые выплаты застрахованному лицу либо лицам, имеющим право на получение этих выплат в случае его смерти;
- оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.
Обеспечение по страхованию получают застрахованные лица, которыми признаются:
- физические лица, подлежащие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с п. 1 ст. 5 данного закона, то есть выполняющие работу на основании трудового либо гражданско-правового договора (если в соответствии с договором страхователь обязан уплачивать в ФСС страховые взносы);
- физические лица, получившие повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности.
Финансирование. Согласно п. 7 ст. 15 Закона N 125-ФЗ обеспечение по страхованию застрахованному лицу выплачивается страховщиком, то есть ФСС. Исключение - оплата пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи с наступлением страхового случая, и отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, которую производит организация и засчитывает в счет уплаты страховых взносов в ФСС. Для назначения страховщиком обеспечения по страхованию ему необходимо представить заявление застрахованного лица (его доверенного) или лица, имеющего право на его получение, и документы (их копии), определяемые страховщиком для каждого страхового случая, среди них выделяют акт о несчастном случае на производстве (п. 4 ст. 15 Закона N 125-ФЗ).
Пособие по временной нетрудоспособности, выдаваемое
в связи с несчастным случаем
Порядок расчета. Согласно ст. 9 Закона N 125-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности, предусмотренное при несчастном случае на производстве, выплачивается до выздоровления работника либо установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100% среднего заработка, исчисленного согласно Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ) (не зависит от трудового и страхового стажа работника).
В пункте 2 ст. 1 Закона N 255-ФЗ указано, что его ст. 14, устанавливающая порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности, распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, и применяется в части, не противоречащей нормам Закона N 125-ФЗ. Вследствие этого рассматриваемое пособие рассчитывается исходя из среднего заработка за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности. Путем деления этого заработка на количество календарных дней, приходящихся на период, за который он был исчислен, получают средний дневной заработок. Так как среднедневной заработок учитывается в размере 100%, его размер равен дневному пособию. Величина пособия по нетрудоспособности определяется как произведение дневного пособия и количества календарных дней, приходящихся на период нетрудоспособности.
Особенности исчисления пособия. Из пункта 7 ст. 14 Закона N 255-ФЗ следует, что особенности порядка исчисления пособия определяются Правительством РФ, а так как в первом полугодии 2007 года правительство этот порядок не утвердило, возникал вопрос о том, какие выплаты и как включаются в средний заработок для расчета пособия. В пункте 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ уточнено, что в средний заработок включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по ЕСН, зачисляемому в ФСС. При этом согласно Письму Роструда РФ от 13.02.2007 N 317-6-1, так как порядок учета премий и вознаграждений при расчете среднего заработка после вступления в силу с 06.10.2006 новой редакции Трудового кодекса не изменился, применяется п. 14 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы*(1). При этом данный документ в отношении перечня выплат, учитываемых в составе среднего заработка, необходимо было применять с учетом положений Закона N 255-ФЗ, позволяющего учитывать только те выплаты, которые включаются в базу, облагаемую ЕСН, зачисляемым в ФСС.
В конце первого полугодия 2007 года появился долгожданный документ - Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию*(2) (далее - Положение об особенностях порядка исчисления пособий). Изложенный в нем порядок исчисления применяется в отношении пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем с учетом требований Закона N 125-ФЗ. Положение об особенностях порядка исчисления пособий вступило в силу с даты официального опубликования (опубликован в "Российской газете", N 128, 19.06.2007) и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2007. Вследствие этого работодателям необходимо с начала года пересчитать пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем. Если новая сумма пособия окажется больше, необходимо подать в ФСС соответствующие документы.
Согласно ст. 13 Закона N 255-ФЗ если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, то пособия по временной нетрудоспособности назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем. Так как данная норма не противоречит Закону N 125-ФЗ, она распространяется на пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем. К данному вводу пришел Минздравсоцразвития в Письме от 24.04.2007 N 3311-ЛГ: для назначения и выплаты пособия в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием в указанном выше размере (100% среднего заработка. - Прим. автора) по всем местам работы независимо от того, где произошел страховой случай, не имеется препятствий.
Основанием для назначения данного пособия является больничный лист. Новая форма его бланка утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.03.2007 N 172, которым разрешено использовать наряду с новыми бланки старого образца, имеющиеся в медицинских организациях.
