г. Тула
14 октября 2011 г. |
Дело N А09-2425/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Игнашиной Г.Д.,
судей Дорошковой А.Г., Стахановой В.Н.,
по докладу судьи Игнашиной Г.Д.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шульгач И.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области
на решение Арбитражного суда Брянской области
от 26.07.2011 по делу N А09-2425/2011 (судья Мишакин В.А.)
по заявлению ОАО "Монолит"
к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области
о признании незаконными бездействия,
при участии:
от заявителя: не явились, извещены надлежаще,
от ответчиков: Козулиной А.Н. по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
дело рассмотрено после перерыва, объявленного в судебном заседании 11.10.2011.
Открытое акционерное общество "Монолит" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением о признании незаконным бездействия Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (далее - Росимущество) и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области (далее - Управление), выразившегося в ненаправлении в адрес Общества проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 180229 кв.м., кадастровый номер 32:26:92 09 02:0034, расположенного по адресу: Брянская область, г. Трубчевск, ул. Фрунзе, 2, с предложением заключить соответствующий договор, а также о понуждении Росимущества в десятидневный срок с момента получения решения суда направить Управлению поручение на заключение договора купли-продажи земельного участка и обязании Управления в десятидневный срок с момента получения соответствующего поручения направить в адрес заявителя проект договора купли-продажи земельного участка площадью 180229 кв.м., кадастровый номер 32:26:92 09 02:0034, расположенного по адресу: Брянская область, г. Трубчевск, ул. Фрунзе, 2.
Решением суда первой инстанции от 26.07.2011 требования удовлетворены.
Управление обжаловало решение суда в апелляционном порядке и просит это решение отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Общество возражало против доводов жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителя, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как установлено судом, заявителю принадлежат на праве собственности находящиеся на земельном участке площадью 180229 кв.м., кадастровый номер 32:26:92 09 02:0034, расположенном по адресу: Брянская область, г. Трубчевск, ул. Фрунзе, 2, объекты недвижимого имущества, в том числе:
- нежилое одноэтажное здание корпус 1С литер Б, площадью 105,7 кв.м., условный номер: 15-01/26-5-742 (свидетельство о государственной регистрации права 32 АБ N 130497 от 04.10.2004);
- пристройка к корпусу 1С (проходная) литер А, площадью 115,5 кв.м., условный номер: 32-32-07/004/2005-575 (свидетельство о государственной регистрации права 32 АБ N 017292 от 01.12.2005);
- корпус 2С двухэтажное здание литер А, площадью 1360 кв.м., условный номер: 3232-07/004/2005-572 (свидетельство о государственной регистрации права 32 АБ N 017289 от 01.12.2005);
- корпус 3 (компрессорная) литер Б, площадью 161,7 кв.м., условный номер: 32-3207/004/2005-579 (свидетельство о государственной регистрации права 32 АБ N 017297 от 01.12.2005);
- корпус 3С литер Б, площадью 875,9 кв.м., условный номер: 32-32-07/004/2005-573 (свидетельство о государственной регистрации права 32 АБ N 017290 от 01.12.2005);
- корпус 4С литер Б, площадью 1471 кв.м., условный номер: 32-32-07/004/2005-571 (свидетельство о государственной регистрации права 32 АБ N 017288 от 01.12.2005);
- корпус 5С с пристройкой литер Б, площадью 917,7 кв.м., условный номер: 32-3207/004/2005-570 (свидетельство о государственной регистрации права 32 АБ N 017287 от 01.12.2005);
- корпус 6 (гараж), площадью 629,4 кв.м., условный номер: 32-32-07/004/2005-574 (свидетельство о государственной регистрации права 32 АБ N 017291 от 01.12.2005);
- корпус 11 одноэтажное кирпичное здание с 3 -х этажной служебно-бытовой пристройкой литер А, площадью 1756,9 кв.м., условный номер: 32-32-07/004/2005-578 (свидетельство о государственной регистрации права 32 АБ N 017296 от 01.12.2005);
- корпус 11Б с 3-х этажной пристройкой литер Б, площадью 897,2 кв.м., условный номер: 32-32-07/004/2005-577 (свидетельство о государственной регистрации права 32 АБ N 017294 от 01.12.2005);
- корпус 11В двухэтажное здание литер А, площадью 724,72 кв.м., условный номер: 32-32-07/004/2005-576 (свидетельство о государственной регистрации права 32 АБ N 017293 от 01.12.2005);
- нежилое одноэтажное здание корпус N 17 с 2-х этажной пристройкой АБК литер Б, площадью 1963 кв.м., условный номер: 15-01/26-5-954 (свидетельство о государственной регистрации права 32 АБ N 143748 от 14.12.2004);
- котельная литер Б, площадью 502 кв.м., условный номер: 32-32-26/001/2005-145 (свидетельство о государственной регистрации права 32 АБ N 01854 от 09.02.2005);
- двухэтажное здание корпус N 25 литер Б, площадью 2853 кв.м., условный номер: 15-01/26-5-923 (свидетельство о государственной регистрации права 32 АБ N 143719 от 30.11.2004);
- корпус N 26 литер Б, площадью 5261,4 кв.м., условный номер: 32-32-26/001/2005144 (свидетельство о государственной регистрации права 32 АБ N 01853 от 09.02.2005).
