Закупка товаров, выполнение работ, оказание услуг
методом запроса котировок
Вступление в силу с 1 января 2006 г. нового Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" определило новый порядок размещения заказов. Размещение заказа может осуществляться двумя способами:
а) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
б) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ
Основным способом размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд является проведение торгов. Но при всей их значимости и важности для обеспечения эффективности расходования бюджетных средств нельзя не видеть и определенные недостатки этого способа размещения заказов. К их числу в первую очередь можно отнести следующие:
- длительность проведения процедур торгов;
- значительные затраты заказчика по планированию торгов, подготовке конкурсной документации, рассмотрению конкурсных предложений и выявлению победителя;
- существенные затраты участников на подготовку конкурсных предложений.
В целом ряде случаев указанные выше затраты могут не перекрываться тем эффектом, который получается в результате проведения конкурсных торгов. Здесь речь идет об относительно небольших закупках, а также об организации срочных поставок.
Все это делает необходимым предусмотреть наряду с размещением заказов методом проведения торгов и упрощенные способы размещения заказов без проведения торгов. Одним из таких способов размещения заказов является запрос котировок.
Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных и муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляется не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок.
В соответствии с п. 2 ст. 1 ФЗ N 94-ФЗ данный закон применяется в случаях размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на сумму, превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. По состоянию на текущий момент (ноябрь 2006 г.) в соответствии с указанием ЦБ РФ N 1050-У от 14.11.2001 г. размер расчетов наличными деньгами между юридическим лицами по одной сделке равен 60 тыс. руб.
В соответствии с п. 3 ст. 42 ФЗ N 94-ФЗ верхняя граница расходов путем запроса котировок на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ и оказание одноименных услуг не может превышать 250 тыс. руб. в течение квартала.
Таким образом, заказчик, уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа методом запроса котировок на сумму от 60 тыс. руб. до 250 тыс. руб. в квартал на одноименные товары, работы, услуги, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 42 ФЗ N 94-ФЗ (при размещении заказа для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства, на которой находится заказчик, у иностранных поставщиков) и главой 5 ФЗ N 94-ФЗ (размещение заказа путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера).
Осуществление закупок товаров, выполнения работ, оказания услуг методом запроса котировок предусматривает следующие этапы:
1. Принятие решения заказчиком, уполномоченным органом о проведении запроса котировок.
2. Создание котировочной комиссии.
3. Проведение конъюктурной оценки сложившегося рынка закупаемого товара, определение масштаба цен и перечня наиболее потенциально привлекательных поставщиков.
4. Подготовка проекта запроса котировок цен.
5. Утверждение проекта запроса котировок цен.
6. Размещение извещения о проведении запроса котировок на официальном сайте.
7. Рассылка запроса котировок цен по утвержденному перечню претендентов для направления запросов котировок цен, их регистрация в журнале "регистрации котировочных заявок и отправленных запросов котировок цен".
8. Прием и регистрация котировочных заявок в "Журнале регистрации котировочных заявок и отправленных запросов котировок цен" и выдача расписки в получении котировочной заявки по требованию поставщика.
9. Рассмотрение и оценка котировочных заявок котировочной комиссией с оформлением протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.
10. Размещение протокола на официальном сайте и в официальном печатном издании.
11. Передача победителю протокола и проекта государственного контракта.
12. Подписание государственного контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с победителем запроса котировок.
Рассмотрим подробнее каждый из вышеперечисленных этапов:
принятие решения заказчиком, уполномоченным органом о проведении запроса котировок:
издание приказа о проведении закупок методом запроса котировок цен.
создание котировочной комиссии:
до опубликования извещения о проведении запроса котировок принимаются решения о создании котировочной комиссии, определяется ее состав и порядок работы, назначается председатель комиссии. Число членов комиссии должно быть не менее чем пять человек. Членами комиссии не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах размещения заказа либо состоящие в штате организаций, подавших котировочные заявки, либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники размещения заказа. В случае выявления в составе комиссии указанных лиц заказчик, уполномоченный орган, принявшие решение о создании комиссии, обязаны незамедлительно заменить их иными физическими лицами, которые лично не заинтересованы в результатах размещения заказа и на которых не способны оказывать влияние участники размещения заказа. Замена члена комиссии допускается только по решению заказчика, уполномоченного органа, принявших решение о создании комиссии.
