Пособие по беременности и родам
В настоящее время вопросы социально-демографической ситуации приобрели для России чрезвычайно актуальное значение.
Всем известна позиция Президента РФ, направленная на создание благоприятных финансовых условий для материнства. В последнее время активно обсуждался вопрос о том, что женщины должны получать пособие по беременности и родам в размере 100% среднего заработка или, по крайней мере, в размере, сопоставимом со средним заработком.
По-видимому, именно этот общий настрой оказал свое влияние и на мнение Конституционного Суда РФ. Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.03.2007 N 4-П была признана не соответствующей Конституции РФ норма Федерального закона от 11.02.2002 N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", устанавливающая максимальный размер пособия по беременности и родам.
История вопроса следующая.
Долгое время в российском законодательстве размер пособия по беременности и родам не ограничивался максимальным размером.
Так, ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установлено, что пособие по беременности и родам выплачивается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.
Максимальный размер пособия по беременности и родам, возмещаемый ФСС России, был установлен Федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" и составил в 2002 г. 11 700 руб. В 2003 и 2004 гг. максимальный размер пособия не изменялся.
Впоследствии максимальный размер пособия был несколько увеличен и составил: в 2005 г. - 12 480 руб., в 2006 г. - 15 000 руб. и в 2007 г. - 16 125 руб.
Вступивший в силу с 1 января 2007 г. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" установил, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка (п. 1 ст. 11 Закона 255-ФЗ).
При этом новый Закон предусматривает установление максимального размера пособия по беременности и родам и указывает, что размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования РФ на очередной финансовый год.
В результате установления такого ограничения женщины, чей средний заработок значительно превышает установленный максимум, оказались в неблагоприятной ситуации.
Наконец норма ст. 15 Закона "О бюджете фонда социального страхования РФ на 2002 год", устанавливающая максимальный размер пособия по беременности и родам, была оспорена в Конституционном Суде РФ. Заявительница указала: тем, как определен максимальный размер пособия, нарушаются конституционные права (установленные, в частности, статьями 19 и 55 Конституции РФ) женщин, чей заработок превышает предельный размер данного пособия, в отличие от женщин, чей средний заработок укладывается в данную сумму.
И Конституционный Суд РФ ее поддержал, указав при этом следующее.
Согласно Конвенции Международной организации труда (МОТ) от 28.06.1952 N 103 "Относительно охраны материнства" сумма денежного пособия, выплачиваемого в связи с предоставлением отпуска по беременности и родам и рассчитываемого на основе предшествующего заработка женщины, не должна составлять менее двух его третей, однако допускается и установление максимальных пределов для размера заработка, учитываемого с этой целью.
Данная Конвенция в 1956 г. была ратифицирована СССР. Следовательно, она является составной частью правовой системы РФ.
При этом ставки денежного пособия определяются таким образом, чтобы обеспечить женщине и ее ребенку хорошие с точки зрения гигиены условия и удовлетворительный уровень жизни (п. 2 ст. 4 Конвенции МОТ).
Конституционный Суд РФ указал, что фактам установления максимального размера пособия по беременности и родам в федеральных законах о бюджете ФСС России конституционные права граждан не нарушаются.
Неконституционным является не сам факт установления максимального размера пособия по беременности и родам, а то, каким образом определен этот максимальный размер, а именно без учета соответствия пособия предшествующему заработку застрахованного лица, на основе которого оно выплачивало взносы.
Максимальный размер пособия по беременности и родам не может быть определен без учета природы указанной выплаты и, следовательно, размера заработка, на основе которого исчисляются и уплачиваются соответствующие платежи.
Дело в том, что основным источником формирования доходов ФСС России является единый социальный налог. И при определении налоговой базы по ЕСН учитывается как сам заработок физического лица, так и в определенной мере совокупный уровень материального обеспечения работника (п. 1 ст. 237 НК РФ).
С дохода работниц, имеющих высокую заработную плату, работодатель начисляет и уплачивает в ФСС России в составе единого социального налога сумму в большем размере, чем с заработной платы низкооплачиваемых работников.
А в результате установления максимального размера пособия в том виде, в котором он существует, складывается ситуация, при которой пособие работницы, получающей высокую заработную плату, в пропорциональном отношении меньше пособия, выплачиваемого работнице, имеющей заработную плату, не превышающую 16 000 руб.
То есть, например, если заработная плата работницы составляет 60 000 руб., пособие по беременности и родам в 2007 г. ей будет выплачиваться в размере 27% заработной платы.
А если заработная плата сотрудницы составляет 16 000 руб., то пособие по беременности и родам в 2007 г. она получит в размере 100% заработной платы.
Таким образом, существует явное несоответствие между платежами в ФСС России и выплатами, осуществляемыми в пользу застрахованных женщин в соответствии с их заработком.
Обращаем внимание, что норма Закона "О бюджете ФСС РФ на 2002 год", устанавливающая максимальный размер пособия по беременности и родам, утрачивает силу по истечении шести месяцев с момента провозглашения Постановления КС РФ от 22.03.2007 N 4-П, т.е. с 23 сентября 2007 г.
За этот срок законодатель должен внести соответствующие изменения в законодательство с учетом правовой позиции КС РФ.
Работодателям следует обратить внимание на следующее: с практической точки зрения это означает, что несмотря на неконституционность нормы, устанавливающей максимальный размер пособия по беременности и родам, она по-прежнему должна применяться работодателями до 23 сентября 2007 г. и будет учитываться при выплате пособий.
Однако следует учитывать и то, что норма Закона, устанавливающая максимальный размер пособия, признана неконституционной. А это значит, что женщина, заработная плата которой значительно превышает максимальный размер пособия по беременности и родам, вправе обратиться в суд и доказывать свое право на получение пособия в размере 100% среднего заработка.
Как сложится судебная практика по этому вопросу, покажет время.
Е. Карсетская,
эксперт АКДИ
"Малая бухгалтерия", N 5, июль-август 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Малая бухгалтерия"
Учредитель ОАО "АКДИ Экономика и жизнь"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ N ФС77-19030 от 25.11.2004 г.
Адрес редакции и издателя: 125319, Москва, ул. Черняховского, д. 16