Фондодержание: особенности оплаты услуг первичной
медицинской помощи
Развитие здравоохранения связано с качественными и структурными переменами в его организации.
Суть этих перемен сводится к формированию иной среды функционирования здравоохранения, способной обеспечивать динамическое равновесие.
Равновесие характеризуется четырьмя признаками:
1. Достаточная стабильность, способствующая достижению текущих целей.
2. Достаточная продолжительность для обеспечения надлежащего изменения в целях и средствах.
3. Достаточная адаптивность для соответствующей реакции на внешние возможности и требования, так же, как и на изменяющиеся внутренние условия.
4. Достаточная способность к нововведениям, позволяющая организации инициировать изменения в подходящих условиях.
Вывод:
готовность органов здравоохранения, территориальных фондов активно проводить в жизнь реформы в здравоохранении,
создание механизмов, побуждающих лечебно-профилактические учреждения и
медицинских работников к эффективной рациональной деятельности,
могут обеспечить динамическое развитие экономических отношений в здравоохранении.
Любая реорганизация на первом этапе приводит к финансовым потерям, особенно в период становления принципиально новых условий хозяйствования, требует подготовки новых кадров и дополнительных ресурсов. Важно сберечь тот положительный опыт, который накоплен в отечественном здравоохранении. В условиях переходного периода от службы участковых терапевтов к общей врачебной практике целесообразно идти путем перераспределения функций между ВОП и узкими специалистами, с поэтапной их переподготовкой. В первичном звене нужно пересмотреть функцию должности медицинской сестры, особенно сестры с высшим медицинским образованием.
Известно, что одним из наиболее экономичных способов предоставления медицинских услуг на уровне первичной медицинской помощи является сестринская помощь; в этом - резерв экономии ресурсов здравоохранения.
Основные направления развития ПМП
создание нормативно-правовой базы реальной ответственности первичного звена за состояние здоровья прикрепленного населения;
создание условий экономической мотивации врачей к профилактической деятельности и стационаро-замещающих услуг;
повышение престижа врача первичного звена путем предоставления возможности быть держателем финансовых средств для последующего распределения в другие звенья оказания медицинской помощи;
организационная и экономическая интеграция врачей ПМП на принципах общей врачебной практики.
Фондодержание предполагает, что:
поликлиника получает средства на оказание всего объемам амбулаторной помощи прикрепленному населению;
если сама поликлиника не может оказать какие-то виды помощи, то она покупает их в других учреждениях за счет полученных средств;
такое положение распространяется и на некоторые виды стационарной помощи;
не обязательно, что все средства поступят на расчетный счет поликлиники;
они могут аккумулироваться на специальном счете плательщика, который может их использовать только по указанию поликлиники;
важным условием частичного фондодержания является предоставление прав поликлиники распоряжаться частью средств, предназначенной для оплаты стационарной помощи;
при этом должны быть определены тарифы на услуги стационара, которые должны экономически стимулировать врачей поликлиник не направлять легких больных в стационар и оказывать им помощь собственными силами;
но не следует исключать направления больных на краткосрочную госпитализацию для проведения специфических обследований и уточнения диагноза и методов лечения;
право направления пациента на госпитализацию должно принадлежать только врачам поликлиники;
им должно принадлежать право наблюдения за ходом лечения в стационаре и возможность предложения выписки больного для дальнейшего лечения в амбулаторных условиях.
Пример:
Великобритания. Система фондодержания:
ОВП финансируются в зависимости от числа прикрепленного населения.
Устанавливается норматив финансирования части затрат на другие виды медицинской помощи.
Договорные отношения со стационарами и специалистами амбулаторного звена для расчетов за оказанные услуги.
Использование метода подушевого финансирования оплаты медицинской помощи.
Доход ОВП складывается на 60% из подушевой оплаты, 15% - оплаты по гонорарному принципу, 25% - из твердой зарплаты врачей и субсидий на содержание практик.