Котировочной комиссией осуществляется оценка и сопоставление котировочных заявок и определение победителя в проведении запроса котировок, ведение протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.
Комиссия правомочна осуществлять функции, если на заседании комиссии присутствует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть своевременно уведомлены о месте, дате и времени проведения заседания комиссии.
проведение конъюктурной оценки сложившегося рынка закупаемого товара, определение масштаба цен и перечня наиболее потенциально привлекательных поставщиков: подготовка проекта перечня претендентов для направления запроса котировок цен;
подготовка проекта запроса котировок цен:
запрос котировок должен содержать следующие сведения:
1. наименование заказчика, его почтовый адрес, адрес электронной почты заказчика (при его наличии);
2. источник финансирования заказа;
3. форма котировочной заявки, в том числе подаваемой в форме электронного документа;
4. наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, наименование и объем выполняемых работ, оказываемых услуг;
5. место доставки поставляемых товаров, место выполнения работ, место оказания услуг;
6. сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
7. сведения о включенных (не включенных) в цену товаров, работ, услуг расходах, в том числе расходах на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей;
8. максимальная цена контракта, определяемая заказчиком, уполномоченным органом в результате изучения рынка необходимых товаров, работ, услуг;
9. место подачи котировочных заявок, срок их подачи, в том числе дата и время окончания срока подачи котировочных заявок;
10. срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг;
11. срок подписания победителем в проведении запроса котировок государственного или муниципального контракта со дня подписания протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.
утверждение проекта запроса котировок цен;
размещение извещения о проведении запроса котировок на официальном сайте:
заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить на официальном сайте извещение о проведении запроса котировок не менее чем за четыре рабочих дня до истечения срока представления котировочных заявок.
Извещение о проведении запроса котировок должно быть доступно для ознакомления в течение всего срока подачи котировочных заявок без взимания платы.
Заказчик, уполномоченный орган одновременно с размещением извещения о проведении запроса котировок вправе направить запрос котировок лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок.
В случае, если производство товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, осуществляются учреждениями уголовно-исполнительной системы, а также организациями инвалидов, заказчик, уполномоченный орган обязаны направить запрос котировок также в указанные учреждения и организации. Порядок обеспечения заказчиков, уполномоченных органов информацией о таких учреждениях и организациях устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
В случае, если заказчик осуществляет размещение заказа путем запроса котировок для обеспечения своей деятельности на территории иностранного государства, на которой находится заказчик, у иностранных поставщиков, то размещение на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок не требуется. В таком случае, заказчик обязан направить запрос котировок лицам, которые могут осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных запросом котировок, исходя из необходимости получения котировочных заявок не менее чем от трех таких лиц.
рассылка запроса котировок цен по утвержденному перечню претендентов для направления запросов котировок цен, их регистрация в журнале "регистрации котировочных заявок и отправленных запросов котировок цен":
запрос котировок может направляться с использование любых средств связи, в том числе в электронной форме.
прием и регистрация котировочных заявок в "Журнале регистрации котировочных заявок и отправленных запросов котировок цен" и выдача расписки в получении котировочной заявки по требованию поставщика:
любой участник размещения заказа, в том числе участник размещения заказа, которому не направлялся запрос котировок, вправе подать только одну котировочную заявку, внесение изменений в которую не допускается.
Котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. В случае подачи котировочной заявки в форме электронного документа заказчик, уполномоченный орган в тот же день обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа участнику размещения заказа, подавшему такую заявку, подтверждение получения такой заявки.
Проведение переговоров между заказчиком, уполномоченным органом или котировочной комиссией и участником размещения заказа в отношении поданной им котировочной заявки не допускается.