Необходимо обратить внимание на риск, связанный с ошибочным признанием травмы производственной. Дело в том, что данное пособие работодатель выплачивает самостоятельно, а потом ФСС будет возмещать расходы. Если фонд не признает травму производственной, это будет обычное пособие по нетрудоспособности. В этом случае выплаченное пособие по нетрудоспособности, превышающее за календарный месяц максимальный размер, определенный в сумме 16 125 руб. (п. 1 ст. 13 Федерального закона N 234-ФЗ*(3), фонд возмещать не будет.
Федеральный арбитражный суд ВВО рассмотрел спор между организацией и ФСС по квалификации травмы и принял решение в пользу последнего. Суд отметил, что страховой случай с работником Банка России произошел при отсутствии перечисленных признаков, то есть не является несчастным случаем на производстве. Таким образом, размер пособия по временной нетрудоспособности в рассматриваемом случае должен определяться в общеустановленном порядке с учетом ограничений (Постановление от 13.10.2006 N А29-3922/2006а).
Финансирование пособия. Пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве полностью выплачивается за счет средств ФСС. Федеральным законом о бюджете ФСС РФ на 2007 год его максимальный размер не установлен, то есть не ограничен.
Пунктом 1 ст. 15 Закона N 125-ФЗ определено, что назначение и выплата данного пособия осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию. Согласно п. 10 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования*(4) выплата застрахованным лицам обеспечения по страхованию производится страхователем в счет начисленных страховых взносов, а при недостаточности у него средств на выплату застрахованным обеспечения по страхованию, в том числе если расходы на указанную выплату превышают сумму начисленных страховых взносов, он обращается за возмещением недостающих средств к страховщику, который перечисляет ему недостающую сумму в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность страховщика.
Страховые выплаты
Единовременные и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются застрахованному, если вследствие несчастного случая на производстве он утратил профессиональную способность, либо лицам, имеющим право на их получение, если в результате несчастного случая наступила смерть застрахованного (ст. 10 Закона N 125-ФЗ).
Единовременная страховая выплата. Согласно ст. 11 данного закона ее размер определяется исходя из степени утраты профессиональной трудоспособности, устанавливаемой учреждением медико-социальной экспертизы, и максимальной суммы, которая на 2007 год утверждена ст. 15 Федерального закона о бюджете ФСС РФ на 2007 год в размере 46 900 руб. В случае смерти застрахованного лица размер единовременной выплаты не уменьшается.
Ежемесячные страховые выплаты. Они выдаются:
- застрахованному лицу в течение периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности со дня, когда учреждением медико-социальной экспертизы был установлен факт ее утраты (исключая период, за который было назначено пособие по временной нетрудоспособности);
- в случае смерти застрахованного лица - лицам, имеющим право на их получение, со дня его смерти, но не ранее приобретения права на их получение, например, несовершеннолетним - до достижения ими возраста 18 лет; учащимся старше 18 лет - до окончания учебы по очной форме обучения, но не более чем до 23 лет; женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, - пожизненно; инвалидам - на срок инвалидности.
Выплата определяется как доля среднемесячного заработка застрахованного, исчисленная согласно степени утраты профессиональной трудоспособности. Ее максимальный размер для пособий, исчисленных в 2007 году, не может превышать 36 000 руб. в соответствии со ст. 16 Федерального закона о бюджете ФСС РФ на 2007 год.
Согласно ст. 14 Закона N 125-ФЗ если возникновению или увеличению вреда, причиненного здоровью застрахованного, содействовала его грубая неосторожность, то размер ежемесячных страховых выплат уменьшается исходя из степени его вины, но не более чем на 25%. Степень вины устанавливается комиссией по расследованию страхового случая в процентах и указывается в акте о несчастном случае. В случае смерти застрахованного размер ежемесячной страховой выплаты не уменьшается.
Оплата дополнительных расходов
К обеспечению по страхованию от несчастных случаев относятся дополнительные расходы, связанные с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, например:
- на его лечение, осуществляемое на территории РФ непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;
- на медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги;
- на приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;
- на изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и протезов;
- на профессиональное обучение (переобучение).
