г. Санкт-Петербург
14 октября 2011 г. |
Дело N А56-18456/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14770/2011) ОАО "Ростелеком" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 июля 2011 года по делу N А56-18456/2011 (судья Гранова Е.А.), принятое
по заявлению ОАО "Ростелеком"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления и представления
при участии:
от заявителя: Маликова О.В., доверенность от 28.03.2011 N 78ВМ/214462.
от ответчика: Егоров Г.А., доверенность от 31.12.2010 N 71.
установил:
Открытое акционерное общество "Северо-Западный Телеком" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу (191025, Санкт-Петербург, ул. Стремянная, д. 19, далее - Управление Роспотребнадзора, административный орган) по делу об административном правонарушении от 14.03.2011 N Ю 78-00-03-0033 и представления N 78-00-03-0013 от 14.03.2011 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В ходе рассмотрения дела произведена процессуальная замена ОАО "Северо-Западный Телеком" на открытое акционерное общество "Ростелеком" (191186, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 24, ОГРН 1027700198767).
Решением от 11.07.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда, ОАО "Ростелеком" направило и поддержало в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просило решение от 11.07.2011 отменить. В обоснование доводов жалобы общество указывает, что причиной снижения качества услуг связи, оказываемых абонентам по технологии РОN, послужила установка специализированного оборудования с производственным браком, ненадлежащее качество оборудования могло быть выявлено только в процессе его эксплуатации. Длительные сроки устранения неисправности, как поясняет податель жалобы, обусловлены необходимостью привлечения ресурсов производителя оборудования для выявления и устранения причин неисправности. Указанные обстоятельства, по мнению подателя жалобы, свидетельствуют об отсутствии вины заявителя в совершении инкриминируемого правонарушения. Кроме того, общество также считает незаконным представление, вынесенное на основании постановления N 78-00-03-0033.
В судебном заседании представитель административного органа возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, на основании распоряжения N 78-00-03/26-0060 от 02.02.2011 Управлением Роспотребнадзора проведена документарная внеплановая проверка соблюдения ОАО "Северо-Западный Телеком" требований законодательства РФ о защите прав потребителей. Основанием для проведения проверки послужили обращения граждан Степановой Н.В., Маклаковой Т.Г., Васильевой М.Т. на некачественные услуги связи.
В ходе проверки, оформленной актом N 78-00-03/26-0060 от 04.03.2011, установлено, что исполнитель оказывает потребителям услугу, качество которой не соответствует обычно предъявляемым требованиям и пригодной для целей, для которых услуга обычно используется.
Указанный факт оценен проверяющими как нарушение требований пункта 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 N 310, Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575.
09.03.2011 уполномоченным должностным лицом Управления Роспотребнадзора составлен протокол об административном правонарушении и 14.03.2011 вынесено постановление N Ю78-00-03-0033 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ в виде 30 000 руб. штрафа.
Представлением N 78-00-03-0013 от 14.03.2011 генеральному директору ОАО "Северо-Западный Телеком" предложено принять меры по устранению выявленных нарушений действующего законодательства, причин и условий им способствующих, недопущению нарушений впредь.
Не согласившись с правомерностью вынесенных постановления и представления, общество обжаловало их в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим. Согласно части 1 статьи 14.4 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. В соответствии со статьей 4 Закона N 2300-1 исполнитель обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В силу статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) законодательство Российской Федерации в области связи основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью в области связи, регулируются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. В соответствии со статьей 41 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи. Правила оказания услуг связи утверждаются Правительством Российской Федерации. Правилами оказания услуг связи регламентируются взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон. Обязанности операторов предоставляющих услуги связи установлены в статье 46 Закона о связи, согласно которой оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи. Как установлено пунктами 8, подпунктами "а" и "б" пункта 59 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 N 319 N 310, оператор связи обеспечивает абоненту и (или) пользователю возможность пользования услугами телефонной связи 24 часа в сутки, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю услуги телефонной связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором, устранять в установленные сроки неисправности, препятствующие пользованию услугами телефонной связи. В соответствии с пунктами 7, 26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2007 N 575, оператор связи обеспечивает абоненту и (или) пользователю возможность пользования телематическими услугами связи 24 часа в сутки, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или договором, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором и устранять в установленный срок неисправности, препятствующие пользованию телематическими услугами связи. Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 27.09.2007 N 113 утверждены Требования к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования. Согласно пунктам 2, 3 Требований организационно-техническое обеспечение устойчивого функционирования сети связи общего пользования представляет собой совокупность требований и мероприятий, направленных на поддержание целостности сети связи общего пользования как способности взаимодействия входящих в ее состав сетей связи, при котором становится возможным установление соединения и (или) передача информации между пользователями услугами связи, и устойчивости сети связи общего пользования как ее способности сохранять свою целостность в условиях эксплуатации, соответствующих установленным в документации производителя, при отказе части элементов сети связи и возвращаться в исходное состояние (надежность сети связи), а также в условиях внешних дестабилизирующих воздействий природного и техногенного характера (живучесть сети связи). Целостность сети связи общего пользования обеспечивается соответствием сети связи техническим нормам на показатели ее функционирования и совместимостью протоколов взаимодействия (функциональной совместимостью) и совместимостью электрических и (или) оптических интерфейсов (физической совместимостью) средств связи, в том числе пользовательского (оконечного) оборудования с узлом связи.