Котировочные заявки, поданные после дня окончания срока подачи котировочных заявок, указанного в извещении о проведении запроса котировок, не рассматриваются и в день их поступления возвращаются участникам размещения заказа, подавшим такие заявки.
В случае если после дня окончания срока подачи котировочных заявок подана только одна котировочная заявка, заказчик, уполномоченный орган продлевают срок подачи котировочных заявок на четыре рабочих дня и в течение одного рабочего дня после дня окончания срока подачи котировочных заявок размещают на официальном сайте извещение о продлении срока подачи таких заявок. При этом заказчик, уполномоченный орган обязаны направить запрос котировок не менее чем трем участникам, которые могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.
В случае, если не подана ни одна котировочная заявка, заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок. При этом заказчик, уполномоченный орган вправе изменить условия контракта.
рассмотрение и оценка котировочных заявок котировочной комиссией с оформлением протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок:
котировочная комиссия в течение дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.
Победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ и услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.
В случае, если после дня окончания срока подачи котировочных заявок, указанного в извещении о продлении срока подачи котировочных заявок, не подана дополнительно ни одна котировочная заявка, заказчик обязан заключить государственный или муниципальный контракт с участником размещения заказа, подавшим единственную котировочную заявку, на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной таким участником размещения заказа в котировочной заявке, если эта цена не превышает цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок.
Котировочная комиссия не рассматривает котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
Результаты рассмотрения и оценки котировочных заявок оформляются протоколом, в котором содержатся сведения о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках размещения заказа, подавших котировочные заявки, об отклоненных котировочных заявках с обоснованием причин отклонения, предложение о наиболее низкой цене товаров, работ, услуг, сведения о победителе в проведении запроса котировок, об участнике размещения заказа, предложившем в котировочной заявке цену, такую же, как и победитель в проведении запроса котировок, или об участнике размещения заказа, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий.
Протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом.
размещение протокола на официальном сайте и в официальном печатном издании:
протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок в день его подписания размещается на официальном сайте и в течение пяти дней со дня его подписания опубликовывается в официальных печатных изданиях (в Москве - официальный сайт Тендерного Комитета г. Москвы: www.tender.mos.ru и бюллетень оперативной информации "Московские торги").
передача победителю протокола и проекта государственного контракта:
протокол рассмотрения и оценки котировочных заявок составляется в двух экземплярах, один из которых остается у заказчика, уполномоченного органа.
Заказчик, уполномоченный орган в течение двух дней со дня подписания указанного протокола передают победителю в проведении запроса котировок один экземпляр протокола и проект контракта, который составляется путем включения в него условий исполнения контракта, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, и цены, предложенной победителем запроса котировок в котировочной заявке.
В случае получения от участников размещения заказа запроса о разъяснении результатов рассмотрения и оценки котировочных заявок, заказчик, уполномоченный орган в течение двух дней со дня поступления такого запроса обязаны предоставить указанному участнику соответствующие разъяснения в письменной форме или в форме электронного документа.
подписание государственного контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с победителем запроса котировок:
в случае, если победитель в проведении запроса котировок в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, не представил заказчику подписанный контракт, такой победитель признается уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта.
В случае, если победитель в проведении запроса котировок признан уклонившимся от заключения государственного или муниципального контракта, заказчик вправе обратиться в суд с иском о требовании о понуждении победителя в проведении запроса котировок заключить контракт, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, либо заключить государственный или муниципальный контракт с участником размещения заказа, предложившим такую же, как и победитель в проведении запроса котировок, цену контракта, а при отсутствии такого участника размещения заказа - с участником размещения заказа, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем в проведении запроса котировок условий, если цена контракта не превышает максимальную цену контракта, указанную в извещении о проведении запроса котировок.