Оплату дополнительных расходов осуществляет ФСС, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованное лицо, в соответствии с программой реабилитации, нуждается в данных видах помощи, ухода, обеспечения. Исключение составляет оплата расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, для которого не нужно заключение медико-социальной экспертизы. Для целей оплаты данных расходов нужно руководствоваться Положением об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний*(5) (далее - Положение об оплате дополнительных расходов).
О принятом решении об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного лица, а также расходов на лечение застрахованного лица непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, либо об отказе в оплате данных расходов ФСС в течение трех дней с даты принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме застрахованному лицу (его доверенному лицу), медицинской организации и страхователю. В случае отказа в оплате сообщаются его причины.
Возмещение расходов на лечение застрахованного лица непосредственно
после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве
Этот вид расходов будет интересен работодателям, так как они нередко оплачивают расходы медицинского учреждения по лечению сотрудника, которые им возмещает ФСС. При этом в ФСС нужно представить необходимые документы и доказать, что фонд должен возместить эти расходы. Иногда возникают споры, решаемые в суде. Кроме того, если несчастный случай произошел по вине работодателя, оплату лечения фонд возмещать не будет.
Согласно п. 6 Положения об оплате дополнительных расходов решение об оплате расходов на лечение застрахованного лица непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве принимается ФСС на основании представляемых страхователем извещения о тяжелом несчастном случае на производстве, произошедшем с застрахованным лицом, акта о его расследовании с прилагаемыми к нему документами и материалами расследования. Среди документов, прилагаемых к данному акту, в том числе, медицинское заключение о характере и степени тяжести повреждения здоровья застрахованного лица врачебной комиссии медицинской организации, осуществляющей лечение застрахованного лица.
Постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 N 73 утверждены формы документов, необходимые для расследования и учета несчастных случаев на производстве, а также Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях. Отнесение несчастного случая к категории тяжелого осуществляется врачебной комиссией медицинской организации в виде медицинского заключения (п. 15 Положения об оплате дополнительных расходов). Пунктом 2 Порядка организации деятельности врачебной комиссии*(6) указано, что врачебная комиссия создается в медицинских организациях с целью принятия решений по вопросам диагностики, лечения, реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, иным медико-социальным вопросам, а также осуществления контроля качества и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе оценки обоснованности и эффективности назначения лекарственных средств.
В пункте 12 Положения об оплате дополнительных расходов сказано, что оплате подлежат расходы на лечение застрахованного лица при:
- оказании стационарной медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной специализированной медицинской помощи) при лечении последствий тяжелых несчастных случаев на производстве;
- оказании амбулаторно-поликлинической помощи, предоставляемой после оказания стационарной помощи либо медицинской реабилитации, как в поликлинике, так и на дому, а также в дневных стационарах;
- осуществлении медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, после оказания стационарной либо амбулаторно-поликлинической помощи в период временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты трудоспособности.
Работодатель, оплатив медицинской организации расходы на лечение сотрудника, иногда только через суд может получить от ФСС возмещение своих затрат. Например, ФАС УО рассмотрел ситуацию, когда работник строительной организации 05.08.2004 в результате падения стеклопакетов на строительной площадке получил тяжелую травму, признанную производственной, а несчастный случай заключением ФСС квалифицирован как страховой. Клиническая больница оказала ему высококвалифицированные медицинские услуги, в том числе оперативного лечения, которые организация оплатила в полном объеме. Суд указал, что оперативное лечение непосредственно связано со страховым случаем и является продолжением лечения, начатого в отношении данного лица 05.08.2004, поэтому расходы организации на указанное лечение являются составной частью оплаты расходов на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, которые ФСС должна возместить работодателю (Постановление от 20.10.2005 N Ф09-4579/05-С1).
Виновник несчастного случая на производстве - работодатель. Если, например, работодателем не были обеспечены безопасные условия, ФСС не будет оплачивать лечение пострадавшего. Статьей 212 ТК РФ указано, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя. Согласно ст. 66 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан*(7) в случае причинения вреда здоровью граждан виновные обязаны возместить потерпевшим ущерб в объеме и порядке, установленных законодательством. Статьей 67 этого документа уточнено, что средства, затраченные на оказание медицинской помощи гражданам, потерпевшим от противоправных действий, взыскиваются с организаций, ответственных за причиненный вред здоровью, в пользу учреждений государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения, понесших расходы.
