В расходы по налогу на прибыль можно включить только обоснованные затраты, произведенные в целях получения доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ). При оценке обоснованности таких затрат налоговые работники проверяют в том числе и цену товаров. Порядок определения цены товаров для целей налогообложения установлен ст. 40 НК РФ, которая содержит закрытый перечень случаев, когда может быть проверена правильность цен по заключенным сделкам. Но применяется ли этот перечень при проверке обоснованности затрат организации?
Проверка соответствия цены сделки уровню рыночных цен по своей сути является одним из методов контроля. НК РФ не содержит запрета на его применение при проверке обоснованности затрат, т.е. в принципе инспектор, проверяющий обоснованность расходов организации, может не согласиться с договорной ценой. Однако при определении рыночной цены следует руководствоваться ст. 40 НК РФ, согласно которой проводить проверку цены можно лишь в строго ограниченных случаях, перечисленных в п. 2 ст. 40 (по сделкам между взаимозависимыми лицами, товарообменным и внешнеторговым сделкам, а также при отклонении цены более чем на 20% по идентичным сделкам, заключенным этим же налогоплательщиком за непродолжительный период времени). Таким образом, если налогоплательщик не совершает сделки, соответствующие перечисленным условиям, то налоговый инспектор не вправе начинать проверку цены товаров (работ, услуг) на предмет ее соответствия рыночному уровню.
Но даже если организация совершает сделки, дающие основания для применения ст. 40 НК РФ, определить рыночные цены в отношении произведенных расходов все равно не получится. Дело в том, что данная статья применяется лишь для определения цены реализуемых, а не приобретаемых товаров (работ, услуг) (пп. 9, 10 и 13 ст. 40 НК РФ). Так, в п. 9 говорится о том, что при определении рыночной цены учитывается информация о тех сделках с идентичными товарами (работами, услугами), которые заключены на момент реализации товара, цена на который проверяется. В п. 10 указано, что рыночная цена товаров, реализуемых продавцом, определяется исходя из цены дальнейшей перепродажи товара покупателем.
Таким образом, правила, по которым налоговые органы могут определить рыночную цену товара, рассчитаны именно на случаи, когда проверка проводится у продавца этого товара, а не покупателя. Следовательно, НК РФ не содержит механизма проверки расходов организации на предмет их соответствия уровню рыночных цен. Поэтому уменьшать расходы организации только на том основании, что они не соответствуют уровню рыночных цен, налоговая инспекция не имеет права. Заметим, что подобной же трактовки ст. 40 НК РФ придерживаются и суды. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18.10.04 г. N А56-4904/04 отмечено, что положения п.п. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ касаются налогоплательщиков, реализующих товары (работы, услуги), и не регулируют вопросы, связанные с проверкой налоговыми органами соответствия рыночных цен, установленных поставщиками товаров (работ, услуг), и примененных при реализации товаров покупателям-налогоплательщикам. Суд признал незаконной проверку на соответствие уровню рыночных цен, по которым организация приобретала материалы.
А. Смирнов,
юрист
26 июля 2007 г
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 30, июль 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71