Безрегрессный факторинг: динамичное развитие бизнеса
Сейчас в нашей стране существует два вида факторинга, принципиально отличающиеся теми отношениями, которые в результате выстраиваются с клиентами факторов (компаний). Первый вид - так называемый регреccный факторинг. В этом случае фактор выполняет свою ключевую роль, пополняя оборотный капитал компании-клиента, но при этом ответcтвенноcть за погашение платежа с нее не снимается. Эксперты указывают на то, что регрессный факторинг, в сущности, представляет собой разновидность краткосрочного финансирования. Факторинг с регрессом - это продукт для тех клиентов, которые уверены в своих покупателях и поэтому не видят смысла платить повышенную комиссию за дополнительные услуги безрегрессного факторинга. Кроме того, факторинг с регрессом (или частичным регрессом) предусматривает и финансирование поставок, и управление дебиторской задолженностью.
Безрегрессный факторинг характеризуется тем, что фактор полностью берет на себя все риски, связанные с погашением дебиторской задолженности. В этом случае он занимается и изучением кредитной истории клиента, и управлением дебиторской задолженностью, а также выполняет ряд специфических действий, например начисляет штрафы за задержку платежа. Таким образом, обеспечение хорошего финансового "самочувствия" компании, работающей по схеме безрегрессного факторинга, неразрывно связано с риском невозврата средств, поэтому необходимо совершенствовать технологии их минимизации.
В целях снижения возможных финансовых потерь банк может обратиться к услугам страховой компании. Это означает неизбежный рост стоимости факторинга и увеличение сроков рассмотрения обращения клиента. Как правило, банки предоставляют услуги безрегрессного факторинга давним и надежным клиентам, в платежеспособности дебиторов которых они имели возможность убедиться. Услуги факторинга без регресса оказались гораздо более приемлемыми для специализированных факторинговых компаний, которые активно осваивают эту нишу. Впрочем, есть и другая, не менее значимая, "линия водораздела" между этими двумя продуктами.
Как отмечают эксперты, преобладание в той или иной стране регрессного или безрегрессного факторинга напрямую зависит от степени развития индустрии кредитного страхования. Например, "Эксперт РА" приводит данные о том, что в Великобритании практически все компании еще до появления факторинга пользовались услугами кредитных страховщиков, и предложение покрытия кредитных рисков оказалось невостребованным. В то же время в Италии доля безрегрессного факторинга составляет 64%, во Франции - 55%, а в Болгарии - 90%. В России сейчас наблюдается тенденция все более четкого отграничения тех или иных факторинговых услуг, прежде всего благодаря специализированным факторинговым компаниям.
Доля безрегрессного факторинга в России растет. По данным "Эксперта РА", по объему уступленных денежных требований доля этой услуги составила 9,6% по итогам 2006 г. (в 2005 г. - 6,7%), а по числу сделок - 11,8% (4,7% - в 2005 г.). Более половины этого рынка в России приходится на две компании (общее число игроков - 11). Лидером, по данным статистики, является "Еврокоммерц": объем денежных требований, уступленных фактору по договорам безрегрессного факторинга, за первое полугодие 2006 г. составил 12,196 млрд руб. Для сравнения: общий объем по всем игрокам - около 27 млрд руб. Темпы роста по объему сделок за 2006 г., показанные "Еврокоммерц", вышли на отметку в 650%. Показательно, что 8 из 11 компаний и банков, предоставляющих такую услугу, за 2006 г. значительно увеличили клиентскую базу, причем у некоторых рост составил несколько сот процентов.
Безрегрессный факторинг, по мнению экспертов, способствует динамичному и активному развитию малого и среднего бизнеса в России - цели, без которой само существование игроков факторингового рынка было бы невозможно, за исключением банков, ориентированных на крупные компании.
В свою очередь в стране становится все больше факторов, готовых принимать на себя кредитные риски и заниматься "полным факторингом". По оценкам аналитиков, это является следствием того, что факторинговые компании разрабатывают и применяют методики, позволяющие оценивать риски по все большему числу компаний. Следует отметить, что это не только и не столько классический кредитный анализ финансового состояния, сколько скоринговые методики оценки.
Скоринг представляет собой математическую или статистическую модель, с помощью которой на основе кредитной истории прежних клиентов определяется, насколько велика вероятность, что потенциальный заемщик будет кредитоспособен. Есть ограничения, например, касающиеся неприемлемости рисков по государственным компаниям или по регионам, в которых трудно провести мониторинг платежеспособности. Главное - апробированы методы, которые близки к страхованию кредитных рисков и взяты на вооружение факторинговыми компаниями. "Разработанность методик оценки компаний-поставщиков и компаний-покупателей даст дополнительный импульс развитию "полного" факторинга", - было отмечено в прошлогоднем исследовании рынка "Эксперта РА". Сейчас данный вывод с учетом стремительного развития этого бизнеса стал еще более актуален.
Механизм риск-менеджмента пояснил президент факторинговой компании "Еврокоммерц" Григорий Карповский: "За более чем шестилетнюю историю работы на факторинговом рынке нам удалось собрать уникальную базу данных по компаниям, их торговым отношениям и репутации. В результате сейчас мы имеем систему оценки, близкую к скорингу. Благодаря этой системе мы смогли предоставить клиентам возможность самостоятельно принимать решение об условиях финансирования: объемах, сроках, цене.
Таким образом, вся технология предоставления факторингового финансирования выглядит следующим образом: клиент сам принимает решение о том, сколько денег, в какой срок и по какой цене он хочет от нас получить, а факторинговой компании на основании существующей системы остается лишь проверить достоверность сведений, предоставленных клиентом. Если клиент предоставляет правдивую информацию - мы начинаем работать, с клиентами, предоставляющими заведомо ложную информацию, мы не работаем. Финансовое состояние компании клиента нас интересует гораздо меньше, чем его честность и желание развиваться".
Важно отметить, что убытки факторов от неплатежей дебиторов пока крайне малы: сами дебиторы, как правило, не задерживают платежи на чрезмерно большие сроки, поскольку ориентированы на длительные поставки товара.
Ведущие игроки на рынке факторинга осознают растущий спрос на безрегрессный факторинг и стремятся всячески ему соответствовать. Кроме того, налицо и встречное движение в сторону безрегрессного факторинга со стороны клиентов, которым эта услуга дает возможность и снять с себя риски, и уменьшить дебиторскую задолженность без роста кредиторской. Эти моменты свидетельствуют о дальнейшем увеличении на рынке доли безрегрессного факторинга.
И. Велетминский,
независимый эксперт
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 30, июль 2007 г.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71