Субсидии покрывают расходы на:
1. Аренду помещений
2. Оплату вспомогательного персонала
3. Информационное обеспечение
4. Повышение квалификации врачей
Отрицательные стороны:
1. Возможность сдерживания больных и ограничения их доступа в больницы и другие учреждения здравоохранения в целью увеличения ПМП собственных доходов.
2. Оказание собственными силами помощи, которые в соответствии с современными лечебно-диагностическими технологиями должны оказываться только в стационаре.
3. Поэтому необходим жесткий контроль плательщиков и органов управления здравоохранением с целью пресечения таких действий ПМП.
4. Организация фондодержания требует дополнительных финансовых вложений.
Для устранения таких недостатков, в Великобритании, например, с 1997 г. были созданы группы первичной помощи. Они включали 4-7 врачей общей практики, 1-2-х медсестер, представителей органа управления здравоохранения, местной социальной службы и населения. Группа обслуживала население численностью 100 000 до 200 000 человек, имела свой фиксированный бюджет и право использовать его по своему усмотрению.
Положительные черты:
Стимулирование интенсивности труда.
Повышение качества медицинской помощи в первичном звене.
Создание конкурентной среды в стационарной помощи, поскольку договоры заключаются не только с управлениями здравоохранением, но и с ВОП.
В первичное звено передаются лишь те средства, которые врачи общей практики могут реально контролировать (15% средств региона на оказание стационарной помощи - плановых хирургических операций).
Пример
В Великобритании возникающая экономия средств ВОП может быть использована:
На расширение практики.
Приобретение нового оборудования.
Предоставление новых услуг.
Запрещается использование экономии на оплату труда персонала.
Какие этапы нужно пройти и что предпринять для того, чтобы осуществить финансирование по схеме фондодержания (см. табл. 1)?
Таблица 1.
Подготовка финансирования по схеме фондодержания |
1. Заявка |
2. Обучение |
3. Установить сроки перехода |
4. Утвердить бюджет фондодержателя |
5. Управление здравоохраниением должно согласовать плановые показатели с ВОП-фондодержателями (среднепрофильные тарифы, трудозатраты, затраты на управление практиками) |
6. Рассчитывается бюджет на лекарственные средства |
7. Разрабатываются договоры с больницами, узкими специалистами, другими службами |
8. Определяются контрольные цифры в отношении листа ожидания, участия в программах профилактики |
Подготовка финансирования по схеме фондодержания: Заявка. Обучение. Устанавить сроки перехода. Утвердить бюджет фондодержателя. Управление здравоохранением должно согласовать плановые показатели с ВОП-фондодержателями (среднепрофильные тарифы, трудозатраты, затраты на управление практиками). Рассчитывается бюджет на лекарственные средства. Разрабатываются договоры с больницами, узкими специалистами, другими службами. Определяются контрольные цифры в отношении листа ожидания, участия в программах профилактики.
С учетом опыта стран Европейского Союза это вполне реальное, но будущее.
Однако, действующее общее законодательство, некоторое улучшение экономической ситуации, постепенное развитие новых условий хозяйствования в здравоохранении позволяют сделать шаг в сторону улучшения медицинского обслуживания населения уже сегодня, преобразовать там, где это целесообразно, службу участковых терапевтов в общие врачебные практики.
Возможно рассмотрение двух моделей общеврачебной практики:
1. Организация общей врачебной практики на базе поликлиник.
2. Врач общей практики и семейный врач как индивидуальные предприниматели.
Особенности первой модели:
1. Организация работы врачей общей практики на базе государственного лечебно-профилактического учреждения (федерального или муниципального подчинения).
2. Врач общей практики оказывает медицинские услуги по Программе государственных гарантий в соответствии с взятыми на себя обязательствами, подкрепляемыми финансовыми ресурсами данного ЛПУ.
3. Перечень платных медицинских услуг предлагается самим врачом общей практики и согласовывается с администрацией поликлиники.