Согласно ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что он возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления либо на ином законном основании. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично, если, например, грубая неосторожность потерпевшего способствовала возникновению или увеличению вреда. Вред, возникший вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Следовательно, организации по факту несчастного случая необходимо определить виновного и степень его вины. Если виноват работодатель, ему придется возместить расходы медицинского учреждения, связанные с лечением пострадавшего.
Не обеспечены безопасные условия труда: ФАС ВВО рассмотрел ситуацию, когда на производстве организации произошел несчастный случай с работником. Согласно акту о расследовании группового несчастного случая и акту о несчастном случае на производстве данное событие произошло по причине неправильной сборки схемы прибора М-830В для измерения напряжения, а также в связи с привлечением к оперативной работе лица административно-технического персонала. То есть работодатель не обеспечил безопасных условий труда своим работникам, что привело к несчастному случаю на производстве. Пострадавший был доставлен в клиническую больницу скорой медицинской помощи, где ему оказали соответствующую помощь. Больница предъявила организации к оплате счет-фактуру.
Суд отметил, что из смысла статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации вытекает, что действия работодателя в случае необеспечения безопасных условий и охраны труда в организации являются противоправными. Поэтому организация обязана была оплатить счет медицинского учреждения (Постановление от 15.08.2006 N А82-8393/2005-38).
Федеральный арбитражный суд СЗО признал вину работодателя в несчастном случае, выразившуюся в необеспечении безопасности условий труда и отсутствии контроля соблюдения правил техники безопасности. Доводы организации о том, что экстренная помощь оказывается при состояниях, угрожающих жизни и здоровью, безотлагательно и бесплатно - за счет средств бюджетов разных уровней и средств обязательного медицинского страхования, судом также были проверены. Оплатить лечение обязан работодатель (Постановление от 17.08.2004 N А13-2820/04-20).
Несчастный случай произошел во время следования по служебным делам. ФАС ВВО рассмотрел следующую ситуацию. Завхоз получил травму во время следования по служебным делам в город на автомобиле, принадлежащем работодателю. Причиной, приведшей к получению травмы, явилось нарушение водителем правил дорожного движения. Суд признал, что несчастный случай имеет производственный характер, и ответственность за него несет работодатель (Постановление от 06.02.2006 N А82-14770/2004-2).
Налогообложение страхового обеспечения
Пособие по временной нетрудоспособности
в связи с несчастным случаем
Налог на доходы физических лиц. Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособия по временной нетрудоспособности. Ввиду отсутствия ссылки на пособие, назначаемое в связи с нечастным случаем, не ясно, распространяется ли на него данное исключение из п. 1 ст. 217 НК РФ? По нашему мнению, нет, так как пособие по временной нетрудоспособности и пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем - независимые пособия.
Такой же позиции ранее придерживалось финансовое ведомство в Письме от 06.09.2006 N 03-05-01-04/263. Позднее оно изменило свою позицию (см. Письмо от 05.04.2007 N 03-04-06-01/111): в число доходов, не облагаемых налогом на доходы физических лиц, не включены пособия по временной нетрудоспособности, в том числе в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием. Таким образом, суммы пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемые работодателем в связи с несчастным случаем на производстве, подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. Аналогичная позиция представлена в Письме ФНС РФ от 16.03.2007 N 04-1-02/193. В Письме Минфина РФ от 21.02.2007 N 03-04-06-01/47 уточнено, что его ранее изданные разъяснения по данному вопросу не применяются.
Единый социальный налог. Пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве не облагаются ЕСН в силу пп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ, который освобождает от обложения государственные пособия, в том числе пособие по временной нетрудоспособности.
Страховые выплаты и оплата дополнительных расходов
Как мы указали, выплата обеспечения по страхованию, в том числе единовременных и ежемесячных страховых выплат, а также оплата дополнительных расходов работника осуществляется ФСС, следовательно, вопросы их обложения НДФЛ и ЕСН организацию, за некоторым исключением, не затрагивают.
В.В. Никитин,
редактор журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 14, июль 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 11.04.2003 N 213.
*(2) Постановление Правительства РФ от 15.06.2007 N 375.
*(3) Федеральный закон от 19.12.2006 N 234-ФЗ "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год".
*(4) Постановление Правительства РФ от 02.03.2000 N 184.
*(5) Постановление Правительства РФ от 15.05.2006 N 286.
*(6) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.03.2007 N 170.
*(7) Утверждены ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"