При уклонении победителя от заключения контракта, заказчик в течение трех дней со дня заключения контракта направляет в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти следующие сведения:
наименование, место нахождения для юридических лиц;
фамилия, имя, отчество, место жительства, индивидуальный налоговый номер для физических лиц;
дата подведения итогов запроса котировок в случае, если победитель в проведении запроса котировок уклонился от заключения государственного или муниципального контракта;
дата заключения неисполненного или ненадлежащим образом исполненного государственного или муниципального контракта;
предмет, цена контракта и срок его исполнения;
основания и дата расторжения государственного или муниципального контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) контракта);
выписка из протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок в части определения победителя в проведении запроса котировок;
уведомление победителя об отказе от заключения контракта;
решение суда о понуждении победителя к заключению контракта;
и иные документы, свидетельствующие об отказе победителя от заключения контракта, для включения уклонившегося от подписания государственного контракта победителя в реестр недобросовестных поставщиков.
В случае отклонения котировочной комиссией всех котировочных заявок заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить повторное размещение заказа путем запроса котировок. При этом заказчик, уполномоченный орган вправе изменить условия исполнения контракта.
Следует отметить, что любой участник размещения заказа имеет право обжаловать действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа или котировочной комиссии в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти любое время размещения заказа, но не позднее чем через десять дней со дня рассмотрения и оценки котировочных заявок. По истечении указанного срока обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, котировочной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, котировочной комиссии в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти не является препятствием для обжалования в судебном порядке.
При подаче жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, котировочной комиссии участник размещения заказа направляет копию жалобы соответственно заказчику, в уполномоченный орган, котировочную комиссию, действия (бездействия) которых обжалуются.
Таким образом, вступление в силу с 1 января 2006 года нового Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" определило новый порядок размещения заказов.
Одним из способов размещения заказов является запрос котировок. Размещение заказов путем запроса котировок должно производиться на сумму от 60 тыс. руб. до 250 тыс. руб. в квартал на одноименные товары, работы, услуги (п. 2 ст.1 ФЗ N 94-ФЗ; п. 3 ст. 42 ФЗ N 94-ФЗ).
В помощь для решения практических вопросов прилагаются ресурсы сети INTERNET по вопросам организации проведения торгов (закупок):
1. www.zakupki.gov.ru - официальный сайт РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд;
2. www.bob.ru - информационная система "Конкурсные торги";
3. http://torgi.mos.ru - портал объединенной редакции изданий Мэра и Правительства Москвы (журнал "Московские торги" и бюллетень оперативной информации "Московские торги");
4. www.e-torgi.ru - электронная версия бюллетеня "Московские торги";
5. www.tender.mos.ru - официальный сайт Комитета города Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов;
6. www.mos.ru - официальный сайт Правительства Москвы;
7. www.economy.gov.ru - сайт Министерства экономического развития и торговли РФ;
8. www.goszakupki.ru - портал "Российские государственные закупки"
А.В. Иорданян,
к.м.н., врач высшей категории,
гл. врач городской поликлиники N 13,
управление здравоохранения Центрального административного округа
г. Москвы
"Главврач", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-практический журнал "ГлавВрач"
Некоммерческое партнерство Издательский Дом "ПАНОРАМА",
отраслевое издательство "Медиздат"
Свидетельство о регистрации ПИ N77-14212 от 20 декабря 2002 г.
Периодичность: ежемесячный
Главным редактором журнала "Главврач" является советник председателя Совета Федерации Федерального собрания России, директор НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением, заведующий кафедрой управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова, профессор, академик РАМН А.И. Вялков.
Издание для руководителей и специалистов органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений. В журнале представлена информация по вопросам управления, организации и экономики здравоохранения, проблемам его реформирования, теории и практики деятельности ЛПУ.
Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогам:
"Роспечать" (полугодовой подписной индекс 80755),
"МАП" (полугодовой подписной индекс 99650),
а также путем прямой редакционной подписки
тел/факс (495) 625-96-11
Сайт: http://gv.glav-vrach.ru
Тел. редакции (495) 236-63-45
Адрес электронной почты:
gv_vop@mail.ru