13.12.2007 Общество обратилось в Управление с заявлением о приватизации находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 180229 кв.м., кадастровый номер 32:26:92 09 02:0034, расположенного по адресу: Брянская область, г. Трубчевск, ул. Фрунзе, 2.
К указанной заявке приложены документы, указанные в Перечне, утвержденном приказом Министерства экономического развития и торговли от 30 октября 2007 г. N 370 "Об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения".
Рассмотрев указанное заявление и приложенный к нему пакет документов, Управление распоряжением от 25.12.2007 N 394 предоставило в собственность указанный земельный участок для производственных целей.
Согласно п. 3 распоряжения от 25.12.2007 N 394 филиалу специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации "Российский фонд федерального имущества" в Брянской области было предписано заключить договор купли-продажи земельного участка с ОАО "Монолит". Стоимость земельного участка была указана в приложении к распоряжению.
Вместе с тем проект указанного договора купли-продажи не был направлен в срок, установленный п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ.
22.12.2010 Общество обратилось в Управление с повторной заявкой на приватизацию земельного участка площадью 180229 кв.м., кадастровый номер 32:26:92 09 02:0034, расположенного по адресу: Брянская область, г. Трубчевск, ул. Фрунзе, 2.
Управление письмом от 30.12.2010 исх.N 05-8767 направило представленный Обществом пакет документов в Росимущество.
По результатам рассмотрения представленных документов Росимущество письмом от 17.03.2011 исх.N 1111 10/7019 сообщило о невозможности принятия решения о приватизации данного земельного участка, о чем ТУ Росимущества в Брянской области проинформировало Общество письмом от 24.03.2011 исх.N05-1781 и возвратило заявителю пакет документов по земельному участку с кадастровым номером 32:26:92 09 02:0034 для доработки.
Как следует из письма Росимущества от 17.03.2011 N 1111-10/7019, основанием для отказа в принятии решения о приватизации земельного участка послужили следующие обстоятельства:
- арифметическая проверка изменений и уточнений площади вышеуказанного земельного участка показала, что полученное значение площади земельного участка не соответствует площади, указанной в кадастровом паспорте земельного участка, при этом расхождение составляет 622 кв.м;
- анализ представленного перечня оценки зданий и сооружений Трубчевского машиностроительного завода и правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, позволяет предположить, что на испрашиваемом земельном участке могут находиться здания, строения, сооружения на которые правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы не представлены.
Полагая, что бездействие ответчиков, выразившееся в ненаправлении в адрес Общества проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 180229 кв.м с кадастровым номером 32:26:92 09 02:0034, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической сфере, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, если иное не установлено федеральными законами, приобретают исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.
Пунктом 5 указанной статьи установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30 октября 2007 г.. N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Перечень).
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования и в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
При этом случаи, когда возможен отказ в приватизации земельного участка, установлены в п.4 ст. 28 Земельного кодекса РФ. К указанным случаям относятся:
- изъятие земельных участков из оборота;
- установленный федеральным законом запрет на приватизацию земельных участков;
- резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что заявителем в Агентство представлен полный пакет документов, предусмотренный Перечнем, утвержденным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370.
Доказательств наличия предусмотренных п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" оснований для отказа в приватизации спорного земельного участка суду не представлено.
В качестве оснований для отказа в принятии решения о приватизации спорного имущества ответчики ссылаются на следующие обстоятельства.
По мнению ответчика, арифметическая проверка изменений и уточнений площади вышеуказанного земельного участка показала, что полученное значение площади земельного участка не соответствует площади, указанной в кадастровом паспорте земельного участка, при этом расхождение составляет 622 кв.м.