Судом установлено и подтверждается материалами дела - заявлениями граждан Васильевой М.Т., Маклаковой Т.Г., Степановой Н.В., актами-заключениями о качестве оказанных услуг ШПД, что после подключения абонентских телефонов по новой технологии РОN в периоды с 14.01.2011 по 04.02.2011 (тел. 652-73-81), с 26.01.2011 по 02.02.2011 (т. 657-31-07), с 14.01.2011 по 13.02.2011 (т.694-30-10) абонентам оказывались некачественные услуги связи, что выразилось в отсутствии бесперебойной телефонной связи (т.652-73-81, 657-31-07, 694-30-10), доступа в Интернет (т. 657-31-07, 694-30-10), не устранении неисправностей на абонентской линии в установленный срок (т. 694-30-10, 652-73-81, 657-31-07).
Оспаривая решение суда первой инстанции, ОАО "Ростелеком" ссылается на отсутствие своей вины в совершении вменяемого правонарушения. Податель жалобы утверждает, что причиной снижения качества услуг связи послужила неисправность оборудования, которая могла быть выявлена только в процессе эксплуатации.
Апелляционная инстанция считает данный довод подателя жалобы ошибочным в силу следующего.
Как установлено в пункте 4.3.1 Инструкции о порядке устранения повреждений и учета заявлений, поступающих в бюро ремонта (ЦБР) на местных телефонных сетях, утвержденной Минсвязи РФ 01.04.1994, линейно-абонентские повреждения должны устраняться оператором связи в течение следующего рабочего дня после поступления заявки от абонента или в любой последующий день по желанию абонента. Доказательства, подтверждающих устранение обществом неисправностей услуг связи в указанный выше срок, в материалы дела не представлены. Обосновывая длительность устранения неисправности, податель жалобы ссылается на необходимость привлечения ресурсов производителя оборудования для выявления и устранения причин неисправности.
Данный довод апелляционным судом не принимается, поскольку сроки устранения неисправностей установлены законодательством, которые оператор связи обязан соблюдать.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры, направленные на недопущение совершения административного правонарушения, в том числе по устранению повреждений по заявлениям абонентов в установленные нормативными документами сроки. Доказательств наличия каких-либо непреодолимых обстоятельств, вследствие которых было совершено административное правонарушение, позволяющих освободить общество от административной ответственности, материалы дела также не содержат. В связи с чем довод подателя жалобы об отсутствии вины общества в совершении административного правонарушения, с учетом положений статьи 65 АПК РФ, отклоняется судом апелляционной инстанции как противоречащий материалам дела. Судом проверено соблюдение административным органом процедуры привлечения заявителя к административной ответственности и не выявлено нарушений, являющихся безусловным основанием для признания оспариваемого постановления незаконным. Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока, размер штрафа соответствует санкции части 1 статьи 14.4 КоАП РФ. На основании изложенного, является правомерным и вынесение административным органом представления N 78-00-03-0013 от 14.03.2011 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения оспариваемого решения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 июля 2011 года по делу N А56-18456/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Ростелеком" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18456/2011
Истец: ОАО "Ростелеком", ОАО "Северо-Западный Телеком", ОАО междугородной и международной электрической связи "Ростелеком"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14770/11