4. Врач общей практики действует на основе существующей сегодня нормативно-правовой базы, определяющей правила оказания платных медицинских услуг, а именно: Постановления Правительства РФ N 27 от 13 января 1996 г., Приказа МЗ И МП РФ N 109 от 29 марта 1996 г. и др. .
5. Врач общей практики действует на основе договорных отношений. Для организации рабочего места часть основных средств поликлиника может передать безвозмездно, с целью улучшить в будущем свою материально - техническую базу из доходов от деятельности врача общей практики. Или на условиях краткосрочной аренды (ст. 651 ГК РФ, п. 2), когда арендная плата (ст. 654, п. 3 ГК РФ) составляет не более 3-5% от остаточной стоимости передаваемых основных средств (для расчета ориентиром могут служить нормативы износа зданий - 5,4% в год, оборудования -10-12% в год). Таким образом, поликлиника и общая врачебная практика могли бы на долевых условиях делить бремя износа оборудования и зданий и иметь небольшие средства для восполнения этого износа в будущем в условиях дефицита бюджетных средств.
6. Цены на услуги врача общей практики должны быть доступны населению, но выше тарифов в системе ОМС. Это позволит платить более высокую заработную плату врачу общей практики, реализовать его экономический интерес и не вызовет негативную реакцию у населения.
7. Доходы врача общей практики фиксируются на отдельном специальном счете поликлиники (Постановление Правительства РФ N 27 , 1996 г.)
Необходимо предоставить врачу общей практики экономическую свободу в распоряжении этими средствами в пределах заработанных сумм (ст. 298 ГК РФ).
8. Шире использовать добровольное медицинское страхование.
9. Предоставить врачу общей практики самостоятельный выбор контингента из числа прикрепленных к поликлинике пациентов, развернуть рекламную компанию по активному продвижению на рынок услуг здравоохранения - медицинских услуг врача общей практики и семейного врача. Проинформировать пациентов о Перечне платных и бесплатных услуг врача общей практики, ценах (тарифах), условиях предоставления услуг и др. (статьи 732, 736 ГК РФ; статьи 9, 10 ФЗ "О защите прав потребителя", также статьи 737, 739, 779-783 ГК РФ, регулирующие договорные отношения о возмездном оказании услуг).
10. Детальней описать рабочее место врача общей практики и определить минимальный, т.е. финансово-обоснованный, объем его деятельности для целей налогообложения.
11. Общая врачебная практика должна пройти регистрацию в органе управления здравоохранением.
В этом случае
орган управления здравоохранением обязан контролировать:
- качество медицинской помощи врача общей практики (ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", гл. III, ст. 17);
- соблюдение стандартов медицинской помощи (Приказ МЗ и МП РФ от 8 апреля 1996 г. N 134; Приказы МЗ РФ от 29 апреля 1998 г. N 140, 17 апреля 1998 г. N 125, 9 октября 1998 г. N 300, 29 февраля 2000 г. N 82, 2 августа 2000 г. N 304, 10 апреля 2001 г. N 113 и др.);
- выполнение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь прививок;
- соответствие врача общей практики функции должности, уровень его образования;
- систематическое повышение врачом общей практики своей квалификации и получение сертификата о повышении квалификации не реже, чем один раз в пять лет.
Также необходимо:
Согласовать объем медико-социальной помощи врача общей практики как муниципальный заказ;
Определить подушевой норматив финансирования, отражающий минимальный, но финансово-обеспеченный перечень т.н. бесплатных медико-социальных услуг; при расчетах должен быть соблюден стандарт медицинской помощи; изучена структура заболеваемости населения данного района; определены возможные объемы и виды платной медико-социальной помощи.
Разрешить оказывать ту же медицинскую помощь врачом общей практики на платной основе, если исчерпаны финансовые ресурсы.
Кроме того, правильнее было бы сосредоточить общую врачебную практику, организованную в муниципальной поликлинике,
на первоочередном удовлетворении потребностей наиболее нуждающихся в уходе больных, особенно с использованием в бригаде труда практикующей медицинской сестры.