Данный довод не может быть принят судом во внимание, так как данные кадастрового паспорта подтверждаются данными межевого плана от 28.09.2010 N 3226/102/10-7 земельного участка с кадастровым номером 32:26:92 09 02:0034, в котором также указано, что площадь данного участка составляет 180229 кв.м.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка также послужило то обстоятельство, что анализ представленного перечня оценки зданий и сооружений Трубчевского машиностроительного завода и правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, позволяет предположить, что на испрашиваемом земельном участке могут находиться здания, строения, сооружения на которые правоустанавливающие (правоудостоверяющие) документы не представлены.
Данный довод также не принимается судом во внимание, поскольку Общество возникло в результате приватизации Трубчевского машиностроительного завода и все имущество последнего перешло к заявителю. Иных правопреемников или лиц, к кому перешло имущество указанного предприятия судом не установлено. Кроме того, доказательств отнесения указанных объектов к объектам недвижимого имущества суду не представлено. В частности, ряд объектов представляет собой временные сооружения и их наличие на спорном земельном участке на его приватизацию не влияет.
При этом, как следует из листа В.3 кадастрового паспорта от 26.10.2010 N 32/201/10-41755, земельный участок площадью 180229 кв.м., кадастровый номер 32:26:92 09 02:0034 не имеет каких-либо обременений.
Расположение объектов недвижимости на земельном участке отражено на листе N 2 кадастрового паспорта.
Кадастровый паспорт составлен в соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и Приказа Министерства юстиции от 18 февраля 2008 г. N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка".
Указанными выше свидетельствами о регистрации права, а также Выписками из Единого реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.10.2010, представленными в материалы дела, подтверждается, что объекты недвижимого имущества (здания, строения), расположенные на данном земельном участке, принадлежат на праве собственности ОАО "Монолит", ограничения (обременения) права отсутствуют.
Предоставленные вместе с заявкой на приватизацию выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также копии свидетельств о регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, находящиеся на земельном участке, в которых также указаны условные номера данных объектов, совпадающие с содержанием листа В.3 кадастрового паспорта.
В материалы дела также представлена справка ГУП Брянской области "Брянскоблтехинвентаризация" от 16.11.2010, согласно которой на данном земельном участке расположены перечисленные выше объекты недвижимого имущества, иных зданий и сооружений, принадлежащих третьим лицам нет.
В межевом плане от 28.09.2010 N 3226/102/10-7 земельного участка с кадастровым номером 32:26:92 09 02:0034 также указано, что площадь данного участка составляет 180229 кв.м.
При этом согласно сведениям, указанным в листе 4 стр. 2 межевого плана приведены замеры площадей частей земельного участка, расположенных непосредственно под зданиями и сооружениями.
В землеустроительных документах отражено расположение зданий (сооружений), принадлежащих Обществу на земельном участке площадью 180229 кв.м с кадастровым номером 32:26:92 09 02:0034, сведений о том, что на данном участке расположены какие-либо иные объекты недвижимого имущества, документы, представленные в материалы дела, и также приложенные Обществом, к заявке на приватизацию, не содержат.
Учитывая изложенное, заявитель подтвердил свое исключительное право на приватизацию земельного участка площадью 180229 кв.м, кадастровый номер 32:26:92 09 02:0034, представив все предусмотренные документы согласно Перечню, утвержденному приказом Министерства экономического развития и торговли от 30 октября 2007 г. N 370, в связи с чем у Агентства отсутствовали основания для отказа в принятии решения о приватизации и возврате документов на доработку, содержащиеся в письме от 17.03.2011 исх. N ПП-10/7019, и заявленные требования удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
Довод жалобы о том, что Управление неправомерно привлечено к участию в деле в качестве ответчика отклоняется.
Действительно, в силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом и именно оно в рассматриваемом случае является надлежащим ответчиком.
Вместе с тем, в настоящем случае суд обязал именно Росимущество направить Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области поручение на заключение с открытым акционерным обществом "Монолит" договора купли-продажи спорного земельного участка.
Управление же суд обязал в десятидневный срок с момента получения соответствующего поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации направить в адрес открытого акционерного общества "Монолит" проект договора купли-продажи спорного земельного участка, что согласуется с п. 4.8 Типового положения о территориальном органе Росимущества, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 N 374, согласно которому продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности, территориальный орган осуществляет по поручению Росимущества.
Довод жалобы о том, что суд обязал ответчика направить договор купли-продажи, однако самого решения о предоставлении земельного участка Росимуществом принято не было отклоняется.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при разрешении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами по их желанию права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением их в собственность на основании правил статьи 36 ЗК РФ, необходимо руководствоваться следующим.
Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Таким образом, судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 26.07.2011 по делу N А09-2425/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.Д. Игнашина |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-2425/2011
Истец: ОАО "Монолит"
Ответчик: ГУ федеральное агентство по управлению государственным имуществом, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Брянской области