Специализацией мог бы стать уход за престарелыми и детьми на дому, что дало бы новый импульс для развития геронтологии.
Особенности второй модели общеврачебной практики будут заключаться в следующем:
Необходимо определить условия, обеспечивающие контроль государства. Этот контроль выражается, прежде всего, в определении правил регистрации частнопрактикующего семейного врача или врача общей практики, как индивидуального предпринимателя.
С развитием своей деятельности врачи общей практики могут объединять свои усилия и образовывать "Объединение общих врачебных практик", что бывает выгодно с точки зрения совместной эксплуатации диагностического медицинского оборудования и т.п. Такие объединения могут иметь характер автономной некоммерческой организации, статус которой определен Федеральным Законом "О некоммерческих организациях" (1995 г.), ст. 2 п. 3; ст. 10, в т.ч. для медицинской деятельности.
Затем возможно использование фондодержания и выполнение муниципального заказа. Заказчиком услуг может выступить как система медико-социального страхования, так и управление здравоохранением. В практике отечественного здравоохранения таких механизмов пока не создано.
Точкой отсчета при определении размеров оплаты труда врача общей практики должен быть
1. прожиточный минимум в данном регионе;
2. также величина получаемого дохода должна определяться стандартом медицинской помощи, оказываемой врачом общей практики, учитывающим сложность и интенсивность труда, выраженного в комплексной медицинской услуге или комплексной амбулаторной услуге.
3. На условиях контракта возможно отойти от методики расчетов оплаты труда по ЕТС и внедрить гонорарный метод, предполагающий оплату каждой "детальной услуги", причем, из разных имеющихся источников финансирования. В этом случае может быть создан Единый фонд оплаты труда врачей общей практики, в котором остается часть бюджетных средств, часть средств обязательного медико-социального страхования, средства, заработанные при помощи платных медицинских услуг. Все эти средства могут фиксироваться на спецсчете и составлять примерно 30-40% от затрат на оказанную медицинскую помощь в течение данного периода.
Таким образом, может быть создана
система экономической мотивации деятельности врача общей практики, стимулирующая медицинское обслуживание населения в соответствии с новыми требованиями, стремление самого врача к постоянному расширению кругозора и пополнению медицинских знаний с целью удовлетворения индивидуальных потребностей пациентов.
Развитие общей врачебной (семейной) практики решает ряд приоритетных задач по улучшению здоровья населения, а именно:
обеспечивает постоянный контроль над здоровьем семьи,
индивидуализированный подход к пациенту,
повышение доверия семьи к врачу,
усиление профилактики,
возможность выбора врача пациентом,
уход за престарелыми и детьми и др.
Н.Г. Шамшурина,
д.э.н., профессор кафедры социологии медицины
и экономики здравоохранения
ММА им. И.М. Сеченова
"Главврач", N 6, июнь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Научно-практический журнал "ГлавВрач"
Некоммерческое партнерство Издательский Дом "ПАНОРАМА",
отраслевое издательство "Медиздат"
Свидетельство о регистрации ПИ N77-14212 от 20 декабря 2002 г.
Периодичность: ежемесячный
Главным редактором журнала "Главврач" является советник председателя Совета Федерации Федерального собрания России, директор НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением, заведующий кафедрой управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова, профессор, академик РАМН А.И. Вялков.
Издание для руководителей и специалистов органов управления здравоохранением и лечебно-профилактических учреждений. В журнале представлена информация по вопросам управления, организации и экономики здравоохранения, проблемам его реформирования, теории и практики деятельности ЛПУ.
Подписаться на журнал можно в любом почтовом отделении по каталогам:
"Роспечать" (полугодовой подписной индекс 80755),
"МАП" (полугодовой подписной индекс 99650),
а также путем прямой редакционной подписки
тел/факс (495) 625-96-11
Сайт: http://gv.glav-vrach.ru
Тел. редакции (495) 236-63-45
Адрес электронной почты:
gv_vop@mail.ru